Файл: ЛАБОРАТОРНЫЕ работы по ДМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Правила оформления отчета по лабораторным работам

Лабораторная работа № 1 Привод исполнительного механизма

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 2 Зубчатый цилиндрический редуктор

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные геометрические параметры цилиндрического зацепления

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 3 Зубчатый конический редуктор

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры конического зацепления

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 4 Червячный редуктор

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 6 Автомобильная коробка передач

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 7 Подшипники качения

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 9 Определение коэффициента трения в подшипнике скольжения

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Обработка результатов испытания

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 10 Определение коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Список использованных источников

Форма титульного листа отчета по лабораторным работам

Приложение 2 Форма первого листа к лабораторной работе Лабораторная работа № _____

Работа проверена: ______________________

Оглавление

Основные кинематические и геометрические параметры конического зацепления

Параметр

Обозначение

Величина

передаточное число передачи

угол делительного конуса, град:

– шестерни

– колеса

внешний окружной модуль, мм

средний окружной модуль, мм

число зубьев шестерни

u

δ1

δ2

mе

m

z1

11. Собрать редуктор и осуществить регулировку конического зацепления.

12. Вычертить в масштабе 1:1 эскиз конического зацепления. Порядок: отложить δ1, δ2, Rc, hc, b и произвольно вычертить форму колеса.

13. Измерить и указать на эскизе редуктора габаритные, присоединительные и установочные размеры.

Вывод к лабораторной работе.

Контрольные вопросы

  1. Сравнительный анализ конической зубчатой передачи с цилиндрической.

  2. Понятия о внешних, средних и внутренних параметрах.

  3. Как определить внешний окружной модуль зацепления?

  4. В чем особенности монтажа и регулировки конического зубчатого редуктора?

  5. Какие геометрические параметры зацепления необходимо согласовывать со стандартным рядом?

  6. Для чего определяются среднее конусное расстояние и средний окружной модуль m?

Лабораторная работа № 4 Червячный редуктор

Цель работы: изучение конструкции типового червячного редуктора, знакомство с компоновкой узлов и назначением отдельных деталей, приобретение навыков по разборке, сборке и регулировке редуктора.

Задание: 1) определить основные кинематические и геометрические параметры червячного зацепления;

2) вычертить архимедов червяк с указанием измеренных и вычисленных геометрических параметров;


3) измерить и указать на эскизе червячного редуктора габаритные, присоединительные и установочные размеры.

Теоретическое введение

На рис. 4.1 представлены одноступенчатые червячные редукторы с указанием соответствующей кинематической схемы. Червячная передача относится к передачам зубчато-винтового класса. Наиболее распространены червячные передачи с углом перекрещивания валов Σ = 90º.

Передача состоит из червяка, то есть винта с трапецеидальным (архимедов червяк) или эвольвентным (эвольвентный червяк) профилем резьбы и червячного колеса с зубьями, торец которого имеет форму дуги, охватывающей часть червяка. Ведущим звеном в передаче является червяк, который может располагаться под колесом (рис. 4.1) или над колесом (рис. 4.3). Червяк выполняется из легированной стали, где рабочая поверхность витков подвергается закалке для эвольвентного червяка до твердости HRC 50…55 с последующим шлифованием и полированием. Высокий класс шероховатости и высокая твердость рабочей поверхности витков червяка при наличии смазки способствует благоприятной работе зацепления, в котором действует трение скольжения, т.е. витки червяка скользят по зубьям колеса. При этом уменьшается вероятность истирания более мягкого материала червячного колеса при больших относительных скоростях скольжения.

а б

Рис. 4.1. Одноступенчатый червячный редуктор

На рис. 4.2 представлен архимедов червяк и указаны его основные геометрические параметры. Направление витков червяка может быть как правым, так и левым. На рис. 4.2 червяк с правым наклоном винтовой линии. Число заходов червяка резьбовой (винтовой) линии определяется по его торцевой поверхности аналогично резьбовым соединениям.

Червячное колесо в целях экономии цветных металлов выполняется с ободом (венцом) 2 из антифрикционных материалов (бронзы, латуни, спецчугуна) и чугунной ступицей 3, что отображено на рис. 4.3. Бронзовый обод на чугунную ступицу посажен с гарантированным натягом. При нагреве посадка может ослабнуть, т.к. коэффициент линейного расширения бронзы больше, чем чугуна. Поэтому в стык венца и ступицы ввертывают винты 4 с последующим срезанием головок. Ступица червячного колеса 3 устанавливается на вал 5 с натягом. При работе червячного зацепления часть полезной энергии обращается в тепло, что ухудшает условие смазки зацепления. Для повышения теплоотвода в червячных редукторах стенки корпуса изготавливаются оребренными (4.1, а).


Рис. 4.2. Архимедов червяк: d1 – делительный диаметр; df1 – диаметр впадин; dа1 – диаметр вершин; b – длина нарезной части; рх – осевой шаг; α = 20º – угол профиля витка; – угол наклона винтовой линии

Опорами тихоходного вала 5 являются конические роликоподшипники. Аналогичные опоры назначают и для быстроходного вала. Внутреннее кольцо подшипника на вал ставят с натягом, а наружное – в корпус редуктора со скользящей посадкой. Такая постановка позволяет наружному кольцу во время работы занять положение, при котором обеспечивается лучший контакт тел качения с кольцами подшипника.

Уплотнения 7 ставят в крышках, через которые выходят концы валов. Назначение уплотнений – предотвратить попадание механических частиц в подшипники и в зацепление через зазор между крышками и валом, а также предотвратить вытекание смазки из редуктора. Тип уплотнения назначается в зависимости от окружной скорости вала.

Сборка производится одновременно с регулировкой осевого люфта подшипников качения и проверкой правильности сборки зацепления. Порядок сборки червячного зацепления отображен на рис. 4.3, а.

В

а

б

начале следует установить боковую крышку8 и предварительно завинтить два винта по диагонали. Установить червячное колесо с валом и закрыть второй боковой крышкой 9. Прижимая крышку рукой или предварительно закрепив двумя винтами по диагонали, определить щупом зазор  между фланцем крышки 8 и корпусом 10. Из набора подобрать кольцевые металлические прокладки так, чтобы в сумме они составляли толщину ( + 0,1) мм.

Рис. 4.3. Червячное зацепление

Затем разделить прокладки примерно на две равные части 1 и 2 по толщине и установить под боковые крышки 8 и 9, затягивая все винты. При этом вал колеса не должен иметь осевого люфта и в то же время должен свободно проворачиваться рукой. В противном случае следует уменьшить или увеличить на одну прокладку или одну из прокладок. Осевые перемещения валов измеряются индикатором.


Вал червяка собирается в такой же последовательности, что и вал червячного колеса. Устанавливают на место и остальные детали за исключением верхнего смотрового люка.

Далее следует проверить правильность сборки зацепления. Для этого необходимо, чтобы средняя плоскость червячного колеса проходила через центр червяка. Это определяется по пятну контакта. Для чего на рабочую боковую поверхность винта червяка 1 наносится тонкий слой краски. Затем поворачивают червяк, создавая рукой реактивный момент на валу колеса. Через люк наблюдают пятно контакта. Если оно примерно симметрично относительно главной плоскости, то сборка зацепления выполнена правильно. Если пятно контакта смещено влево (рис. 4.3, б), то необходимо с противоположной стороны из-под крышки 9 вынуть одну прокладку и поставить под крышку 8 на другой стороне. При этом колесо с валом и подшипниками относительно корпуса переместится в противоположную сторону постановке прокладки. После этого вновь проверяют правильность сборки зацепления. Перестановку прокладок ведут до симметричного расположения пятна контакта.


Оборудование

Лабораторная работа выполняется с использованием универсального одноступенчатого червячного редуктора типа РЧУ-80А, эскиз которого представлен на рис. 4.4. Редуктор имеет герметический корпус для образования масляной ванны.

В неразъемном, отлитом из алюминиевого сплава или чугуна корпусе 1 устанавливаются быстроходный вал 2 и тихоходный вал 3. Корпус закрывается крышкой 4 с прокладкой 5. Червяк выполнен заодно с быстроходным валом 2. В поперечном сечении виток очерчивается спиралью Архимеда. Червячное колесо 6 с целью экономии цветных металлов делают сборным.

Валы рассматриваемого редуктора имеют опоры – это роликовые конические подшипники 7 и 8. Подшипниковые узлы закрываются накладными крышками 9 и 10. Для регулировки червячного зацепления используются комплекты металлических прокладок 11 и 12.

Для герметизации выходных участков валов устанавливаются манжеты 13 и 14. Тихоходный вал 3 соединен с червячным колесом посредством шлицевого соединения, которое значительно упрощает разборку и сборку редуктора. Лапы 15 редуктора выполнены отдельно от основного корпуса 1 и крепятся к нему шпильками 16. В лапах 15 предусмотрены отверстия для установки редуктора на раму привода. При конструктивной необходимости редуктор может крепиться к раме шпильками без использования лап. При назначении смазки червячного редуктора предпочтение отдается картерной.

Уровень масла контролируется стержневым маслоуказателем 17, который выполняет и роль отдушины. Масло заливается в отверстие для маслоуказателя, сливается через отверстие в нижней части корпуса (на рис. 4.4 не показаны).