ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.08.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Линда Сегер. Как хороший сценарий сделать великим

«Making a good script great» by linda seger

- «Назад в будущее-I» (Back to the Future, 1985, реж. Роберт Земекис)

Завязка

Первое поворотное событие

В т о р о е п о в о р о т н о е с о б ы т и е

К а к и е н е п р и я т н о с т и м о г у т с л у ч и т ь с я с о с т р у к т у р о й с ц е н а р и я?

Глава вторая

Н е к о т о р ы е п р о б л е м ы, с в я з а н н ы е с р а з р а б о т к о й сюжета

Г л а в а т р е т ь я

Э п и з о д и с ц е н а

Г л а в а ч е т в е р т а я

П р е д с к а з а н и я

П о в т о р я ю щ и й с я м о т и в

Ч а с т ь в т о р а я

Т р и о б я з а т е л ь н ы х э л е м е н т а у с п е х а

К а к о п р е д е л и т ь «в з а и м о с в я з и» у н и в е р с а л ь н а я и д е я

К о м м е р ч е с к о е в м е ж д у н а р о д н о м к л и м а т е

И н д и в и д у а л и з а ц и я и д е и

С т а в к а н а ч е л о в е ч е с к и е ж е л а н и я

Г л а в а ш е с т а я

Комбинации различных мифов

«Мифические» проблемы и их разрешение

Ч а с т ь т р е т ь я

Глава седьмая

Г л а в а в о с ь м а я

Г л а в а д е в я т а я

Трансформация

Г л а в а д е с я т а я

Э п и л о г

3. Сколько эпизодов в моем сценарии?

Как они «работают» на историю?

4. Хорошо ли выверен сюжет, все ли ясно?

Запомните, что до тех пор, пока Ваш сценарий строится на действии, вызывающем реакцию и следующее действие, до тех пор история, которую Вы рассказываете, развивается. Для этого Вам не обязательно использовать какие-то грандиозные события – катастрофы, землетрясения и т.д. – это могут быть элементарные человеческие поступки. Главное, чтобы история развивалась с помощью физического действия, диалога, эмоционального воздействия. До тех пор пока будет существовать связь между одной сценой и последующей – Ваш сценарий будет существовать. Он может быть более повествовательным и менее динамичным, чем «Беги, Лола, беги» или «Леон», но он все равно ОБЯЗАТЕЛЬНО будет иметь какое-то развитие, логичность рассказа, ясность и т.д.

Проанализируйте, какие типы моментов действия Вы используете в сценарии, чем «поддерживается» история во второй части. И не бойтесь ДРАМАТИЧНОСТИ описываемых Вами событий.


Г л а в а ч е т в е р т а я

ЦЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Любой вид искусства тяготеет к гармонии. Слушая музыку, рассматривая картину, или наблюдая за действием, мы испытываем внутреннее желание ощущения цельности. Различные формы искусства различными способами достигают цельности в гармонии. Музыка – ритмами и мелодиями. Иногда какой-либо музыкальный инструмент ведет свою тему – основную тему – через все музыкальное произведение. Музыкальная тема обязательно имеет начало, развитие и кульминацию, часто – повторы музыкальной темы.

В живописи такое ощущение цельности всего полотна создается с помощью определенного колорита. В архитектуре – в результате многочисленных повторов оконных проемов и арок, масштабов, соотношения частей и всего здания, пропорций.

В киноискусстве также необходимо стремиться к ощущению целостности и гармонии. И достигается это с помощью предсказаний и свершения их, повторяющихся мотивов, повторов и контрастов.

П р е д с к а з а н и я

В детективах очень часто используется прием: нам показывают нож, который потом становится орудием убийцы. Это наиболее частое использование предсказания в фильмах. Предсказание – некая информация, данная в диалоге или в визуальном ряду, предсказывающая какое-то последующее действие, которое произойдет в истории фильма.

В «Назад в будущее-1» несколько необычное использование предсказания, за счет которого достигается постоянное напряжение, дельность и юмор.

Подробная разработка взаимоотношений между прошедшим временем и настоящим, внимание к деталям – вот откуда такая цельность всей картины.

Это приводит нас ко второму типу предсказания, когда информация дается в одном контексте, а совершается в другом. Это вид предсказания, когда информация дается как бы походу, почти случайно, а в результате она становится очень важной и неожиданной. Заметьте, насколько важной оказывается информация о башенных часах в «Назад в будущее-1».

В самом начале фильма в течение разговора Марти и Дженифер о том, как они проведут выходные, проезжающий мимо агитатор дает им листовку, призывающую сохранить городские башенные часы. Он упоминает время и дату, когда часы перестали работать год назад, из-за того, что в них попала молния. Дженифер берет листовку, но меняет ее функцию. Вместо того, чтобы сфокусировать внимание на информации о часах, она пишет на листовке для Марти « Я тебя люблю» и свой номер телефона. Позже когда Марти говорит о том, что ему совершенно необходимо вернуться в настоящее, он использует это любовное послание, как основную причину.


МАРТИ

Но я не могу оставаться в этом

времени, Док. Я живу в 1985.

Я  должен вернуться. Моя девушка

ждет меня, смотри, что она написала…

Он достает записку Дженифер, разворачивает ее и видит, что в этой листовке – информация о том, где и во сколько произойдет молния, разбившая башенные часы, так необходимая им для того, чтобы машина времени начала работать. Так же как и деталь (в данном случае – листовка), диалог тоже может играть роль некоторого предсказания: данный диалог в общем-то сделан в проброс и становится очень важным впоследствии: важна дата – 5 ноября 1955 года.

БРАУН

Это был день, когда я совершил путешествие

во времени. Я стоял у туалетного столика и

заводил часы и мне явилось видение, будто

совершил путешествие в будущее. Оно

преследует меня уже 30 лет.

Позже, когда Марти попадает к Брауну в 1955 год, он рассказывает ему о машине времени и говорит, что видение Брауну было верное.

Взаимоотношения матери и отца Марти в настоящем во многом зависит от их прошлого, В первой части мать Марти говорит о том, что Джордж (отец Марти) впервые поцеловал ее на школьных танцах, спасая от хулиганов. Если бы не поцелуй, она никогда не вышла бы за него. И, будучи в прошлом, Марти изо всех сил старается, чтобы на танцах его отец поцеловал его мать, иначе они не поженятся и, естественно, не будет его самого, Марти.

Заметьте, в этой картине нет случайных элементов, если что-то говорится в начале, обязательно «срабатывает» в конце.


П о в т о р я ю щ и й с я м о т и в

Повторяющийся мотив – это некий образ или звук, использующийся несколько раз на протяжении всей картины и углубляющий, усиливающий впечатлении. Для того чтобы мотив работал, он должен быть повторен не менее трех раз. Если мотив применен хорошо, он обязательно направляет зрительское внимание в необходимом направлении.

Например, наиболее часто употребляемый мотив – звуковой. В «Челюстях» момент появления акулы сопровождается знаменитым характерным звуком-музыкой, что, безусловно, придает действию большую нервозность и оттеняет происходящее.

В «Свидетеле» таким мотивом является зерно пшеницы. Зерно ассоциируется у нас со многими вещами – с простотой и естественностью, с природой, дающей жизнь, с простой крестьянской жизнью, которой живут эмиши и т.д. В течение всей картины зерно ассоциируется с естественностью, простотой, добротой, присущей живому.

П О В Т О Р Е Н И Я    И    К О Н Т Р А С Т Ы

Все, что напоминает идею фильма или определенный образ, работающий на идею, может быть названо ПОВТОРЕНИЕМ (как тема в музыкальном произведении). Такие повторения могут быть даны с помощью изображения, какого-то звука, определенной чертой характера, или привычки героя, через диалог.

Например, если Вы рассказываете историю об алкоголике, Вам необходимо показать его несколько раз или в состоянии опьянения, или покупающего спиртное.

Часто в фильмах такую функцию несет повторяющийся флэшбек (воспоминание о каком-то событии, о том, что двигает поступками героя). Но только помните: излишне часто повторяющийся, один и тот же флэшбек может стать назойливым и вызвать раздражение зрителя.

«Свидетель» – пример использование многочисленных повторов темы ненасилия – с помощью диалогов, всего образа жизни эмишей, образа зерна и т.д.

Повторения все время возвращают нас к теме, сюжету, идее. Ту же функцию выполняют контрасты, напоминая нам о том, что было в сравнении с тем, что стало, В том же «Свидетеле» – Джон Бук, поступая совсем не как эмиши – ударяет хулигана, – привлекая тем самым туристов и полицию.

КОНТРАСТЫ необходимы для сравнения. Они дают возможность полнее и глубже рассмотреть событие, или характер, потому что показывают их с различных или даже прямо противоположных сторон.

В «Челюстях» контраст между прелестью курортного городка и страхом пород акулой глубже характеризуют героев. В «Свидетеле» контраст между размеренной жизнью эмишей и бешеным ритмом города позволяют сравнить и решить, что лучше.


А теперь, после прочитанного выше, задайте себе несколько вопросов:

1. Выстреливает ли в последнем акте ружье,

повешенное на стену в первом?

2. Найден ли наиболее удачный путь или

способ предсказания информации и отыгрыша?

3. Найден ли визуальный образ – повторяющийся

мотив – возвращающий нас к идее?

4. Есть ли в сценарии контрастирующие

сцены, характеры, действия, даже образы,

делающие мои сценарий более драматичным и объемным?

5. Вижу ли я сценарий целиком?

Думал ли я об общей структуре, о целостности,

созданной его отдельными частями?