ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа дисциплины « Конфликтология в социальной работе »

по специальности 350500 «Социальная работа»

Разработана в соответствии с государственным образовательным

стандартом высшего профессионального образования

Кострома

2012

ББК 60.524.228я73-6

П 784

Рецензент

Н.Ф. Басов, доктор педагогических наук, профессор

П 784

Программа дисциплины «Конфликтология в социальной работе» по специальности 350500 «Социальная работа»/ сост. канд. пед наук, доц. О. Б. Скрябина. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. – 23 с.

ББК 60.524.228я73-6

© О.Б. Скрябина, составление, 2008

© КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008

Пояснительная записка

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие - вовлекали большие и малые социальные группы, третьи - происходили между отдельными людьми. На протяжении веков многие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К сожалению, все заканчивалось неудачно и порождало еще более ожесточенные конфликты.

Сегодня конфликты - повседневная реальность. Поэтому конфликтология введена в нашей стране как особая дисциплина в учебные программы многих вузов. Основная задача курса «Конфликтология в социальной работе» состоит в том, чтобы создать условия для усвоения студентом определенного минимума теоретических знаний и опробования определенного круга практических умений и навыков по прогнозированию, предупреждению, управлению, урегулированию и разрешению конфликтных ситуаций в различных сферах человеческой жизни.


Курс "Конфликтологии в социальной работе" охватывает широкий круг тем: теория и методология конфликта, внутриличностные, межличностные, производственные, семейные, национально-этнические и другие конфликты, переговорный процесс как основной способ урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций и многие другие.

Структурно этот курс представляет собой синтетическую дисциплину, призванную интегрировать накопленные студентами знания, умения и навыки по проблемам изучения и разрешения разнообразных конфликтов.

Цель изучения конфликтологии - теоретико-прикладная. С одной стороны необходимо теоретически осмыслить проблему конфликта как социального явления, пронизывающего все сферы жизнедеятельности общества; с другой стороны, важно научиться анализировать конкретные виды конфликтов, овладеть технологиями их предупреждения, урегулирования и разрешения.

Особенностью конфликтологии является комплексный характер. Поэтому основной материал излагается с опорой на знания студентов по таким дисциплинам, как "Социология", "Психология", "Педагогика", "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", ''Геронтология", "Семьеведение", "Феминология" и др.

Изучение каждой темы предлагает три формы работы: лекционное, семинарское и лабораторно-практичеекое знание.

Такое построение курса позволяет студенту: во-первых, усвоить концептуальные положения и логику изучаемой проблемы; осознать многогранность и многоаспектностъ темы: отработать на практике элементы технологии работы в конкретной конфликтной ситуации.

Курс завершается экзаменом.


Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение курса «Конфликтология в социальной работе»

В результате изучения курса студент должен: во-первых, быть компетентным в вопросах характеристики конфликтологии как междисциплинарной области знания; теории конфликта (понятие конфликт, его структура, виды, динамика, функции в обществе); особенности конфликтов в социальной работе (специфика конфликтных ситуаций, его субъектов и объекта, динамики, позиции специалиста по социальной работе в конфликте); моделей управления конфликтами в социальной работе (предупреждение, профилактика, минимизация, разрешение, конструктивное завершение). Во-вторых, овладеть практическими умениями: диагностики и анализа конфликтной ситуации, использования в конфликтах стратегий избегания, приспособления, соперничества, компромисса, сотрудничества; организации и ведения дискуссии; пассивного и активного восприятия информации; конструктивного завершения конфликтного взаимодействия; построения коммуникации в позитивной коннотации. В-третьих, освоить технологии: организации и ведения переговоров, медиации (посредничества в разрешении конфликта).

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

135

Аудиторные занятия

62

Лекции

31

Практические занятия (семинары)

31

Самостоятельная работа

73

Вид итогового контроля -

экзамен

+

Примечание: дисциплина изучается в 7 и 8-м семестрах.

Тематический план, ч

п/п

Наименование

темы

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Всего

Лекции

Практич.

1

Введение в конфликтологию.

8

4

2

2

4

2

Понятие конфликт. Основные теории конфликта.

16

8

4

4

8

3

Источники, функции, структурные элементы конфликта.

16

8

4

4

8

4

Динамические модели конфликта.

12

4

2

2

8

5

Стратегии поведения участников конфликта.

16

6

2

4

10

6

Переговорный процесс: способы, методы и средства разрешения конфликтов.

20

10

6

4

10

7

Медиациия как специфический способ разрешения конфликта в социальной работе.

22

10

6

4

12

8

Прогнозирование, технологии и методы профилактики и предупреждения конфликтов.

16

8

4

4

8

9

Специфика деятельности социального работника по урегулированию национально-этнических конфликтов.

13

4

1

3

9

Всего часов

135

62

31

31

73


Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в конфликтологию

Конфликтология как научная дисциплина. Комплексный характер конфликтологического знания. Становление конфликтологии как самостоятельной области научного знания. Взаимосвязь конфликтологии с другими социальными и гуманитарными науками. Объект, предмет и задачи конфликтологии. Комплекс проблем, изучаемых конфликтологией.

Тема 2. Понятие конфликт. Основные теории конфликта

Определение понятия "конфликт" в психологии, социологии, политологии, педагогики и др. социально-гуманитарных науках.. Конфликтологическая трактовка дефиниции "конфликта". Основные направления в изучении теории конфликта: функционализм (3. Дюргейм,Т. Парсон, Н. Смелзер), структурализм (К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф). Современные представления о конфликте К.З. Боулдинга и др.

Тема 3. Источники, функции и структурные элементы конфликта

Природа возникновения конфликтов. Дефицит материальных ресурсов, распределение и перераспределение властных полномочий, важнейшие ценности и жизненные установки как основные источники конфликтных ситуаций. Функциональное предназначение конфликтов в жизни общества. Конструктивные и деструктивные функции социальных конфликтов. Анатомия конфликта: субъекты и участники, предмет и объект, конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия сторон. Схема конфликтной ситуации.

Тема 4. Динамические модели конфликта

Конфликт как динамическое явление. Основные стадии развития конфликта, Латентный период. Рост напряженности в отношении между субъектами. "Вызревание" противоречия, инцидент. Открытая стадия конфликта. Эскалация . Расширения и углубления конфликтной ситуации. Противоборство сторон. Кульминация. Стадия разрешения конфликта. Варианты завершения конфликта. Конструктивная и деструктивная стратегии Переговорный процесс как способ конструктивного разрешения противоречия. Завершение конфликта посредством третьей стороны. Постконфликтная стадия. Цена конфликта.


Тема 5. Стратегии поведения участников конфликта

Особенности поведения человека в конфликтной ситуации. Конфликтные паттерны. Конфликтные личности. Концепция К. Томаса - Р. Киллмена. Избежание конфликта. Приспособление. Соперничество в конфликте. Компромисс. Сотрудничество как наиболее конструктивная стратегия поведения современного человека в конфликте. Особенности применения конфликтологии стратегии поведения в сфере социальной работы.

Тема 6. Переговорный процесс: способы, методы и средства разрешения конфликтов

Понятие переговорный процесс. Функции переговоров в конфликте. Требования к участнику переговоров. Основные процедуры: регуляция психологической атмосферы, налаживание контакта, прием информации, разработка взаимоприемлемого решения, завершение переговоров. Стили ведения переговоров: жесткий, мягкий, торговый сотруднический. Культурные различия в переговорах. Специфика, организации переговоров специалистом по социальной работе.

Тема 7. Медиация как специфический способ разрешения конфликтов в социальной работе

Понятие медиация. Характеристика процесса медиации. Медиатор . Функции медиатора, Стадии медиации. Технология осуществления медиации. Работа медиатора по разрешению группового конфликта, Медиаторство в условиях современной России.

Тема 8. Прогнозирование, технологии и методы предупреждение конфликтов

Понятие и сущностные характеристики процесса прогнозирования конфликта. Диагностика типа и степени зрелости противоречия. Проектирование модели развертывания конфликта. Анализ конфликтной ситуации. Снятие эмоциональной напряженности. Шаги по предупреждению конфликта: устранение причин конфликта, поддержка сотрудничества, соц. партнерства, институционализация отношений, воздействие норм, нормативное регулирование деятельности и отношений.

Тема 9. Специфика деятельности социального работника по урегулированию национально-этнических конфликтов

Особенности развития России как многонационального государства. Особенности межнациональных конфликтов как субъект-конфликта. Способы урегулирования этнических конфликтов. Позиция социального работника в этническом конфликте. Адресная помощь. Толерантность социального работника по отношению к этнической и религиозной принадлежности клиента.