ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.08.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Линда Сегер. Как хороший сценарий сделать великим

«Making a good script great» by linda seger

- «Назад в будущее-I» (Back to the Future, 1985, реж. Роберт Земекис)

Завязка

Первое поворотное событие

В т о р о е п о в о р о т н о е с о б ы т и е

К а к и е н е п р и я т н о с т и м о г у т с л у ч и т ь с я с о с т р у к т у р о й с ц е н а р и я?

Глава вторая

Н е к о т о р ы е п р о б л е м ы, с в я з а н н ы е с р а з р а б о т к о й сюжета

Г л а в а т р е т ь я

Э п и з о д и с ц е н а

Г л а в а ч е т в е р т а я

П р е д с к а з а н и я

П о в т о р я ю щ и й с я м о т и в

Ч а с т ь в т о р а я

Т р и о б я з а т е л ь н ы х э л е м е н т а у с п е х а

К а к о п р е д е л и т ь «в з а и м о с в я з и» у н и в е р с а л ь н а я и д е я

К о м м е р ч е с к о е в м е ж д у н а р о д н о м к л и м а т е

И н д и в и д у а л и з а ц и я и д е и

С т а в к а н а ч е л о в е ч е с к и е ж е л а н и я

Г л а в а ш е с т а я

Комбинации различных мифов

«Мифические» проблемы и их разрешение

Ч а с т ь т р е т ь я

Глава седьмая

Г л а в а в о с ь м а я

Г л а в а д е в я т а я

Трансформация

Г л а в а д е с я т а я

Э п и л о г

В этой картине сюжетные поворотные события следуют сразу за фабульными. Если буквой  «Ф» обозначить фабулу, а «С» – сюжет, то получится следующая картина:

Завязка:                   Ф. Убийство на вокзале

С. Джон и Рэчел встречаются

Первое событие:            Ф. Выстрелы в гараже, Джон ранен

С. Рэчел помогает Джону и прячет его

Второе событие:               Ф. Джон бьет хулигана

С. Поцелуй Джона и Рэчел

Кульминация:               Ф. Поль пойман

С. Джон спасает Рэчел

Развязка:                  Ф. Джон уезжает с фермы

С. Мы понимаем – он вернется к Рэчел

Такое использование сюжета может быть опасным, особенно,  начиная со второй части, когда появляется основная сюжетная линия. Однако, в «Свидетеле» происходит удивительная трансформация сюжетной линии в фабульную и наоборот. Начальная сюжетная линия (полицейская история) становится фабулой для основной сюжетной линии – взаимоотношений Джона и Рэчел.

«Тутси» – пример сложного, запутанного сюжета. КАК ПРАВИЛО, в картине присутствует ТРИ основные сюжетные линии. В «Тутси» их ПЯТЬ: линия Майкл – Джули, линия Майкл – Санди, линия Майкл – Лео, линия Майкл – Брюстер и линия Рон – Джули. Каждая из этих пяти сюжетных линий работает на главную идею картины – идею любви и дружбы. Каждая имеет свое построение, свое разрешение и пересечение с фабульными линиями.

1). РОМАНТИЧЕСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ МАЙКЛ-ДЖУЛИ:

Завязка:               Майкл (Дороти) встречает Джули

Дороти (Майкл) симпатичен Джули

Первое событие:        Джули приглашает его (Дороти) на именины

Развитие сюжета:       Майкл (Дороти) и Джули становятся

друзьями

Майкл (Дороти) убеждает Джули порвать

С Роном.

Майкл (Дороти) сидит с ребенком Джули

Второе событие:        Майкл (Дороти) пробует поцеловать

Джули (в образе женщины)

Джули отвечает, что она не  лесбиянка

Развитие сюжета:       Джули больше не хочет встречаться

с Дороти (Майклом)

Кульминация:           Майкл сбрасывает маску Дороти

Майкл и Джули снова становятся близки

Заметьте, насколько СЮЖЕТНАЯ линия Майкл – Джули отличается от основной ФАБУЛЬНОЙ линии. Вспомните, что фабула «Тутси» такова:


Завязка:               Майкл безработный

Первое событие:      Майкл находит работу в качество Дороти

Развитие сюжета:       Дороти (Майкл) становится знаменитой

Второе событие:       Майкл (Дороти) пытается

прекратить контракт, но «Дороти» так хороша, что никто не дает ему это сделать

Кульминация:           Майкл снимает маску Дороти

Заметьте, насколько объемнее этот СЮЖЕТ при данной ФАБУЛЕ. Майкл не может раскрыться перед Джули, потому что он существует в определенных условиях (маска Дороти), иначе он потеряет работу, но без Джули ему не нужна никакая работа и в конце концов он превращается в самого себя.

В «Тутси» ПЕРВОЕ поворотное событие происходит в течение восьми минут загородной сцены, в которой Майкл (Дороти) влюбляется в Джули. В результате этого он хочет прекратить весь маскарад. Но у него ничего не получается. Это только подхлестывает его любовь к Джули и приводит ко ВТОРОМУ поворотному событию – Майкл (в женском облике Дороти) пытается поцеловать Джули. Джули это возмущает – она не лесбиянка и с этого момента не хочет видеть Майкла. Майкл увеличивает усилия для выхода из затруднительного положения, что приводит к кульминаций ФАБУЛЬНОЙ (Майкл снимает маску Дороти), которая в свою очередь приводит к кульминации и развязке основной СЮЖЕТНОЙ линии (Майкл и Джули вместе).

Как Вы можете заметить, между фабулой и сюжетом существует определенная взаимозависимость. Без исследования этой зависимости сюжет кажется надуманным и претенциозным.

«Тутси» – история, базирующаяся на многих сюжетных линиях, взаимовлияющих друг на друга. Без этой сложности история Тутси просто не могла бы существовать. Ведь с точки зрения Майкла работа на ТВ в качестве Дороти решает массу его жизненных проблем. Но вместе с тем, его превращение в Дороти влечет за собой не меньшее количество иных проблем. Все встает с ног на голову. Все СЮЖЕТНЫЕ линии возникают в связи с ФАБУЛЬНЫМ решением Майкла загримироваться женщиной и получить таким образом работу. И все они заканчиваются, когда Майкл скидывает маску.

2). СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ МАЙКЛ-САНДИ, НЕБЕЗОПАСНОЙ ПОДРУГИ, ХУДРУКА ВСЕХ ПРЕВРАЩЕНИЙ МАЙКЛА:

Завязка:                Майкл и Санди – старые друзья.

Санди советует Майклу попробоваться

на «Дороти»

Первое событие:        Майкл и Санди занимаются

любовью, подменяя тем самым свои истинные


отношения и подвергая дружбу опасности

Развитие сюжета:        Подозрения и ревность Санди растут

Второе coбытие:         Санди обнаруживает, что Майкл влюблен

в другую женщину. Она порывает с ним

Кульминация             Санди получает роль в новой пьесе.

Они с Майклом снова друзья.

3). СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ МАЙКЛ-ЛЕС (ВДОВСТВУЮЩИЙ ОТЕЦ ДЖУЛИ, КОТОРЫЙ ВЛЮБЛЯЕТСЯ В ДОРОТИ (МАЙКЛА):

Завязка:                Лес встречает Дороти (Майкла)

Первое событие:         Лес влюбляется в Дороти (Майкла)

Развитие сюжета:     Они поют вместе и Лес приглашает Дороти (Майкла) танцевать

Второе событие:          Лес делает Дороти (Майклу) предложение

Кульминация:             Майкл отдает кольцо обратно Лесу

Развязка:                Лес все прощает Майклу

4). СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ МАЙКЛ-БРЮСТЕР, АКТЕР, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ПОФЛИРТОВАТЬ С ДОРОТИ (МАЙКЛОМ):

Завязка:                 Дороти (Майкла) предупреждают,

что Брюстер – бабник

Первое событие:          Брюстер воспылал страстью к

Дороти (Майклу)

Развитие сюжета:         Они вместе работают.

Брюстер пытается поцеловать

Дороти (Майкла), который его избегает

Второе событие:          Брюстер поет под окнами Дороти

(Майкла) и пытается заняться с ним сексом.

Кульминация:             Майкл снимает грим Дороти и

Брюстер понимает, что перед ним мужчина.

5). СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ДЖУЛИ-РОН, РЕЖИССЕР ОПЕРЕТКИ. ЕМУ НРАВИТСЯ ДЖУЛИ, НО ОН НЕ ПРОЧЬ ПОВОЛОЧИТЬСЯ ЗА ДРУГИМИ:

Завязка:                 Рон ухаживает за Джули

Развитие сюжета:         Майкл (Дороти) замечает, что

Рон изменяет Джули и сообщает ей об этом

Развязка:                Джули порывает с Роном после

урока Дороти

Основной в «Тутси», безусловно, является линия Майкл – Джули, но побочные сюжетные линии гармонично дополняют ее, не давая все время вылезать на первый план. Эти сюжетные мини-истории – одна-две сцены – тем не менее оказывают влияние на основную. Если сюжетные линии хорошо продуманы и разработаны, их может быть ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ В ОДНОМ ФИЛЬМЕ. Большее количество, как правило, приводит к размытости, неясности истории.


Н е к о т о р ы е п р о б л е м ы, с в я з а н н ы е с р а з р а б о т к о й сюжета

С сюжетной разработкой связано много сценарных проблем. Часто сюжет бывает слишком слаб, раздроблен, плохо структурирован, не сфокусирован на главной идее и т.д. Часто сюжет и фабула нигде не пересекаются, и хотя сюжет вроде бы и интересный, сам по себе, без фабульной «поддержки» он кажется надуманным и претенциозным.

Когда Вы разрабатываете какую-либо сюжетную линию, умейте отделить ее от основной.

Если Вы не уверены где у вас сюжет, а где фабула, ответьте на два вопроса: «ЧТО ДВИГАЕТ МОЮ ИСТОРИЮ?» и «ГДЕ И В ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАНО ДЕЙСТВИЕ?» Ответив на эти вопросы, Вы поймете, что размышляете над ФАБУЛОЙ своего сценария.

Затем ответьте себе еще на два вопроса: «А КАКОВА ТЕМА МОЕГО ФИЛЬМА?»,  «ЧТО Я ХОЧУ ЭТИМ СКАЗАТЬ И ЧТО В СЦЕНАРИИ ПОМОГАЕТ МНЕ ВЫРАЗИТЬ ЭТО?». Ответив на эти вопросы, вы поймете, в чем ваш СЮЖЕТ.

Отделив фабулу от сюжета, Вы поймете, какова структура каждого из них. Обратите внимание на завязку сюжета, проясните, как он развивается в первой, второй и третьей частях, дайте себе отчет, что в них происходит. Обычно определить структуру сюжета – самое сложное. Вы ПОСТОЯННО обязаны задавать себе вопрос: «В чем развитие моего сюжета?» Когда Вы сможете на него ответить, проследите еще раз его развитие от начала до конца. Вероятно, его началом будет служить первое поворотное событие. Затем проверьте, где находится второе поворотное событие. Точно определите для себя, КАКИМ в этом месте становится сюжет. Если более напряженным, и стремящимся к кульминации и развязке, тогда, безусловно, это второе поворотное событие. Запомните, что после фабульной кульминации должна происходить кульминация сюжетная, одна или несколько.

Для того, чтобы прояснить себе работу над разработкой сюжета в сценарии, ответьте на следующие вопросы:

1). Необходим ли мне этот сюжет? Что он дает моей фабульной истории? Гармонирует ли он с ней?

2). Сколько сюжетных линий существует в моем сценарии? Если их более трех или четырех, может их следует сократить для того, чтобы сфокусировать внимание на основной линии? Если нет, то что они дают главной сюжетной линии?

3). Достаточно ли ясна каждая из сюжетных линий? Все ли в порядке с завязкой, перипетиями и развязкой в каждой из них?

4). Следует ли сюжетная кульминация сразу после кульминации фабульной?


Если сюжет Вашего сценария хорошо сконструирован, взаимозависит от фабулы, Вы, скорее всего, имеете хороший, драматичный сюжет, который поможет Вам выразить Ваши идеи – и значит, вам есть что вложить в Ваш мессидж Человечеству.

Теперь давайте обратим наше внимание на развитие сюжета в сценарии, особенно во второй его части.

Г л а в а т р е т ь я

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ

Вторая часть в сценарии наиболее сложна. Как правило, где-то на 45-60 страницах сюжет начинает «буксовать» и начинающий сценарист всерьез задумывается о своем безработном будущем (ох, как права г-жа Сегер – прим. Пер.).

Большинство проблем, возникающих во второй части, как правило, связаны со сложностью переходов и размытости сюжетных линий. История перестает развиваться. Попытаемся разобраться – почему?

Такие проблемы возникают и растут потому, что история теряет свой «хребет». Возможно, причина в отдельных сценах, которые уводят сюжет от основного содержания, или персонажи не действуют, а многословно говорят, или история развивается слишком медленно, или слишком быстро,

Хорошая завязка и динамичное развитие первой части необходимы для ЯСНОСТИ происходящего во второй. Первое мощное поворотное событие должно заставить историю развиваться. Но необходимо учитывать и некоторые другие сценарные элементы, особенно, если вторая часть длится час или более.

С Ц Е Н А Р Н Ы Е    П Е Р Е Х О Д Ы

Момент перехода одной сцены в другую называется СЦЕНАРНЫМ ХОДОМ. По идее, все сцены должны лежать в русле событийного ряда, строиться на действии, приводящем к кульминации и развязке. Хотя это и слишком поверхностное описание функции сцен. Одни сцены необходимы для движения фабулы, другие – для развития сюжетных линий или характеров. Конечно, если каждая сцена будет подталкивать нас к кульминации, история будет выглядеть стройной и ритмичной.

Давайте попробуем проанализировать переходы от сцены к сцене с точки зрения развития всей истории. И поговорим о развитии характера от сцены к сцене.

В каждой хорошей картине существует точный событийный ряд. Рассмотрим конец первой сценарной части «Свидетеля» с точки зрения переходов от сцены к сцене.

1). Маленький Самюэль утверждает, что Макфи – убийца.

2). Джон Бук приходит к Полю и говорит ему об этом. Поль     просит хранить тайну.

3). Джон возвращается к себе. Его пытается застрелить   Макфи. Джон понимает, что Поль замешан в убийстве.