Файл: Законодательные органы государственной власти (Сущность, назначение государственной власти и ее признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить следующие недостатки:

1. Четко не определены субъекты права инициативы разработки и принятия проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий со стороны субъектов Федерации;

2. Отсутствуют законодательно установленные процедуры общественного контроля за разработкой и принятием указанных договоров со стороны Федерации;

3. Установлена пассивная форма участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся стороной договора в его подготовке, которая сводится лишь к праву «получить по своему запросу проект данного договора до одобрения указанного проекта и внести в него свои предложения и замечания».

Предлагаемые меры совершенствования процедуры заключения договоров о разграничении полномочий позволят снизить влияние политического фактора; обеспечить учет интересов и реализацию принципа равноправия субъектов, гласность, конституционность в сфере федеративных отношений.

По мнению С. А. Авакьяна, отношения между Федерацией и субъектами могут быть оформлены двояко:

1. Федерация может конкретно и напрямую урегулировать те или иные аспекты в сферах совместного ведения, а субъекты применяют эти нормы и в лучше случае могут лишь повторить их в своем законодательстве без изменений;

2. Федерация может осуществить так называемое рамочное регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, тогда субъект принимает свой акт, в котором развивает и дополняет нормы федерального законодательства, однако не изменяет их принципиального смысла[38].

А. С. Автономов считает, что потребности регулирования отношений в рамках предметов совместного ведения на федеральном и региональном уровнях могут быть различны, причем такие потребности могут быть неодинаковы в различных субъектах Российской Федерации[39].

А. Н. Кокотов полагает, что работа по разграничению и согласованию полномочий будет действенной, если комплексно охватить три уровня (политико–территориальные единицы - органы власти - должностные лица и служащие), а так же при условии, что согласование и разграничение полномочий на законном уровне будет продолжено на уровне подзаконных нормативных актов, вплоть до ведомственных должностных инструкций[40].

Основные проблемы в сфере совместного ведения ученые-государствоведы видят в том, что не выработаны какие-либо единые методологические подходы[41], не определены пределы федерального регулирования по предметам совместного ведения (определяющей нормативной основой в таком случае может стать Указ Президента РФ, утверждающий концепцию (регламент) разработки федеральных законов и иных правовых актов по предметам совместного ведения[42]), не эффективна процедура участия органов государственной власти субъектов Федерации в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.


Выводы.

Формами правового разграничения компетенций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ могут быть: по предметам ведения Российской Федерации – Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов РФ; по предметам ведения субъектов – законы субъектов РФ.

Проблемы договорного разграничения предметов ведения и полномочий сводятся к следующему:

1) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ усиливают асимметрию субъектов РФ, носят политический характер, нарушают нормы Конституции РФ и федеральных законов;

2) при заключении договоров равноправие сторон является формальным, вытекающим из положений ч.4. ст.5 (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой), в конечном счете, Федерация самостоятельно определяет объем уровень формализации и другие параметры передачи полномочий;

3) отсутствует единообразие конституционной регламентации роли договоров;

4) несовершенна процедура заключения договоров о разграничении полномочий.

В настоящее время действует более 30 федеральных законов, которыми полномочия органов государственной власти Российской Федерации передаются органам власти субъектов РФ. Характер передаваемых полномочий свидетельствует о передаче полномочий именно в системе исполнительной власти. Но при этом своевременного заключения соглашений не происходит (ст.78 Конституции РФ). Кроме того, определенную тревогу вызывает бессистемность законодательства, в частности, принятие федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий.

Заключение

Государственная власть – это социально необходимая власть, осуществляемая в государственно-организованном обществе специально предназначенными для этого органами, функционирующими, как правило, в рамках системы разделения властей и реализующими государственную волю методами авторитета, убеждения, добровольного подчинения граждан, а в необходимых случаях также и принуждения, и обладающая для этого необходимыми правовыми, материальными, кадровыми, организационными, информационными и иными ресурсами.

Государственная власть реализуется через механизм государства, то есть целостную систему государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, решаются задачи, стоящие перед государством.


Государственный орган - это орган, наличие и статус которого предусмотрены законодательством и могут прямо не вытекать из положений Конституции Российской Федерации, выполняющий отдельные функции государства (иногда - не широкие, а довольно специальные) в рамках законодательно установленной компетенции и не обязательно входящий в систему разделения государственной власти.

Орган государственной власти - это государственный орган, наличие и
статус которого прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации в качестве органа государственной власти, выполняющий особенно важные для государства и общества функции, наделенный для их реализации широким объемом полномочий в рамках законодательно установленной компетенции и входящий в систему разделения государственной власти.

Таким образом, «государственный орган» и «орган государственной власти» соотносятся как родовое и видовое понятие. Понимание разницы между органом государственной власти и государственным органом является, на
наш взгляд, особенно важным в связи с тем, что на современном этапе раз-
вития концепции разделения властей можно в целом говорить о недостаточности традиционной триады властей и необходимости расширения перечня таких властей. При этом может быть рассмотрен вопрос о целесообразности включения в этот перечень тех видов власти, которые соответствуют деятельности различных государственных органов, не являющихся на сегодняшний момент органами государственной власти. Например, в связи с важностью деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации можно рассуждать о целесообразности выделения такой самостоятельной ветви, как избирательная власть, деятельности Центрального банка Российской Федерации - банковской власти, Счетной палаты Российской Федерации - контрольной власти.

Категории «государственная власть» и «орган государственной власти», их четкое определение важны для развития концепции разделения государственной власти, позволяют не только более четко описать ее современное состояние, но и предположить некоторые эволюционные изменения в системе разделения государственной власти в современном государстве.

Формами правового разграничения компетенций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ могут быть: по предметам ведения Российской Федерации – Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов РФ; по предметам ведения субъектов – законы субъектов РФ.


Проблемы договорного разграничения предметов ведения и полномочий сводятся к следующему:

1) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ усиливают асимметрию субъектов РФ, носят политический характер, нарушают нормы Конституции РФ и федеральных законов;

2) при заключении договоров равноправие сторон является формальным, вытекающим из положений ч.4. ст.5 (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой), в конечном счете, Федерация самостоятельно определяет объем уровень формализации и другие параметры передачи полномочий;

3) отсутствует единообразие конституционной регламентации роли договоров;

4) несовершенна процедура заключения договоров о разграничении полномочий.

В настоящее время действует более 30 федеральных законов, которыми полномочия органов государственной власти Российской Федерации передаются органам власти субъектов РФ. Характер передаваемых полномочий свидетельствует о передаче полномочий именно в системе исполнительной власти. Но при этом своевременного заключения соглашений не происходит (ст.78 Конституции РФ). Кроме того, определенную тревогу вызывает бессистемность законодательства, в частности, принятие федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Авакъян Сл. Конституционное право России: учебный курс. 6-е изд., перераб. и доп. - М. - 2010. Т 2.
  3. Автономов А. С. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). — М. - 2007. - 231с.
  4. Габрелян Э.В. Конституционно-правовой статус Российской Федерации: автореф. ... канд. юрид. наук: 12:00:02; Московский государственный университет. — Москва. 2007. — 33 с.
  5. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. — М. —2011. — 342 с.
  6. Горбачев И. Т. Институциональные основы российской модели федеративного устройства государства: автореф. ...д-ра юрид. наук: 22:00:02/ Игорь Геннадьевич Горбачев; Казанский государственный университет. –Казань, 2009.
  7. Кокотов С. В. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти //Журнал российского права. —2012. -№8.— С. 10-18.
  8. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
  9. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничений полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации: состояние, проблемы, перспективы совершенствования //Государство и право. - 2011. - №12. — С. 29-41.
  10. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.
  11. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма. 2010.
  12. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. С. 519-520.
  13. Радько Т. Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2009. - С. 103.
  14. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О. В. Мортышина. - М.: Норма, 2009.
  15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).
  16. Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. - 1998. - № 7. - С. 10.
  17. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учеб.-практ. Пособие. — М., 2012.

  1. Радько Т. Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2009. - С. 103.

  2. Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. - 1998. - № 7. - С. 10.

  3. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  4. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О. В. Мортышина. - М.: Норма, 2009. С. 103.

  5. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  6. Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. С. 103.

  7. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  8. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма. 2010. С. 234.

  9. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. С. 519-520.

  10. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мортышина. - М.: Норма, 2009. С. 103.

  11. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  13. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мортышина. - М.: Норма, 2009. С. 103.

  14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  15. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  16. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мортышина. - М.: Норма, 2009. С. 103.

  17. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мортышина. - М.: Норма, 2009. С. 103.

  18. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  19. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  21. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2009. С. 175.

  22. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 303.

  23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  24. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  26. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  27. Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мортышина. - М.: Норма, 2009. С. 103.

  28. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 99 (автор главы о механизме государства - М.И. Байтин).

  29. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  30. Малев А.В. Категория «государственная власть» и «орган государственной власти» как основа понятийно-категориального аппарата концепции разделения государственной власти // Юридическая мысль. 2011. № 3. С. 44-49.

  31. Горбачев ИТ. Институциональные основы российской модели федеративного устройства государства: автореф. ...д-ра юрид. наук: 22:00:02/ Игорь Геннадьевич Горбачев; Казанский государственный университет. -Казань. 2009. — 53с.

  32. Авакъян Сл. Конституционное право России: учебный курс. 6-е изд., перераб. и доп. - М. - 2010. Т 2. – С. 132.

  33. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  34. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. — М. —2011. —342 с.

  35. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учеб.-практ. Пособие. — М. – 2012. – С. 54.

  36. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  37. Габрелян Э.В. Конституционно-правовой статус Российской Федерации: автореф. ... канд. юрид. наук: 12:00:02/ Габрелян Эмиль Вачаганович; Московский государственный университет. — Москва. 2007. — 33 с.

  38. Авакъян Сл. Конституционное право России: учебный курс. 6-е изд., перераб. и доп. - М. - 2010. Т 2. – С. 132.

  39. Автономов А. С. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). — М. - 2007. -231с.

  40. Кокотое СВ. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти //Журнал российского права. —2012. -№8.— С. 10-18.

  41. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учеб.-практ. Пособие. — М. -2012-321 с.

  42. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничений полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации: состояние, проблемы, перспективы совершенствования //Государство и право. - 2011. - №12. — С. 29-41.