Файл: Экологический аудит 3 лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3.1. Методы описания и оценки воздействия промышленного производства на окружающую среду, используемые в практике экологического аудирования

3.1.1. Анкетирование;

3.1.2. Контрольные списки

3.1.3. Изучение документации

3.1.4. Наблюдение деятельности

3.1.5. Интервьюирование

3.1.6. Прослеживание процессов

3.1.7. Метод составления материальных балансов

3.1.8. Метод картирования (или составления ситуационных планов)

3.1.9. Инструментальные методы анализа

3.1.10. Методы на основе экспертных оценок

3.2. Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам при проведении проверки

3.2.1. Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента

3.2.2. Специальные знания и навыки аудиторов

3.2.3. Навыки и умения аудиторов

3.2.4. Требования к персональным (личным) качествам аудитора

3.2.5. Процедура оценки аудиторов

Применение методов оценки аудиторов

3.1. Методы описания и оценки воздействия промышленного производства на окружающую среду, используемые в практике экологического аудирования

Методология экологического аудита во многом определяется особенностями объекта и целями проверки. В зависимости от специфики системы менеджмента организации, а также с целью оптимизации затрат и достижения задач программы аудита, его можно планировать (строить) по следующим схемам:

1) аудит деятельности подразделений, включающий обследование всех процессов в которых они задействованы;

2) аудит взаимодействия процессов системы менеджмента, включающий последовательное обследование каждого процесса в разных подразделениях организации.

Недостатком первого метода является отсутствие прослеживаемости взаимодействия между подразделениями в рамках процессов системы менеджмента.

Аудитор имеет возможность «проследить» весь процесс с учетом структуры организации и получить информацию о взаимодействии подразделений в рамках процессов.

Возникает необходимость дополнительных затрат времени на перемещение аудиторской группы из подразделения в подразделение при отслеживании цепочки процессов. Кроме того, из поля зрения неопытного аудитора могут выпасть вспомогательные процессы (управление документами, записями и т. п.).

На практике наиболее часто применяется комбинированный метод, при котором аудит проводится по подразделениям, но для аудита выбираются несколько конкретных объектов (проекты, контракты, изделия и т. п.).

В практике экоаудита широко используется ряд специальных методов, позволяющих организовать разнообразные данные, получаемые в процессе проведения аудиторских программ:

3.1.1. Анкетирование;

3.1.2. контрольные списки;

3.1.3. изучение документации, анализ данных и записей;

3.1.4. наблюдение деятельности;

3.1.5. интервьюирование;

3.1.6. прослеживание процессов;

3.1.7. материальные балансы;

3.1.8. картирование;

3.1.9. инструментальные методы анализа;

3.1.10. экспертные оценки.

Часть этих методов является универсальной и применяется во всех видах аудита; другие служат для решения специальных организационных или содержательных задач.


3.1.1. Анкетирование

Анкетирование в основном применяется при проведении аудитов силами внешних специалистов для сокращения сроков работы аудиторов на площадке. Анкеты готовятся аудиторами и направляются для заполнения в организацию. Анкеты содержат различные вопросы, ответы на которые позволяют лучше спланировать аудит, предварительно оценить приоритетные проблемы и степень развития системы менеджмента организации. Следует отметить, что применение анкет оправдано именно в таком контексте и чрезмерное увлечение ими может приводить к нежелательным результатам. Так, в регионах до сих пор появляются отчеты по результатам аудита, представляющие собой компиляцию материалов проектов предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов и сведений, изложенных сотрудниками организации в ответах на вопросы анкеты.

Суть метода заключается в следующем:

  • На первом этапе составляется список основных направлений и аспектов экологической деятельности, которые должны быть реализованы предприятием рамках экологического мониторинга, контроля и управления. Список составлен в виде таблицы, где по данным опроса компетентных представителей предприятия отмечают наличие или отсутствие деятельности в данном направлении и аспекте.

  • На втором этапе, если предприятием осуществляется деятельность в данном направлении, составляются суммарные сводки основных и дополнительных данных и фактов, необходимых для дальнейшего анализа и оценки эффективности деятельности. Разработки соответствующих рекомендаций и предложений; приводимые в таблицах данные и факты, как правило, могут быть подтверждены соответствующими документами (в случае необходимости, используются копии таких документов).

  • На третьем этапе составляется перечень рекомендаций и предложений по развитию и повышению эффективности рассматриваемого вида деятельности или по его инициированию (если предприятием деятельность в данном направлении не осуществляется).

Метод анкетирования является одним из основных методов исчерпывающего качественного обзора, анализа, оценки и ранжирования любых экологических проблем, а также методом полуколичественного и количественного описания приоритетных экологических проблем, позволяющих обосновывать и разрабатывать соответствующие конкретные и адресные рекомендации и предложения.


3.1.2. Контрольные списки

Контрольные списки служат для систематизации работ аудита, выступают в качестве напоминания или подробного перечня критериев аудита. Списки могут, как просто перечислять компоненты окружающей среды или элементы системы менеджмента, рассмотрение которых необходимо, так и включать варианты ответов для ранжирования результатов (как, например, в методе gap-анализа).

Разработка контрольных листов (checklist) или аудиторских протоколов является основным рабочим документом аудитора. Протоколы разрабатываются по конкретным аспектам программы в зависимости от специфики целей, задач и объектов аудирования.

Данный протокол заполняется как со слов компетентного представителя природоохранной службы, так и с помощью использования экологической документации, имеющейся на предприятии (о наличии которой уже известно аудитору после выполнения предыдущей стадии аудирования). Так же, как и в предыдущих протоколах, в протоколе по определению существующей системы экологических приоритетов предприятия должна содержаться официально декларируемая информация. Далее приведен пример заполнения аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия (рис. 19).

Рис. 19. Пример заполнения аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия

Как видно из этого примера, в протоколе фиксируется официально декларируемая информация и собственные оценки и примечания аудитора. При этом колонка фактической ситуации может вообще не заполняться в случае согласования аудитора с официальной информацией, либо при отсутствии данных для ее опровержения.

В то же время необходимо выделить основную группу протоколов, разработка которых необходима практически всегда (с учетом мировой практики аудирования) по таким направлениям, как:

  • выбросы в атмосферу и очистка отходящих газов;

  • сброс и очистка сточных вод;

  • образование опасных отходов;

  • размещение и удаление опасных отходов;

  • обращение с полихлорированными бифенилами и их обезвреживание;

  • использование пестицидов и их обезвреживание;

  • управление использованием опасных материалов и веществ;

  • обращение с асбестом и его обезвреживание;

  • переработка и использование или захоронение отходов;

  • разливы нефти и нефтепродуктов.


Возможна разработка и множества других отдельных специальных протоколов, например, по проблемам шума, радиационного, электромагнитного, теплового загрязнения и др. При этом следует отметить, что протоколы, связанные с проблемами полихлорированных бифенилов (ПХБ) и асбеста, не являются специфическими, а применимы при аудите любых объектов. Несмотря на то, что требования к экологическому контролю в этих областях недостаточно отражены в российском законодательстве, рассмотрение проблем асбеста и ПХБ в случаях иностранного инвестирования является обязательным.

Обычно аудиторский протокол включает три основные колонки: 1) законодательные и нормативные требования, 2) инструкции для аудитора, 3) комментарии аудитора. Безусловно, уровень использования контрольных листов-протоколов зависит от опыта аудитора (опытные аудиторы нередко нуждаются в них лишь для проверки полноты своей работы в конце рабочего дня, для начинающих же аудиторов они просто необходимы и должны включать конкретные инструкции). При разработке контрольных листов для определенных объектов рекомендуется их обязательное предварительное тестирование в полевых условиях с последующей переработкой по результатам тестирования.


3.1.3. Изучение документации

Изучение документации составляет фундамент аудитов системы менеджмента, поскольку в ходе проведения анализируется соответствие документированной системы менеджмента требованиям стандарта и выполнение ее положений.

Анализ документации осуществляют путем проверки соответствия документированных процедур, используемых на рабочих местах, тем, которые официально установлены в системе менеджмента.

Например, на заводе имеется 47 экземпляров документированной процедуры по процессу «Управление документацией»; в цехе № 13 должен быть экземпляр этой процедуры с определенным номером. При посещении этого цеха необходимо проверить номер имеющейся документированной процедуры (не исключено, что на рабочем месте экземпляр документированной процедуры потерян, а на время проверки взят из другого цеха); при внутренней проверке надо проверять не только наличие документов, но и их регистрационные номера в соответствии с внутренним реестром рассылки.

В рамках аудитов всех типов изучение различных видов документации, также как анализ данных и записей, служат для выявления проблем в планировании и осуществлении деятельности, координации и обмене информацией, а также для выявления прошлых проблем организации (в целях анализа результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих мер, масштаба имевшего место воздействия на окружающую среду).

3.1.4. Наблюдение деятельности

Наблюдение деятельности позволяет независимо оценить выполнение установленных требований, адекватность усилий организации по контролю экологических аспектов; оценить масштаб имеющего место воздействия на окружающую среду и здоровье персонала.

Свидетельства аудита должны быть оценены с точки зрения критериев аудитадля формирования наблюдений аудита. Должен быть подведен итогсоответствия критериям аудитас указанием подразделений, функций и процессов, которые были проверены в ходе аудита.

Наблюдение за деятельностью необходимо для того, чтобы сформулировать результаты оценки соответствия или несоответствия установленным требованиям в виде заполненных форм регистрации несоответствий или уведомлений.

Наблюдения аудита могут указывать либо на соответствие, либо на несоответствие критериям аудита. Если это было определено целями аудита, наблюдения могут указывать на возможности для улучшения. При необходимости, аудиторская группа должна собираться для анализа наблюдений аудита на соответствующих этапах в процессе аудита.