ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3.1.4. Наблюдение деятельности
3.1.6. Прослеживание процессов
3.1.7. Метод составления материальных балансов
3.1.8. Метод картирования (или составления ситуационных планов)
3.1.9. Инструментальные методы анализа
3.1.10. Методы на основе экспертных оценок
3.2. Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам при проведении проверки
3.2.1. Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента
3.2.2. Специальные знания и навыки аудиторов
3.2.3. Навыки и умения аудиторов
3.2.4. Требования к персональным (личным) качествам аудитора
Для различных загрязняющих веществ разработаны специальные перечни эталонных и контрольных значений.
Экспертная оценка делается на основе сравнения рассматриваемых параметров (например, концентрации загрязняющих веществ) между данным конкретным местом нахождения и стандартизированной ситуацией или положением сравнения. Исходя из опасности вредных веществ на загрязненной территории или исходного фактора риска с помощью трех последовательных этапов проводится экспертная оценка – являются ли существующие на данном месте нахождения местные условия уменьшающими опасность или увеличивающими ее в отношении выноса (1 этап), вноса (2 этап) или миграции и действия веществ (3 этап).
При этом опасность вещества выражается в таких свойствах, как:
растворимость, смешиваемость, давление пара, агрегатное состояние, плотность, вязкость;
способность вступления в реакцию с другими веществами, распадоемкость;
экотоксичные свойства, свойства, токсичные для человека.
Подобная экспертная оценка служит, прежде всего, для выбора особо опасных загрязненных территорий или мест нахождения и является основанием для разработки аудиторских рекомендаций и предложений, например, по срочности необходимых мер.
Часто при использовании экспертных методов оценок в качестве вспомогательных действий строятся специальные матрицы. Например, при оценке приоритетности рисковых ситуаций может быть использована матрица, где по оси ординат оценивается вероятность сценария, а по оси абсцисс – масштабы последствий.
3.2. Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам при проведении проверки
Уверенность и доверие к процессу аудита зависят от компетентности лиц, проводящих аудит. Эта компетентность основывается на демонстрации как личных качеств, так и способности применять знания и умения, приобретенные посредством образования, опыта работы, подготовки в качестве аудиторов и опыта проведения аудитов.
Некоторые знания и умения, являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента, а некоторые специфичны для аудиторов по отдельным дисциплинам.
Аудиторы развивают, поддерживают и улучшают свою компетентность посредством постоянного повышения квалификации и регулярного участия в аудитах.
Схема 1. Концепция компетентности аудиторов
3.2.1. Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента
Аудиторы должны обладать знаниями и умениями во многих областях и сферах деятельности. Сфера профессиональных знаний аудитора должна распространяться на:
а) Принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие аудитору выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное их проведение.
Аудитор должен уметь:
применять принципы, процедуры и методы аудита;
результативно планировать и организовывать работу;
проводить аудит в согласованные сроки;
расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;
собирать информацию путем результативных опросов и прослушивания, осмотра и анализа документов, включая записи и данные;
понимать приемлемость и последствия использования методик выборки при аудите;
проверять правильность собранной информации;
подтверждать достаточность и соответствие свидетельств аудита для получения наблюдений аудита и заключений по результатам аудита;
оценивать факторы, которые могут повлиять на достоверность наблюдений и заключений по результатам аудита;
использовать рабочие документы для ведения записей по аудиту;
подготавливать отчеты по аудиту;
обеспечивать конфиденциальность и сохранность информации;
результативно общаться самостоятельно, используя знание языка, или через переводчика.
б) Систему менеджмента и ссылочные документы, позволяющие аудитору изучить область аудита с учетом критериев аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать:
применение систем менеджмента для различных организаций;
взаимодействие между компонентами системы менеджмента;
стандарты систем менеджмента качества или экологического менеджмента, применимые процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые в качестве критериев аудита;
понимание приоритетов ссылочных документов и различий между ними;
применение ссылочных документов к различным ситуациям в процессе аудита;
информационные системы и технологии утверждения, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями.
в) Особенности функционирования организации, позволяющие аудитору понять атмосферу в организации. Знания и умения в этой области должны охватывать:
размер, структуру, функции организации и внутрипроизводственные отношения;
основные бизнес-процессы и соответствующую им терминологию;
культурные и социальные особенности проверяемой организации.
г) Применяемые законы, технические регламенты, нормы и требования, относящиеся к отрасли, позволяющие аудитору понимать требования, актуальные для проверяемой организации.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
местные, региональные и национальные законы и нормативно-правовые акты;
контракты и соглашения;
международные договоры и конвенции;
другие требования и добровольные обязательства организации.
Руководители аудиторских групп должны обладать дополнительными знаниями и навыками по управлению аудитом для обеспечения его результативности и эффективности.
Руководитель аудиторской группы должен уметь:
планировать аудит и результативно использовать ресурсы в процессе аудита;
представлять аудиторскую группу при контактах с заказчиком аудита и проверяемой организацией;
организовывать и руководить членами аудиторской группы;
обеспечивать руководящими указаниями и рекомендациями аудиторов-стажеров;
направлять работу аудиторской группой для достижения заключений по результатам аудита;
предупреждать и разрешать конфликты;
подготавливать и составлять отчет (акт) и заключение по аудиту.
3.2.2. Специальные знания и навыки аудиторов
Данные знания и навыки охватывают сферу экологического менеджмента или менеджмента качества. Так, аудиторы систем менеджмента качества должны обладать знаниями и навыками в следующих областях.
а) Методы и подходы менеджмента качества, позволяющие аудитору проверять системы менеджмента качества и формировать соответствующие наблюдения и заключения по результатам аудита. Знания и навыки в этой области должны охватывать:
терминологию качества;
принципы менеджмента качеств и их применение;
инструменты менеджмента качества и их применение (например, статистический контроль процессов, анализ характера и последствий отказов и т. д.).
б) Процессы и продукция, включая услуги, позволяющие аудитору понимать технологическую среду, в которой проходит аудит. Знания и умения в этой области должны охватывать:
терминологию определенной отрасли;
технические характеристики процессов и продукции, включая услуги;
процессы и практику работы определенной отрасли.
Аудиторы систем экологического менеджмента должны обладать знаниями и умениями в таких областях, как:
а) Методы и подходы экологического менеджмента, позволяющие аудитору проверять системы экологического менеджмента и получать наблюдения и заключения по результатам аудита.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
терминологию экологического менеджмента;
принципы экологического менеджмента и их применение;
инструменты экологического менеджмента (такие, как оценка экологических аспектов (воздействий), оценка экологической результативности, оценка жизненного цикла, оценка эффективности экологического менеджмента и т. д.).
б) Научные знания и технологии в сфере экологии, позволяющие аудитору понимать фундаментальные основы взаимосвязи человеческой деятельностью и окружающей средой.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
взаимодействие экосистем;
компоненты окружающей среды (например, воздух, вода, земля);
управление использованием природных ресурсов (например, ископаемое топливо, вода, флора и фауна);
основные методы охраны окружающей среды.