ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Рядом с иконой Троицы стоит древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас, относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под ней открывается образ более древний, причем сохранившийся. В небольших окошечках пробных раскрытий просматривается первоначальное изображение исключительной силы и выразительности
На древней штукатурке стен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, поцарапанные в XI-XIII веках. Среди них - молитвы, хроникальные записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода, собственные автографы, шутливые надписи типа : «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе».4
Долгое время в научной литературе велся спор о первоначальном облике Софии Новгородской.5 Ныне этот вопрос может считаться решенным: замысел древнерусских зодчих разгадан. В частности, установлено, что первоначально храм имел галереи, которые с восточной стороны завершались двумя небольшими храмами-приделами: северная галерея - приделом Иоанна Богослова, а южная - приделом Рождества Богоматери. Южная галерея служила усыпальницей новгородских князей и архиепископов. Здесь были похоронены Владимир Ярославович, Мстислав Удалой, многочисленные новгородские архиереи.
Следующая постройка-собор Рождества Богородицы - основана в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином и находится в Антониевом монастыре. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными и прямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам.
В древности собор был расписан внутри. Сохранились фрагменты фресковой живописи, исполненной в 1125 году. Росписи представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей -- Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.
До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Появились галереи - паперти, окружающие собор, уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты новые, широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму.
Георгиевский собор-главное сооружение Юрьева монастыря - возвышается на берегу Волхова, вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь - один из наиболее ранних в Новгороде - был построен в XII веке и являлся важным центром политической жизни новгородцев.
Строительство Георгиевского собора начато в 1119 году. Здесь применена трехглавая ассиметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Собор имеет три нефа, заканчивающихся алтарными апсидами.
Фасады собора украшены выступами - лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированы нишами. Архитектура фасадов стройна и величава, как и внутреннее пространство. Собор был расписан как внутри, так и снаружи, но древние фрески практически утрачены.
Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.
Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Так в 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича - Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав.
Постройки второй половины XII
Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Именно в это время появляется новый тип храма - почти квадратный в плане, с кубовидным объемом. Внутри него не шесть столбов, как было ранее, а четыре. Главка всего одна. Фасады завершаются посводным покрытием. Внутреннее пространство с восточной стороны заканчивается тремя апсидами.
Церковь Благовещенья на Мячино, построенная в 1179 году, расположена на дороге в Юрьево. Это наиболее ранний образец малых четырехстолпных храмов. Верхняя часть церкви перестроена в более позднее время. Первоначально фасады завершались полуциркульными сводами - закомарами, а кровля была посводной.
В 1189 году внутренние поверхности стен были покрыты фресками. Сохранившиеся фрагменты росписи в алтарной части стали доступны для обозрения лишь после снятия более позднего наслоения штукатурки. Живопись относится к новгородской художественной школе, для которой характерны яркая красочная палитра, подчеркнутость линий и контура.
Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году, является характерным памятником архитектуры второй половины XII века. Это небольшое по размерам сооружение находится вблизи Городища и является самой малой княжеской постройкой.
Церковь, почти квадратная в плане, имеет внутри четыре столба, на которых покоится барабан, перекрытый куполом. На хоры теперь попадают не из башни, а по узкой лестнице, размещенной в толпе западной стены, хоры только в средней части не отделены от основного пространства церкви. В северо-западном и юго-западном углах хоров имеются небольшие закрытые помещения - приделы. Хоры и приделы, являясь как бы вторым этажом, опираются не на своды, как было ранее, а на специально сделанное деревянное перекрытие.
Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется просторной. Это достигается за счет замены крестчатых в плане столбов на квадратные, сокращения их числа с шести до четырех и отказа от устройства на стенах внутренних пилястр. Для церкви характерна чрезмерная толщина стен. Фасады украшены выступающими пилястрами, расположенными напротив внутренних столбов, и завершаются фронтонами полукруглого очертания - закомарами.
В 1199 церковь была расписана, но удалось восстановить только фрагменты живописи в восточной части.
Уцелевшие фрагменты фресок Нередицы можно сегодня видеть в центральной апсиде храма, а также на южной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображение Павла Алеппского - фреска сохраняет яркую цветовую насыщенность, такую характерную для фресок Нередицы в целом Образность фресок Нередицы сродни образам архитектуры храма - в них та же властная мощь, то же сконцентрированное выражение духовной силы.
Нередица была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол - все было покрыто сплошным ковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор», подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция «Вознесение», западную часть стены занимала фреска «страшный суд».
Среди росписей Нередицкой церкви был портрет строителя храма - князя Ярослава Владимировича, изображения первых русских святых - князей Бориса и Глеба. Мастера, расписывающие храм - их было трое или четверо, -несомненно, были новгородцами, но принадлежали к разным художественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере, и , вероятно, учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали новгородской школе и писали в ярко выраженной графической манере.
Живопись Новгорода 11 – 12 веков.
Из-за неоднократного разграбления Киева и Чернигова до нас не дошли ранние южнорусские иконы. В гораздо лучшем положении был расположенный на севере Новгород, оставшийся в стороне от татарского нашествия. Поэтому не случайно именно из Новгорода происходят древнейшие русские иконы.
В течение всего XI века новгородцы не были «вольны в князьях». И князья и посадники назначались из Киева. Культурные связи с этим городом были весьма оживленными, и, вероятно, немало икон привозилось с юга в Новгород, где они служили предметом изучения и подражания для местных мастеров. Так были заложены основы для новгородской школы иконописи, из которой вышел ряд первоклассных работ.
Самое раннее из известных нам русских произведений станковой живописи - исполненная около середины XI века икона Петра и Павла (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник). Апостолы представлены в рост, в центре наверху написана полуфигура Христа. Головы апостолов даны не в строгом фронтальном положении, а в трехчетвертном повороте. Павел держит книгу, в левой руке Петра длинное древко креста, свиток и три ключа. Плохое состояние сохранности лишает возможности делать выводы о стиле и авторе этой монументальной иконы, несомненно навеянной фресковыми изображениями. Ее большой размер говорит, скорее, за то, что икона написана непосредственно в Новгороде.
Во второй половине XI и в начале XII века князья не возвели в Новгороде ни одной постройки. Лишь во время княжения грекофильски настроенного Мстислава Владимировича (1088-1094, 1096-1117) возобновилось великокняжеское строительство и начата была роспись храма Св. Софии. Возможно, что в это время при княжеском дворе сложилась живописная мастерская, выполнявшая фрески, иконы и миниатюры. С данной мастерской связаны росписи купола Св. Софии (1108) и миниатюры Мстиславова Евангелия (1103-1117). Эта мастерская была, вероятно, тем византинизирующим очагом, который во многом подготовил почву для блестящего расцвета новгородской иконописи XII века.