Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы соци ального обес печения за ключается в то м, что раз витие и су ществование по ддержки гр аждан всег да была, ест ь и будет н аиболее пр иоритетной з адачей наше го государст ва. Так, со гласно сед ьмой статье Ко нституции РФ, Росс ийская Федер ация являетс я государст вом, полит ика которо го направле на на созд ание услов ий, обеспеч ивающих досто йную жизнь и с вободное р азвитие че ловека. Име нно для это го и предн азначена с истема соц иального обес печения. Ве дь не сущест вует уника льной услу ги, котора я могла б ы позволит ь удовлетвор ить разнов идные потреб ности граж дан, собст венно поэто му данная ко нцепция и в ключает в себ я разнообр азный перече нь услуг, котор ые подходят д ля удовлет ворения ко нкретных ну жд граждан в р азличных сфер ах их жизне деятельност и. Исходя из это го, основно й задачей д анной систе мы являетс я в первую очере дь реализа ция устано вленных за коном соци альных пра в и минима льных соци альных гар антий в раз личных обл астях данно го рода. По мимо этого, р абота насто ящей систе мы способст вует не то лько поддер жанию опре делённого уро вня жизни, но т ак же и соз дания новы х возможносте й для её у лучшения и, что не ме нее важно, с глаживанию со циального нер авенства ме жду слоями н аселения.
На сегодня шний день, со циальное обес печение пре дставляет посте пенно разв ивающуюся с истему. Мо дернизацию которо й можно о характеризо вать следу ющим, а име нно перехо дом от тра диционного состо яния к совре менному. Д анные изме нения явля ются необхо димыми, та к как с ка ждым днем по являются всё но вые потреб ности у лю дей, помимо это го, государст ву необход имо не тол ько удовлет ворять нов ые потребност и граждан, но и бо лее рацион ально расхо довать сво и ресурсы и по воз можности пр иумножать и х, а это ст ановится с делать все бо лее труднее пр и традицио нной форме со циального обес печения.
Цель иссле дования проявляется в р ассмотрени и строя со циального обес печения, тр актовке его по дсистем и в идов оказы ваемой помо щи. Одновре менно с эт им необход имо рассмотрет ь пути оказ ания услуг через о пределенные учре ждения, та к же права и об язанности д анных орга низаций. Про анализиров ать роль и з адачи инно вации в да нной систе ме.
Исходя из пост авленной це ли, мною б ыли опреде лены следу ющие задачи работ ы:
- Раскрыть ос новные пон ятия и приз наки, попут но рассмотрет ь основные фу нкции и ви ды системы со циального обес печения;
- Разобрать к аждый из в идов данно й системы, п араллельно р ассмотрев и х структуру и учре ждения, котор ые занимаютс я реализац ией устано вленных фу нкций;
- Охарактеризовать и нновации в изуч аемой сфере.
Объектом – является социальное обес печения в Росс ийской федер ации..
Предмет – разнови дность систе мы социаль ного обеспече ния.
Источниковедческая б аза. В её основу в ходит акту альные на се годняшний де нь нормати вно – право вые акты и тру ды ученых, котор ые в свою очере дь тем или и ным образо м относятс я к сфере со циального обес печения и по могают рас крыть данну ю тему.
Структура р аботы обусловле на предмето м, целью и з адачами исс ледования. Р абота состо ит из введе ния, трёх г лав и закл ючения. Вве дение раскр ывает акту альность, о пределяет сте пень научно й разработ ки темы, объе кт, предмет, це ль, задачи и мето ды исследо вания, рас крывает теорет ическую и пр актическую з начимость р аботы.
Глава 1. О БЩЕЕ ПОНЯТ ИЕ СОЦИАЛЬ НОГО ОБЕСП ЕЧЕНИЯ
Сочетание т аких понят ий как «со циальное» и «обес печение» поз воляет зад аться мысл ю от том, что по д социальн ым обеспече нием подразу мевается р азнообразн ый комплекс мер, котор ый обеспеч ивает граж данина все м необходи мым, в раз личных соц иальных сфер ах, если у не го это не по лучается с амостоятел ьно, то ест ь если он н аходится в тру дной жизне нной ситуа ции, то госу дарство по могает ему в ыровнять со циальное по ложение по ср авнению с дру гими члена ми обществ а. Российс кая Федера ция в свою очере дь являетс я социальн ым государст вом, следо вательно по литика и з адачи напр авляются н а перераспре деление матер иальных бл аг в соответст вии с прин ципом соци альной спр аведливост и ради дост ижения каж дым гражда нином досто йного уров ня жизни, с глаживания со циальных р азличий и по мощи нужда ющимся. Та к же следует в ыделить фу нкции соци ального госу дарства. О ни являютс я следующи ми: поддер жка социал ьно незащи щенных слое в населени я (безработ ных, пенсио неров, инв алидов); о храна труд а и здоров ья людей; по ддержка се мьи, матер инства, от цовства, детст ва; устране ние социал ьного нера венства путё м перераспре деления до ходов; поо щрение бла готворител ьной деяте льности; ф инансовая по ддержка обр азовательн ых и культур ных програ мм; борьба с безр аботицей.
После анал иза научно й литератур ы и вышеиз ложенного б ыло дано с ледующее о пределение по нятия «соц иальное обес печение».
Социальное обес печение пре дставляет собо й форму со циальной по литики госу дарства, котор ая направле на на матер иальное обес печение опре деленных з аконом кате горий граж дан из сре дств федер ального бю джета и спе циальных в небюджетны х фондов в с лучае насту пления соб ытий, приз наваемых госу дарством со циально-зн ачимыми.
Помимо осно вного опре деления сч итаю нужны м выделить с ледующие фу нкции соци ального обес печения:
- Защитная фу нкция. Под лежат защите в д анном случ ае социаль ные права н аселения. Ес ли вдруг по являются те и ли иные пре пятствия, котор ые мешают с коль-либо по лноценно ре ализовать пр ава челове ка, то они до лжны быть устр анены, и со циальное обес печение в д анном конте ксте являетс я достаточ но мощным и нструменто м, который поз воляет спр авиться с д анной проб лемой.
- Экономическая фу нкция. Дан ная функци я выражаетс я в оказан ии материа льной поддер жки гражда нам в труд ной жизнен ной ситуац ии, в соде йствии раз витию общест венного про изводства в це лом и отде льных отрас лей народно го хозяйст ва, эконом ическому по дъему зон пр иоритетного р азвития и т. д.
- Политическая фу нкция. Способст вует стиму лированию рост а народонасе ления стра ны, воспро изводству з дорового по коления, росту про должительност и жизни гр аждан.
- Социально-реабилитационная. Фу нкция соци ального обес печения (в первые выде лена профессоро м Р.И. Ива новой) связ ана с удов летворение м специфичес ких потреб ностей прест арелых и нетру доспособны х граждан. О на выражаетс я в создан ии условий, б лагоприятст вующих сохр анению их пр авового ст атуса и охр ане здоров ья всех гр аждан.
Кроме функ ций, у соц иального обес печения су ществует следующий р яд признако в, с помощ ью которых обес печение пр изнается со циальным:
Под первым пр изнаком мо жно понимат ь особые об щественные от ношения, котор ые в свою очере дь возника ют в социа льной сфере. Д анные отно шения скла дываются ме жду гражда нами, а та кже соответст вующими ко мпетентным и органами в н ижеприведе нных случа ях:
1) По дост ижению гра жданами опре деленного возр аста, в св язи с болез нью, инвал идностью, потер и кормильц а, воспита нии детей, безр аботицей и др.
Такие отно шения возн икают с вы шеуказанны ми субъект ами в указ анных случ аях называ ют материа льными отно шениями. В хо де их осущест вления гра жданину пре доставляютс я материал ьные блага с по мощью котор ых они удо влетворяют с вои индиви дуальные потреб ности. Пре доставление н азванного б лага гражд анину в де нежной или н атуральной фор ме - в виде пе нсий, пособ ий, социал ьных услуг.
Второй приз нак подразу мевает то, что со циальное обес печение осу ществляетс я за счет р азличных ф инансовых источ ников.
Главным фи нансовым источ ником являетс я государст венный бюд жет. Вторы м по значи мости источ ником являетс я внебюджет ные государст венные фон ды. Третьи м являются б юджеты субъе ктов РФ и му ниципальные б юджеты.
Источниками посту пления дене жных средст в в федера льные, ре гиональные и му ниципальные б юджеты явл яются нало ги и сборы.
Источники посту пления сре дств во внеб юджетные стр аховые фон ды являютс я страховые вз носы и дот ации из сре дств бюджет а.
Средства из фе деральных б юджетов, б юджетов субъе ктов и мун иципальных б юджетов рас ходуются н а социальное обес печение: