Файл: Невербальные коммуникации: значение, способы и эффективность использования в современных компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Невербальное общение - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения. Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного. Первые люди общались жестами: взмахи рук, наклон головы, поворот корпуса - всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. Потом появилось мычание. Зародилась интонация, тембр - то, что современным языком называется "паралингвистика". Вербальное общение появилось значительно позже. Сегодня, 60% в общении составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу и выражение лица. Еще 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают не связано с речью. Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невербалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами мы управляем легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку. По мимо того, общение также является коммуникативным процессом,

Управление персоналом организации нереально без понимания психологи людей и целей. Главным помощником в деятельности менеджера является невербальное общение. С использованием невербального общения в деятельности менеджера становится возможным более эффективное управление персоналом организации. Невербальная коммуникация становится главным критерием, с которым менеджер может правильно скорректировать стратегию управления, а так же четко и своевременно корректировать свои действия в зависимости от постоянно меняющихся условий управления. С правильным использованием невербального общения менеджер способен решать следующие управленческие задачи:[1]

1) Создать имидж специалиста для последующего воздействия на подконтрольный персонал с целью завоевания авторитета и доверия подчиненных, клиентов и вышестоящего начальства.

2) Правильно организовывать производственный процесс.

3) Четко и распознавать и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия психологического климата в организации, с целью снижения негативных факторов, действующих на персонал.

4) Поддерживать коллектив.

5) Добиваться поставленных целей.


Невербальное общение - это система сложной разновидности делового общения, убеждения, искусства установления необходимых контактов в целях повышения эффективности множества направлений коммерческой деятельности. Ценный навык для любых специалистов менеджмента – это умение самостоятельно организовать и провести деловые переговоры, приемы, а также грамотно организовать производственный процесс на местах в интересах формирования позитивных отношений с общественностью. Главная задача менеджера –формирование общего мнения. Формирование общего мнения может быть правильным только при дружественной атмосферы .Главным элементом данной атмосферы это- доверие, без которого нереально деловое сотрудничество.

Правильным элементом управления персоналом это- деловое общение. Это то ,что позволяет легко войти в контакт с людьми, партнерами начальством для достижения лучшего результата.

Актуальность выбранной мной этой темы, основана тем, что большинство людей еще не знает о существовании языка телодвижений.

Объектом исследования - являются особенности невербального общения у людей во время контакта между собой.

Предмет исследования - психологические средства невербального общения личности.

Цель – в любой работе никак не обойтись без использования невербальных элементов.

Задачи - формирование человеческого общения (мимикой, жестом, позой) .

Глава 1. Значение и понятие невербального общения

1.1 Актуальность

Актуальность проблемы исследования личности происходит также из практики к использованию психологических средств оптимизации невербального взаимодействия, не имеющей убедительного психологического обоснования. Эта система оптимизирующих средств имеет и диагностическую ценность, так как является одним из показателей индивидуального развития , а так же фактором последующего развития человека. Научные исследования об этом - необходимы также для профессионального роста тех людей, кто имеет связь с общением. Степень проблемы. Исследование в невербальном общении и его связи в других критериях и сторон человека в отечественной науке начались более 30 лет назад. В настоящее время огромное количество теоретических, учебных и методических материалов этой темы. Так, различным темам Н.О. посвятили свои работы такие авторы, как Аверкина Л. А., Ахьямова И. А., Белякова Н .В., Григорьянц Т. А., Екинцев В. И., Иванов В.Д., Лабунская В.А., Ларионова А.С., Михеева Г.А., Оналбаева А .Т., Орлова М.А., Плетнева Е. Г., Ренц Т .Г., Романова М. В., Самохина М. А., Чиркова Е. И., Эм Е. А. и др. Конечно, значение этих исследований огромное количество, особенно в разработке общетеоретических тем проблем невербального общения. Но до сих пор остается малоизученным вопрос о процессе оптимизации невербального общения личности. В настоящее время ещё многое неизученного о системе оптимизирующих средств, об их взаимосвязи и доминировании. Целью этих работы являются исследование системы психологических средств невербального общения личности. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие, функции и виды общения; ) анализировать невербального общения; ) характеризовать невербальные средства общения; ) выявить особенности невербального общения в разных странах.



 

1.2. Коммуникация и ее роль в обществе

Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, чувствами, обмен какой-либо информацией. Без коммуникации нереальное существование никакой организации, в которой работают люди. Коммуникация – это цель, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация -это средство, с помощью которого меняется поведение, информация приобретает более эффектную сторону, реализуются цели. Она стала темой исследований совсем недавно, потому что все "знали" о ее необходимости и принимали участие в распространении информации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление. Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно назвать коммуникации связующим процессом. Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем управленца. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.[2]


1.3. Понятие невербальной коммуникации и ее роль в общении

Для успеха важен учёт особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением следует учитывать невербальный язык людей. В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психические понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет.). Вербальная коммуникация в знаковой системе для передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным средством коммуникации, т.к. при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем. Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы: кинетическую (жесты, мимика, пантомимика); пара- и экстралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи); организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации; визуальный контакт.

Общение, будучи сложным социально - психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется основным каналом: речевой канал общения.

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения - все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла). Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Интонация, модуляция голоса, плавность речи, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: "У вас есть какие-нибудь идеи?" - на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: "Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим".


Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% - через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остаётся словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Следовательно, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: "Хорошо… я дам поручение" - то пауза после слова "хорошо" может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять. Через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, мы получаем в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него. Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл. А также выявить намерения участников и другую скрытую информацию. Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует неукоснительно соблюдать для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.

Процесс взаимопонимания в деловом общении складывается из трех основных компонентов:

1. Умение вести себя – грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данной ситуации вербальные и невербальные формы поведения, уметь быть понятным партнерам и участникам своей команды;

2. Умение понимать партнера – способность читать по внешнему поведению его мысли и чувства, предугадывать его намерения, быть проницательным;

3. Умение видеть и слышать партнера – быть внимательным к его поведению, словам, жестам, интонациям, замечать перемены во внешнем облике, внимательно слушать и понимать его.

При этом хотелось бы выделить важность учета именно невербальных коммуникаций. Нередко жесты более достоверно передают информацию, потому что они неосознанные и непроизвольны.