Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Основные особенности становления предпринимательства и коммерции за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Основные особенности становления предпринимательства и коммерции за рубежом

1.1. Предпосылки становления предпринимательства и коммерции в эпоху Великих географических открытий

Долгие тысячелетия величия древних цивилизаций скрывали за собой крайне тяжелые условия существования простых людей, их голод, болезни и нищету. Роскошь правителей основывалась на нищете народов, которыми они управляли. И лишь с середины второго тысячелетия нашей эры в этом состоянии обозначился перелом. Принципиально важную роль в этом сыграло предпринимательство.

Долгое время предпринимательство осуществлялось в основном в форме торговли, что и определяло экономическое развитие стран. Особую роль к середине второго тысячелетия нашей эры играла торговля средиземноморского побережья с Востоком, которая оказалась в руках итальянских торговых городов — Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи, — которые отправляли своих агентов к берегам Сирии, Египта, Малой Азии, в Константинополь и дальше, в Черное и Азовские моря. Здесь у итальянцев были свои торговые станции и фактории[1].

Приход турок-османов и захват ими Малой Азии, Сирии, Египта, всей Северной Африки и Балканского полуострова с Константинополем существенно ограничил возможность итальянской торговли индийскими товарами, так как прямой путь в Индию был отрезан. Следует указать, что в средние века товары из Индии, такие как пряности, шелка и драгоценности, стоили огромных денег. Например, большая часть пряностей на вес стоила дороже, чем золото. При этом пряности в средние века рассматривали не столько как добавку к блюдам, но и как редкое лекарство от многих болезней. Поэтому торговля этим товаром приносила итальянским купцам огромные прибыли. Это обстоятельство привело к тому, что итальянские торговые республики всячески мешали другим странам — Франции, Испании, Португалии, Англии, — торговать через Средиземное море. Дело доходило вплоть до открытых нападений на море итальянских судов на «чужаков».

Закрытие прямого пути в Индию остановило поток товаров в Европу, что привело к еще большему росу цен на индийские товары и побудило торговцев Европы вкладывать деньги в поиск других обходных путей в Индию. На географических картах того времени (карты тысячелетней давности Птолемея), Африка изображалась лишь узкой полоской земли, которая тянется вдоль южного побережья Средиземного моря. Поэтому первые попытки найти иной путь в Индию были направлены на обход Африки. Эти попытки были сделаны Испанией и Португалией, кораблям которых вход в Средиземное море был закрыт[2].


Почти весь XV век испанские и португальские моряки пытались обогнуть Африку, убеждаясь, что перед ними не узкая полоска земли, а огромный континент. Все чаще стали говорить о том, что надо искать иной путь в Индию, в первую очередь, через Атлантический океан. Наибольшую настойчивость в этом проявил Колумб, чьи обращения к царствующим особам Португалии и Франции оставались без положительного ответа. Колумбом двигала отнюдь не страсть к путешествиям и жажда первооткрывателя. Он мечтал о богатстве и золоте, о том, что будет наместником короля в новых землях. Когда он получил согласие на путешествие со стороны Испанских монархов — Фердинанда и Изабеллы, — он долгое время торговался с ними о размерах своего вознаграждения. 17 апреля 1492 года был подписан договор между королем Фердинандом, королевой Изабеллой и Колумбом, который предусматривал гарантию 1/10 всех будущих доходов с новых земель, 1/8 всех доходов от всякой будущей торговой экспедиции, которая будет послана кем бы то ни было в эти новые страны. Колумб назначался наследственным «адмиралом и вице-королем» всех земель, которые он откроет в будущем. Королевским указом от 30 апреля 1492 года портовому городу Палосу было приказано дать в распоряжение Колумба два корабля, затем был дан еще один. С помощью купцов экспедиция была снаряжена и отправилась в путь.

Следует указать, что снаряжение этой экспедиции Испанией было не случайно. Король Фердинанд не только сознательно покровительствовал банкирам, торговцам и промышленникам, но и сам участвовал как акционер во многих компаниях. Поэтому королевской четой двигали такие же интересы наживы, как и Колумбом.

После открытия Колумбом Америки в 1492 году, Европа очень долгое время находилась в полной уверенности в том, что открыт новый путь в Индию. Не случайно жителей новых земель назвали «индейцами». Правда золота и драгоценностей в первые поездки Колумб не нашел, и Испания не получила тех богатств, на которые рассчитывала, но освоение новых земель продолжалось, поскольку все были уверены, что открытый путь в Индию в скором времени даст возможность получать те самые прибыли, из-за которых и затевались все эти путешествия[3].

Практически одновременно с Колумбом, который представлял интересы Испании в новом пути в Индию, португалец Васко да Гама в 1498 г., обогнув мыс Доброй Надежды, обошел Африку, пересек Индийский океан и высадился в Каликуте — крупном торговом центре юго-западного индийского побережья. Тем самым был открыт путь в Индию. Дальнейшие походы португальцев этим путем позволили им захватывать земли на побережье Индии и открывать все новые и новые острова Индонезии, которые оказались существенно богаче пряностями, чем Индия. Португалия быстро стала получать прибыли с за счет эксплуатации нового пути в Индию, в то время как Испания, осваивая новые земли так и не получила ожидаемых богатств.


По настоянию португальского правительства в 1494 г. был заключен Тордесильясский договор между Португалией и Испанией, который был утвержден Римским Папой Александром VI Броджа. По договору, все земли, которые будут открыты правее западного побережья Африки, будут принадлежать Испании, а земли, которые будут открыты к востоку от этой линии, будут принадлежать Португалии. Прочие страны Европы в этом договоре не фигурировали и из процесса колонизации новых земель исключались. Понятно, что данный договор может трактоваться как стремление к законодательному оформлению монополии на рынке.

Тордесильясский договор был заключен без участия других европейских государств, которые в результате этого не считались с его условиями.

XVI век — век господства на море испанцев и португальцев. Однако предприниматели Англии и Голландии не только с завистью глядели на сверхприбыльную деятельность Испании и Португалии по эксплуатации новых земель, но и стремились всячески участвовать в этом прибыльном бизнесе. Не сразу это удавалось, но уже к середине XVII века голландцы вытеснили португальцев из Малакки и Цейлона, а англичане вытеснили португальцев из ряда пунктов на берегу Индии[4].

Завоевание новых земель и обладание огромными богатствами не пошли на пользу Испании и Португалии. Богатства, которые свозились в эти страны со всех колоний не шли на развитие собственной промышленности. И у Испании, и у Португалии к началу завоеваний новых земель не было собственной развитой судостроительной промышленности. Суда закупались у других стран — у нидерландцев, англичан, ганзейских купцов. На золото и серебро, ввозимое португальскими и испанскими купцами в Европу, приобретались товары других европейских стран — текстиль, сельскохозяйственную продукцию, продукцию металлургии. Активное завоевание и освоение новых земель требовало от Испании и Португалии существенных людских ресурсов — нужны были моряки, солдаты, чиновники для колоний. Это привело к уменьшению уровня производительных сил в странах. Конечно, роскошь и богатство окружали испанских и португальских купцов и дворян, они обладали огромными денежными средствами (золотом и серебром), но развивалась в итоге промышленность и сельское хозяйство других стран, в первую очередь в Нидерландах, которые в то время принадлежали испанской короне.

В Нидерландах, основном поставщике кораблей в Испанию, начала бурно развиваться экономика. Для построения корабля в Нидерландах требовался не только соответствующий лес и труд корабельщиков. Для оснащения судна необходимо было иметь огромное количество высококачественных парусов, а значит, необходимо было развивать в Нидерландах текстильное производство; каждый корабль должен был быть оснащен современным оружием — корабельными пушками, а значит, в Нидерландах стала расти металлургическое производство. Все это производилось в Нидерландах, поскольку это было выгоднее, чем заказывать товары у других стран[5]. Для реализации подобных потребностей, требовалась свобода предпринимательства, но испанское владычество над Нидерландами сдерживало экономическое развитие, что и привело к восстанию против Филиппа II. В результате многолетней вооруженной борьбы южные провинции Нидерландов (Бельгия) остались в ведении Испании, а северная часть (Голландия) завоевала свою независимость. В этой войне Испании очень мешала Англия, которой в конечном итоге Испания объявила войну. Английские торговцы давно пытались устремиться в Америку, но Испанское морское владычество не давало им возможности сделать это. Испания решила покончить с Англией, создала огромную флотилию, состоящая из 130 кораблей, а для военных действий в Англии на корабли было посажено 19000 солдат. Эта флотилия, названная «Непобедимая армада», летом 1588 года оказалась у берегов Англии, где ее встретили 70 военных судов Англии. В ходе нескольких морских боев испанцы понесли серьезные потери и решились возвратиться обратно. Англичане следовали за испанским флотом, обстреливая отстающие корабли. Но буря около Оркнейских островов раскидала во все стороны побитый флот Испании. Очень много кораблей потонуло или разбилось о скалы, тысячи трупов были выброшены на берег. В Испанию вернулась лишь половина «Непобедимой Армады».


Крушение испанского флота отразилось крахом для господства Испании на море, отныне Англия и Голландия стали владычицами морей и устремили свои взоры на испанские и португальские колонии. Устремились в Индию и французы. Португальцы, в отличие от испанцев, не заселяли открытые земли, не создавали развитые колонии. В лучшем случае они создавали береговые крепости, из которых голландцам или англичанам было их достаточно выбить[6].

Голландия к тому времени являлась одним из наиболее экономически развитых государств мира. Голландские банкиры снабжали деньгами за хорошие проценты дельцов всей Европы, промышленность развивалась невиданными ранее темпами. Экономическое могущество Голландии дало ей возможность вкладывать большие деньги в развитие торгового флота, который стал крупнейшим в мире. Торговля со странами Европы приносила голландцам большие прибыли, а выход в закрытые ранее страны Азии и Америки принес им невиданное обогащение.

Понимая невозможность в одиночку вытеснить португальцев и испанцев с завоеванных территорий, голландские купцы организовали 20 марта 1602 года Всеобщую голландскую объединенную Ост-Индскую компанию.

Голландский капитал был могуч, голландская промышленность так быстро развивалась и получала такое снабжение сырьем богатейших островов Индонезии, что голландское экономическое и политическое преобладание в этом регионе стало очевидным. Ост-Индская компания основывала торговые поселки и вела из них торговлю с местным населением, не покушаясь на политическую свободу местных царьков. В результате Ост-Индская компания содержала армию в несколько тысяч человек, большой собственный военный флот и возможность присоединения к нему при необходимости правительственного флота, громадный торговый флот. Она прибрала к своим рукам всю торговлю несметно богатых восточноазиатских территорий. К своим территориям на американском континенте она относилась со значительно меньшим вниманием.

Именно голландцы открыли для Европы китайские и японские товары, они первыми открыли и завезли в Европу чай и кофе. Они проникали в ранее недоступные азиатские страны и, в конечном счете, монополизировали торговлю с Востоком[7].

Если падение морского владычества Испании и Португалии открыло Голландии путь на Восток, то для Англии и Франции оно открыло путь на запад — в Америку.

Первое время англичане боялись конкурировать с испанцами. Им были известны торговые пути по северным морям в Россию (торговлей занималась английская Московская торговая компания), и они знали, что за Россией находится Китай. Если в Китай можно попасть, плывя на восток, то с учетом того, что земля круглая, можно туда попасть, плывя на запад тем более, что испанцы уже открыли новый путь в Индию. Примерно так рассуждали английские купцы, когда стали снаряжать экспедиции через Атлантику. Они пошли севернее испанцев, остерегаясь столкновения с ними, и открыли Ньюфаундленд с его колоссальными рыбными богатствами. Дальнейшее продвижение на Запад было осуществлено английским капитаном Генри Гудзоном, который, находясь на службе у голландской Ост-Индской компании, впервые достиг берегов Северной Америки. В устье реки, открытой Гудзоном, Ост-Индская компания основала поселок, который был назван Новым Амстердамом, а в дальнейшем получил название Нью-Йорк.


После гибели «Непобедимой армады» Испания была ослаблена, но она имела в Америке развитые поселения и вытеснить ее оттуда англичанам было не под силу. Поэтому англичане начали колонизацию северных земель Америки.

Одновременно с этим англичане устремились на восток, где встретили ожесточенное противодействие не только со стороны португальцев, но и со стороны голландцев. Попытки англичан завоевать острова в Индийском океане окончились неудачей, и созданная в 1600 году в Англии английская Ост-Индская компания направила свои усилия непосредственно на берега Индии, с которой началась активная торговля. В английскую Ост-Индскую компанию вошло 215 членов, собравшие огромную по тем временам сумму в 57 тысяч фунтов стерлингов. Уже через 17 лет компания располагала капиталом в 1 629 040 фунтов стерлингов[8].

И английская, и голландская Ост-Индские компании выступали в качестве конкурентов на востоке, и эта конкуренция приводила к частым кровавым разборкам. И та, и другая компании имели существенное влияние на свои правительства, поэтому ущемление экономических интересов каждой из компаний рассматривались как ущемление национальных интересов Англии или Голландии в целом. Интересы этих крупных компаний столкнулись и в северной Америке, где голландцы потерпели поражение.

Экономические интересы предпринимателей Голландии и Англии вошли в явное противоречие и отношения между странами стало ухудшаться. В 1651 году Кромвель провел новый навигационный акт, который, по сути, запретил Голландии торговлю с Англией и ее колониями. Пользуясь этим актом, англичане стали досматривать голландские корабли, что вызвало ответную реакцию со стороны голландцев. Началась война, которая длилась два года. Голландцы в этой войне потеряли значительно больше кораблей, чем Англичане, поскольку для прохода к своим колониям им необходимо было пройти через Ла-Манш. В 1654 году был заключен мир на невыгодных для Голландии условиях, и английская Ост-Индская компания стала чувствовать себя в колониях значительно более уверенно, постепенно вытесняя голландцев из восточных колоний[9].

Экономическая привлекательность новых земель не оставила в стороне и французов. Предпринимательские силы Франции были несравнимо слабее сил других европейских стран, но желание получить прибыли подвигли и французов к участию в процессе колонизации. В начале XVII века Генрих IV утвердил статут компании, образовавшейся в Париже с целью монополизации меховой торговли Новой Франции (Канады). Французы устремились в Канаду, где встретились с голландской и английской Ост-Индскими компаниями. Начались долгие и упорные войны между европейскими странами за обладание Северной Америкой.