Файл: Детская литература_Беловат.doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Детская литература

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Пояснительная записка

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).

Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Раздел 2. Детская литература хiх в.

Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.

Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Тема 18. Детская литература первой половины хх в.

Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.

Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.

Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.

Тема 34. Переводная литература.

Практические занятия

Тема 2. Русская народная сказка

Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия

Тема 7. А.С. Пушкин – детям.

Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.

Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия

Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.

Тема15. А.П. Чехов – детям.

Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.

Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.

Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.

Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.

Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)

Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.

Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.

Тема 34. Переводная детская литература.

Содержание самостоятельной работы студентов

Темы докладов и рефератов

Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение

Образовательные технологии

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы к экзамену

Вопросы к зачету

Темы курсовых работ

Темы выпускных квалификационных работ

Тематика контрольных работ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования

25 октября 2010 г. протокол № 3

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Детская литература

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

г. Кострома 2010 г.

Пояснительная записка

Программа по детской литературе рассчитана на подготовку бакалавра «Педагогического образования» по профилю «Начальное образование».

В наше время в условиях возрождения духовности и возросшего интереса к национальным традициям, историческим ценностям русского народа литературное образование учителя начальных классов приобретает особое значение. Бакалавр должен быть подготовлен к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя. Курс «Детская литература» в системе обучения бакалавра – учителя начальных классов и должен реализовать эту цель.

Конкретные действующие в массовой школе программы учитываются в программе, составленной нами для студентов, будущих учителей начальных классов, но мы ставим задачу дать знания, по объему значительно превышающие действующие программы, сформировать у студентов способность ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.

Программа предполагает изучение детской литературы, а также произведений, вошедших в круг детского чтения, по историческим периодам, определенным главным образом на основе учета внутренних закономерностей развития самой детской литературы, как это предложено сегодня в трудах по истории русской детской литературы. При этом мы считаем неправомерным как механическое отождествление истории детской литературы с литературой «для взрослых», так и резкое разделение детской и «взрослой» литературы, ибо детская литература, ее история самым тесным образом связаны с литературой для взрослых, другими областями культуры, общественным развитием. Поэтому, обращая существенное внимание на качественные изменения в самой детской литературе, мы стремимся рассматривать детскую литературу на фоне развития общественной мысли, педагогических идей, отечественной литературы, всей русской культуры, всецело пропитанной живыми началами Православия. В обзорном порядке предполагается и знакомство с зарубежной детской классикой, основными ее тенденциями и направлениями.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны быть подготовлены к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя.

Задачи дисциплины:

- студенты должны получить представление о детской литературе, ее специфике и связи с общим литературным процессом;

- вооружить будущего учителя умениям понимать литературные явления, процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе и новые, возникающие сегодня, с нравственно-эстетических позиций, прочно устоявшихся в отечественной культуре и литературе;

- развить культуру мышления и способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Детская литература» относится к базовой части цикла. Эта дисциплина воспитывает у студентов любовь и бережное отношение к слову, формирует целостное представление о человеке, ребенке, помогает учащимся познавать мир в специфической области, которая недоступна для наук, тесно связанных с систематическим анализом, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Детская литература способствует развитию логического и образного мыщления студентов, углубляет их нравственные представления и понятия, формирует эстетическое восприятие литературных и жизненных явлений.

Преподавание курса ведется путем чтения лекций, в которых даются основные знания в области детской литературы, и практической деятельности студентов, направленной на формирование основных навыков и умений, необходимых будущему учителю начальных классов, способности ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.

  1. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- специфику детской литературы и ее взаимосвязи с общим литературным процессом;

- знать особенности и основные этапы развития отечественной детской литературы;


- иметь представление о творчестве детских писателей, вошедших в «золотой фонд» русской и зарубежной детской литературы;

- знать границы и возможности современного информационного пространства.

Уметь:

- понимать литературные процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе возникающие сегодня с нравственно-эстетических позиций, традиционных для отечественной культуры и литературы;

- использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;

- применять современные методы диагностирования и обработки информации.

Владеть:

- теоретическими основами и методами детской литературы, приемами анализа детской книги;

- осознавать духовно-нравственную и художественную значимость произведений детской литературы;

- иметь представление о своеобразии развития отечественной детской литературы, представлять ее ключевые этапы;

- владеть методикой написания литературно-критических работ (аннотация, отзыв, доклад, реферат, рецензия);

- быть способным участвовать в дискуссии на литературоведческие темы.

Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

-способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

общепрофессиональные (ОПК):

-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен оценить фаты и явления художественной литературы, как в историческом, так и в современном контексте;


-способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания;

в области педагогической деятельности:

-способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен оценивать достижения региональной культуры, использовать знания о развитии художественной культуры региона в учебно-воспитательном процессе (ПК-19);

- определяет целевые ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности;

-способен критически подходить к выбору предлагаемых учебных программ и учебников, видеть в них недостатки и достоинства, корректировать и адаптировать учебные программы с учетом своей личности и личностных особенностей учащихся своего класса;

в области культурно-просветительской деятельности (ПК):

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета;

- способен организовывать просветительскую деятельность среди родителей младших школьников, привлекать их к воспитательной работе в начальной школе.


Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего

Общая трудоемкость в зачетных единицах

8

Общая трудоемкость в часах

288

Аудиторные занятия в часах

144

Лекции

46

Практические занятия

98

Самостоятельная работа в часах

144

Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах)

Зачет – 4 сем.,

Экзамен в 5 сем.

Тематический план

Название раздела, темы

Всего

з.е/час

Аудиторные занятия

Самостоя

тельная работа

Формы текущего контроля

Лекции

Практические

Лабораторные

1

Детская литература как гуманитарная дисциплина; её предмет и задачи

3

1

-

2

Опрос

2

Фольклор как исток детской литературы

13

3

6

4

Опрос, компьютерное тестирование

3

Круг детского чтения и детская литература Древней Руси

10

2

4

4

Опрос, компьютерное тестирование

4

Детская литература XVIII века

3

1

2

Опрос

5

Детская литература первой половины XIXвека, её основные тенденции, направления, жанры

6

2

4

Опрос

6

В. А. Жуковский как педагог и детский писатель

9

1

4

4

Опрос

7

А. С. Пушкин –детям

12

2

6

4

Опрос, письм. работа

8

П. П. Ершов – детям, сказка «Конек - горбунок»

8

1

3

4

Опрос

9

Романтическая проза, адресованная детям. Рассказы и сказки А. Погорельского

8

2

2

4

Опрос, подготовка сообщений

10

В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель

6

2

2

2

Опрос, письм. работа

11

Детская литература второй половины XIXвека

5

1

4

Опрос

12

Русская поэзия - детям

8

2

10

6

Опрос, компьютерное тестирование,подгот.выступл.,чтение наизусть

13

К. Д. Ушинский как педагог и детский писатель

8

2

2

4

Письменные ответы на вопросы

14

Л. Н. Толстой как педагог и детский писатель

8

2

2

4

Письменные ответы на вопросы

15

А. П. Чехов – детям

8

2

2

4

Опрос, письм. работа

16

Д. Н. Мамин -Сибиряк как детский писатель

8

2

2

4

Опрос

17

Детская литература конца XIX – начала XX века

15

1

4

10

Подготовка сообщений

18

Детская литература первой половины

XX века

10

2

2

6

Подготовка сообщений

19

К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы

5

1

2

2

Опрос

20

С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор. Сказки С. Я. Маршака

5

1

2

2

Опрос