ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура доказательства (установки истинности какого-либо положения):

  1. Тезис (мысль, которую требуется доказать)

  2. Аргументы, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис)

  3. Демонстрация (способ доказательства)

Тезис должен быть четко сформулирован, оставаться неизменным в процессе доказательства, не должен содержать противоречий.

Аргументы должны быть истинными, достаточными для тезиса. Не допускаются в доказательстве логические ошибки: подмена тезиса, заблуждения. Тезис обосновывается аргументами, которые выводятся из этого же тезиса.

К логическому аргументу относятся:

- Теоритические обобщения и выводы, ранее доказанные научные законы.

- Утверждение о фактах

- Определения понятий определенных научных областей, конкретных знаний и т.д.

Психологические доводы способны затрагивать чувства людей.

Доводы от сочувствия, от недоверия, от сомнения, от осуждения и т.д.

Психологические доводы должны использоватьсяво благо, а не во вред человеку.

Риторическая этика запрещает обращаться к низменным чувствам, эмоциям, способным порадить что-либо отрицательное. Эта злоба, зависть, агрессивность, жадность и т.д.

Удачность (неудачность) рчевого общения зависит и от экстралигвистических факторов:

- Потребность в общении

- Заинтересованность в общении

- построенность не на собеседнико

- знание норм этики общения

- различные внешние обстоятельства.


Невербальные средства бщения.

Невербальные средства общени – мимика, жесты, интонация.

Мимика- движение лица, выражение внутреннего состояния.

Жесты – Движения руками, телом, которые сопровождаются речью.(указательные, изобразительные, символические, риторические, эмоциональные, механиеские).

Интонация – это средство, которое позволяет отличать устную речь от писменной. С помощью интонации речь становиться выразительней, передаются смысловые и эмоциональные различия высказывания, передается состояние и настроение говорящего, отношение предмету беседы, друг к другу и т.д. Благодаря интонации речь приобретает неповторимы индивидуальный характер, интенсивность, тон речи, и тембор голоса.

В процессе разговора очень важен позитивный настрой. Созданию положительной атмосферы способствую принципы:

  1. Принцип разговорной безопасности (не причинть вред партнеру)

  2. Принцип децентрической направленности (не причинять ущерб делу, ради которого осуществляется взаимодействие)

  3. Принцип адекватности того, что произнесено. (Не искажать смысл сказанного)

Благоприятная обстановка создается, если соблюдаются следующие факторы:

- признание возможности существования различных точекзрения

- предоставление возможностей каждому высказывать свою точку зрения

-осознание необходимости не через волю каких-либо лиц, а через ситуацию, которая сложилась.

- определение общих платформ для дальнейшего сотрудничества, стремление найти в высказывании партнеров полжительные моменты.

Важным в общении является не только умение говорить, но и слушать.

Ораторское выступление.

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.


Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова:риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции,в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который решается напротяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности:

1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;

2) неоднородность. Исторически, в зависимости от сферы применения, оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

Публичная речь является особой формой речевой деяельности, так как она адресована определенной аудитории. Публичная речь характеризуется следующими особенностями:

  1. Устная форма обуччения(один говорит, другой слушает. Монолог, диалог)

  2. Взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением.

  3. Использование различных средств общения (невербальное средство общения, презентация)


Подготовка к выступлению.

  1. Работа с темой выступления;

  2. Понять тему, понять о чем идет речь;

  3. Работа с научной литературой;

  4. Поиск литературы в соответствии с темой;

  5. Сбор материала;

  6. Работа со всеми собранными материалами. Оформление цитат, делаем списки;

  7. На основе собранного составить план работы;

  8. Работа с черновиком (т.е. из черновика делаем чистовик).

В работе должны быть 3 основных компонента:

  1. Вступление;

  2. Основная часть;

  3. Заключение (вывод);

Все части должны соответствовать друг друг. Основная часть может состоять из двух частей: теоретическая и практическая.

Подготовка выступления, овладение материалом:

  1. Владеие содержанием текста

  2. Определить временные рамки. (время выступления должно соответствовать требованиям)

  3. Подготовка к возможным вопросам

  4. Учитывание особенности ацдитории.