ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Вегетативная регуляция функционального состояния организма
1.1Соотношения между парасимпатической и симпатической регуляциями сердца
1.2 Парасимпатическая регуляция
Глава 2.Модель распознания функционального состояния организма с помощью анализа сердечного ритма
2.1 Основные физиологические свойства сердечной мышц.
2.2 Ритм сердца. Показатели сердечной деятельности
2.3 Оценка функционального состояния организма с учетом уровня их двигательной активности
Различия показателей вариационной пульсометрии у студентов, имеющих симпатикотонический тип вегетативных регуляций.
Показатели
группа испытуемых |
Амплитуда моды (АМо) |
Индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс) |
Показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) |
Индекс вегетативного равновесия (ИВР) |
Факультет музыкально-педагогический |
48,41±4,00 |
147,07±20,54 |
73,82±44,05 |
193,99±24,77 |
Факультет физической культуры |
45,27±3,88 |
114,25±19,12 |
59,74±40,42 |
166,03±19,59 |
Диаграмма 1. Амплитуда моды (АМо)
Диаграмма 2. Индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс)
Диаграмма 3. Показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР)
Диаграмма 4. Индекс вегетативного равновесия (ИВР)
*р < 0,001 – статистический достоверный сдвиг по критерию Стьюдента
Анализируя полученные результаты мы пришли к следующим выводам:
Амплитуда моды у студентов музыкально-педагогического факультета достоверно превышает на 4% факультет физического воспитания, доказывает, что у данных студентов частота сердечных сокращений выше нормы. (74 норма)
Индекс напряжения регуляторных систем у студентов музыкально-педагогического факультета превышает на 30% факультет физического воспитания, что отражает повышенную степень централизации управления ритмом сердца за счет симпатической нервной системы.
Показатель адекватности процессов регуляции у студентов музыкально-педагогического факультета превышает на 14 пунктов, что отражает превалирование активной регуляции симпатической нервной системы над парасимпатической нервной системой синусного узла.
Индекс вегетативного равновесия у студентов музыкально-педагогического факультета превышает на 24 пункта по сравнению с факультетом физического воспитания, что отражает повышение активности симпатической нервной системы над парасимпатической вегетативной нервной системой.
Таким образом, типологический подход позволил выявить некоторые негативные особенности регуляции сердечного ритма студентов музыкально-педагогического факультета. Студенты с симпатикотоническим типом вегетативных регуляций музыкально-педагогического факультета характеризуются выраженным преобладанием симпато-адреналового контура регуляции ритма сердца над ваготоническим. По-видимому, это свидетельствует о значительном напряжении механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы обследованных к учебным нагрузкам. Эффективность регуляции сердечного ритма у студентов факультета физической культуры выше.
Заключение
Начальный период обучения в институте является очень ответственным как в социальном, так и в физическом отношении моментом в жизни студента. Новые условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объём, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования. Существенная система обучения изначально подавляет физиологические возможности организма, воздействуя на него в прессинговом режиме однонаправленного характера, не учитывающем морфофункциональных особенностей и индивидуальных темпов биологического созревания. Это приводит к напряжению и срыву механизмов адаптации, существенно снижает уровень здоровья интеллектуальный и физический потенциал студентов. Ведущую роль в обеспечении адаптационной деятельности организма играет система кровообращения. Эта роль определяется, прежде всего, её функций транспорта питательных веществ и кислорода – основных источников энергии для клеток и тканей. Таким образом, изменение параметров сердечно-сосудистой системы может расширять или же наоборот, лимитировать адаптационные возможности организма, так как энергетический механизм занимает главное место в процессах адаптации. И поэтому цель работы это использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния студентов. Для этого мы поставили перед собой две задачи. Первая – выявить особенности показателей сердечного ритма, влияющие на функциональное состояние студентов, и вторая – изучить зависимость показателей сердечного ритма от функционального состояния учащихся. Чтобы добиться результата мы использовали метод вариационной пульсометрии по Р.М. Баевскому. В работе применялся автоматизированный способ регистрации кардиоинтервалов с помощью электронного кардиографа посредством связи блютус (Поли-Спектр-8/EХ фирмы Нейрософт) и кардиотренажер (KETTLER). Алгоритм математической обработки массива включает в себя вычисление моды (Мо), амплитуды моды (АМо), индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс). Методами математической статистики определяем среднее арифметическое (М), среднее квадратическое отклонение (r), ошибку выборки (m). Проверку гипотезы достоверности различий параметров ритма сердца осуществляем по t – критерии Стьюдента. С помощью этой методики мы пришли к следующим результатам: типологический подход позволил выявить некоторые негативные особенности регуляции сердечного ритма студентов КГУ им. Н.А. Некрасова. Студенты с симпатикотоническим типом вегетативных регуляций музыкально-педагогического факультета характеризуются выраженным преобладанием симпато-адреналового контура регуляции ритма сердца над ваготоническим. По-видимому, это свидетельствует о значительном напряжении механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы обследованных к учебным нагрузкам. Эффективность регуляции сердечного ритма у студентов факультета физической культуры выше, что косвенно доказывает положительное влияние физической нагрузки на регуляцию сердечного ритма и функционирование сердечно-сосудистой системы в целом.
Список литературы
1. Баевский, Р.М., Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина. 1997. – 265 с.
2. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение // Тез. докл. IV всерос. симп. / Отв. ред. Н.И. Шлык., Р.М. Баевский. – УдГУ. Ижевск, 2008. – 344 c.
3. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение / Под.ред. А.М. Вейна. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2003. – 752 с.
4. Влияние оздоровительного бега на состояние здоровья школьников // Мат. XVII съезда физиологов России: тез. науч. сообщ. Ростов-на-Дону, 1998, с.345-346 (соавт. Игишева Л.Н.)
5. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у детей и подростков // Тезисы докладов 2-го съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1995. С.227-228 (соавт. Игишева Л.Н., Ботин С.В.)
6. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
7. Двигательная деятельность – необходимый компонент валеологического образования // в кн. Проблемы валеологизации образовательной среды. Кемерово, 1999, с. 44-90 (соавт. Казин Э.М., Игишева Л.Н.)
8. Зависимость вида адаптационной реакции, вызываемой женьшенем, от его дозировки // в сб. Медико-биологические проблемы, №4, Кемерово, 1998 (соавт. Куликова С.А., Баранова А.В.)
9. Зависимость состояния эритрона от типа адаптационной реакции // в сб. Медико-биологические проблемы, №5, Кемерово, 1998 (соавт. Минин В.В., Драпезо Р.Г.)
10. Использование автоматизированной кардиоритмографической программы "ОРТОПЛЮС" для донозологических обследований // В сб.:Валеологические аспекты образования: тез. докл. межрегиональной науч.-практ. конф. Барнаул, 1996. С.31-32 (соавт. Игишева Л.Н., Тарасова О.Л.)
11. Использование валеологических подходов к проблеме физического воспитания в образовательных учреждениях // Валеология, № 4, 1998 (соавт. Казин Э.М., Петухов С.И., Игишева Л.Н.)
12. Использование ритмографии для оценки адаптационных возможностей организма новорожденных с асфиксией в родах // Материалы к докладам научно-клинической конференции посвященной 30-летию педиатрического факультета КГМА. Кемерово, 1998. (соавт. Цой К.Г., Царева В.А.)
13. Макаров, Л.М. Холтеровское мониторирование / Л.М. Макаров. – М.: Медпрактика-М. – 2008. – 456 с.
14. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В.М. Михайлов. – Иваново, 2002. – 290 с.
15. Оздоровление учащихся с использованием модели валеологического режима двигательной активности // сб. Валеологические аспекты образования: тез. докл. межрегиональной науч.-практ. конф. Барнаул, 1998 (соавт. Игишева Л.Н., Иванов В.И.)
16. Оржоникидзе, З.Г. Физиология футбола / З.Г. Оржоникидзе, В. И. Павлов. – М.: Человек, 2008. – 240 с.
17. Особенности регуляции сердечного ритма у подростков с повышенным артериальным давлением. // Педиатрия №6, 1995, с. 17-21 (соавт. Игишева Л.Н., Ботин С.В.)
18. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
19. Поиск взаимосвязей между параметрами кинетики кислотного гемолиза эритроцитов и функциональным состоянием организма //Физиология человека, Т.22, № 4, 1996 (соавт. Казин Э.М., Голенда И.Л.)
20. Приходько В.И. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы юных пловцов, достигших высоких спортивных результатов / В.И. Приходько, Л.М. Беляева // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 9. – С. 2–5.
21. Рябыкина, Г.В. Вариабельность ритма сердца / Г.В.Рябыкина А.В. Соболев.– М.: Оверлей, 2001. – 200 с.
22. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов).