Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Физическая культура и спорт является не только социальной, педагогической, культурной и философской категорией, но и играет важную роль в экономике государства, потому что воздействует непосредственно на один из важных факторов производства – на человека. Она делает его здоровым, более сообразительным, целеустремленным, трудолюбивым и настойчивым, способным повышать не только свое, но и общественно-экономическое благосостояние.

В настоящее время проблемам государственного управления индустрией спорта посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, ученых и практиков. Так, например, Братановский С.Н. и Алексеев С.В. рассматривали в своих трудах аспекты физкультурно-спортивного права в Российской Федерации. Аронов Г. З. Егорова Е. Б., Цацулин А. Н, Иванов А. А., а также Д. Бич и С. Чедвик исследовали финансовые и маркетинговые аспекты развития индустрии и спорта. Баталов А.Е. и Енченко И. В. рассматривали развитие отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципального образования.

Тем не менее, анализу государственного управления в сфере индустрии спорта не уделено должного внимания.

В настоящее время для успешного развития индустрии физкультуры и спорта в регионах активно реализуются Государственные целевые программы, которые и определяют основы государственного управления и развития в данной отрасли. Но, несмотря на то, что программа является региональным аналогом национальной стратегии развития физической культуры и спорта в РФ и включает в себя приоритетные направления и задачи, в том числе касающиеся вопросов совершенствования совместной деятельности субъекта РФ и муниципальных образований регионов, всё же многие проблемы не рассмотрены в целевых программах.

Необходимость корректировки системы управления индустрией спорта на региональном уровне и определила актуальность темы данной работы.

Объектом в работе выступает индустрия физкультуры и спорта, предметом – государственное регулирование физкультуры и спорта, а также проблемы управления данной отраслью вРоссии.

Целью работы выступает анализ состояния и развития индустрии физкультуры и спортав России.

Задачи работы следующие:

- определить особенности управления физкультурой и спортом;

- рассмотреть нормативно-правовую базу физкультуры и спорта;

- представить структуру и функции органов управления, осуществляющих регулирование физкультуры и спорта;


- провести анализ физкультуры и спорта в России;

- определить основные инструменты реализации политики в области физкультуры и спорта в России;

- проанализировать основные аспекты политики органов управления по поддержке и развитию физкультуры и спорта;

- дать конкретные рекомендации по совершенствованию физкультуры и спорта .

Информационной базой работы выступилиматериалы Федеральной службы статистикиРФ,научные статьи по теме работы, монографии и учебники, а также официальные сайты.

Теоретическая и методологическаябазав работе представленанормативно-законодательными актами, а также научными работами ведущих исследователей в области управления физкультурой и спортом.

Методами, которые были использованы в работе, выступили метод системного анализа и обобщения,математико-статистическое исследование, метод теоретического анализа, метод SWOT-анализа и другие методы.

1. Теоретические основы управления физкультурой и спортом

1.1. Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления

Спортивная индустрия развивается изо дня в день и является показателем экономической стабильности и развитости любой страны. Сфера спорта является неотъемлемой частью экономики, так как благодаря спортивным мероприятиям увеличивается количество туристов, которые приносят прибыль принимающей стране, а также данная сфера выполняет социальную функцию – популяризацию здорового образа жизни и пропаганду физической культуры. Для развития спортивной индустрии и привлечения внимания аудитории к спортивным событиям необходимо применение PR-технологий, и активная работа специалистов по связям с общественностью[33, с.45].

Главным продуктом спортивной индустрии является спортивное мероприятие, которое собирает огромное количество болельщиков и зрителей, а также спонсоров и средств массовой информации. Без данных категорий спортивное мероприятия не является мероприятием как таковым, и не обретает необходимую популярность. Можно сделать вывод, что в сфере спорта, кроме спортсменов и спортивных клубов не менее важными субъектами, с которыми необходимо работать PR-специалистам – это болельщики, спонсоры и СМИ [31, с.84].


Спорт традиционно относят к отраслям общественного сектора экономики, то есть тем отраслям, которые обслуживают общество как единое целое. Неслучайно в бюджетных классификациях физическую культуру и спорт всегда относят к основным отраслям, финансируемым из государственных и муниципальных бюджетов различных уровней: наряду с образованием, здравоохранением, культурой, наукой, охраной окружающей среды, социальной политикой и другими «бюджетными» отраслями. В ныне действующей бюджетной классификации расходов бюджета физической культуре и спорту принадлежит целиком раздел 1100 (11-й из 14) [18,с.80]. Однако в отличие от обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, собственно государственного управления, физическая культура и спорт финансируются не только из бюджетных средств, но и из средств физических и юридических лиц потребителей услуг соответствующих спортивных организаций или же спонсоров спортивных мероприятий и клубов. Это определяет особенности управления (менеджмента) в спорте [28, с.15].

Известно, что появление спорта в современном виде (когда победа в состязаниях перестала означать летальный исход для соперника или нанесение ему серьезных повреждений, а для спортивных игр были выработаны общие правила) относится к концу XIX в. В этот период в Западной Европе и США распространилась культура спортивных состязаний и появились первые международные спортивные федерации.Так, образование Международной федерации гимнастики произошло в 1881 г., Международной федерации академической гребли в 1892 г., Международного союза велосипедистов в 1900 г., Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международной лиги хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международной любительской легкоатлетической федерации (ИААФ) в 1912 г. и т. д. Именно спортивные федерации можно считать первыми организованными проявлениями спортивного менеджмента [32, с.10].

В началеXX в., когда были созданы большинство международных спортивных организаций, коммерческая сторона проведения соревнований оставалась второстепенной. Более того, Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета (МОК) содержала правило 26 [21, с.65], не разрешающее извлекать прибыль от проведения олимпийских игр и запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Получаемые в рамках олимпийских состязаний средства должны были использоваться только наразвитие олимпийского движения, и международные спортивные федерации следовали этим правилам.


Менеджмент в области спорта обычно связывают с рядом аспектов и особенностей управления (администрирования), принятых в международных и национальных спортивных федерациях и организациях, но, кроме того, в последние десятилетия спортивный менеджмент в большинстве стран целиком вобрал в себя и сферу спортивного маркетинга. Можно заключить, что история спортивного менеджмента почти на 100 лет длиннее истории спортивного маркетинга, но в последние сорок лет, с 1970-х годов, их развитие неразрывно связано друг с другом[12,с.14].

После преодоления нефтяных шоков и кризисных явлений 1970-х гг. в западных странах в 1980-е годы спорт стал развиваться с новой силой [26,с.46]. Этот период характеризуется распространением моделей здорового образа жизни и как развитием массового спорта, так и массовым ростом зрительской аудитории спортивных соревнований в западных странах. Если в массовый спорт вкладывались значительные сначала государственные, а затем и частные средства, то привлечение новых аудиторий в качестве зрителей спортивных соревнований стало проявлением частной инициативы и частного инвестирования.

Развитие спортивного бизнеса связывают с применением маркетингового принципа клиенто-ориентированности, с предложением расширенного пакета услуг зрителю, с повышением качества спортивно-зрелищных услуг для зрителей.

Процесс превращения все больших направлений спорта в бизнес и его коммерциализации в западных странах также характеризовался всплеском популярности спонсорства в спорте. За период 1984-2001 гг. доля средств, инвестируемых в спорт из частных источников, постоянно росла. Расходы на спонсорство увеличились с уровня 2 млрд долл. в год до уровня 24,6 млрд долл. в год, а с 2010 г. составляют не менее 50 млрд долл. ежегодно [19, с.7].

Остальные услуги в сфере спорта оказываются на коммерческой основе предприятиями и организациями спортивного бизнеса. Спортивный бизнес, таким образом, можно определить как предоставление спортивных услуг на коммерческой основе. Спортивный бизнес представлен коммерческим сегментом спорта, который также называют «профессиональным» [13, с.156]. В целом же, определяя происхождение спортивных продуктов (товаров, услуг), выделяют следующие сегменты: профессиональный спорт, спорт высших достижений (олимпийский спорт), оздоровительный, детский, массовый спорт (физическая культура), школьный спорт, дворовый спорт, студенческий спорт, корпоративный и ведомственный спорт, спорт ветеранов, любительский спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями [20, с.210].


Разделяя функции спорта на оздоровительную и зрелищную, ряд специалистов в области спортивного менеджмента основой концепции современного спортивного менеджмента в целом считают спортивно-зрелищную услугу. Однако с точки зрения авторов данной работы, спортивно-зрелищная услуга является ключевой составляющей зрелищной функции профессионального спорта и отчасти спорта высших достижений, но цели развития массового спорта (физической культуры) не могут быть подчинены целям развития спортивно-зрелищных услуг [7, с.8]. Оздоровительная социальная функция массового спорта имеет принципиальное отличие от функций и целей оказания спортивно-зрелищных услуг, присущих сегментам профессионального спорта и спорта высших достижений, которые в настоящий момент рассматриваются большинством специалистов как особенный вид бизнеса.

Согласно проведенному анализу, бизнес по оказанию спортивно-зрелищных услуг (спортивный бизнес в профессиональном спорте и его элементы в спорте высших достижений) образуется сочетанием двух основных уровней или компонентов [21, с.65]:

1. Соревновательный процесс у профессиональных спортсменов. Соревновательный процесс организуется таким образом, чтобы спортсмены были материально заинтересованы в достижении наилучшего результата. «Большой» спорт (профессиональный спорт, спорт высших достижений) становится профессией, предоставляя возможности карьерного роста и высоких заработков.

2. Организация зрелищной стороны спортивных мероприятий. Если для проведения соревнований традиционного типа используется апелляция к спортивным, культурным, корпоративным, семейным ценностям, то в спортивном бизнесе используются дополнительные элементы. Применение маркетинговых подходов с ориентацией на удовлетворение всевозможных потребностей зрителей, использование элементов шоу и других современных «тизеров» (tease англ. соблазнять) для широких слоев публики дает возможность вовлекать максимальное число зрителей в процесс спортивных соревнований, в ходе чего они становятся зрелищными мероприятиями [27,с.41].

На первоначальных этапах подготовки спортсменов их соревнования не ориентированы на массового зрителя и оцениваются преимущественно с точки зрения профессионального роста спортсменов. Цели повышения популяризации спорта и активного образа жизни в этом случае достигаются локально за счет присутствия на соревнованиях помимо судей, тренеров и самих спортсменов, членов их семей, друзей, сослуживцев или однокурсников.