ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.08.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Линда Сегер. Как хороший сценарий сделать великим
«Making a good script great» by linda seger
- «Назад в будущее-I» (Back to the Future, 1985, реж. Роберт Земекис)
В т о р о е п о в о р о т н о е с о б ы т и е
Н е к о т о р ы е п р о б л е м ы, с в я з а н н ы е с р а з р а б о т к о й сюжета
П о в т о р я ю щ и й с я м о т и в
Т р и о б я з а т е л ь н ы х э л е м е н т а у с п е х а
К а к о п р е д е л и т ь «в з а и м о с в я з и» у н и в е р с а л ь н а я и д е я
К о м м е р ч е с к о е в м е ж д у н а р о д н о м к л и м а т е
И н д и в и д у а л и з а ц и я и д е и
С т а в к а н а ч е л о в е ч е с к и е ж е л а н и я
Ответьте на следующие вопросы:
1. Кто мой герой и антигерой?
В чем между ними конфликт?
Это конфликт взаимоотношений?
Или социальный, ситуативный, космический?
2. Как выражается этот конфликт?
Использовал ли я для выражения конфликта
действенный ряд или диалог?
3. Использовал ли я иные «малые»
конфликты для наиболее полного выражения основного?
4. Связывает ли конфликт основную линию
картины со сквозным действием героя?
Г л а в а д е в я т а я
СОЗДАНИЕ МНОГОПЛАНОВОГО ХАРАКТЕРА
Часто в критике фильмов присутствуют слова «нет развития характера». Развитие характера – необходимое условие хорошего сценария. На пути к своей цели герой обязательно должен меняться, к ним что-то должно произойти. Хорошо выписанный характер обязательно как-то влияет на развитие истории, так же как и сама история влияет на характер.
Ранее мы с Вами говорили о том, как характер влияет на развитие сюжета в «Свидетеле», «Тутси», «Назад в будущее». Характеры в этих картинах написаны полнокровно и нетрадиционно. Каждый из них становится еще более интересным в развитии истории, открывающей все новые грани характеров.
В коммерческих фильмах мы часто встречаемся с типическими характерами, которые можно описать по физическому принципу одним-двумя словами: герой, супермен, доктор Зло и т.д. Иногда это главные герои, иногда – второстепенные. Как правило, такие одноплановые, картонные характеры значительно обкрадывают фильм, делают его предсказуемым для зрителя.
Есть ТРИ СПОСОБА раскрытия и развития характера:
- посредством размышлений героя, позволяющих показать его философско-нравственную позицию,
– с помощью поступков героя, состоящих из определенных действий,
- с помощью эмоций героя, раскрывающих его внутренний мир и переживания.
Как правило, в картинах используется один или два способа раскрытия характеров. Таким образом, возникает типический характер. Например, Джеймс Бонд – типический характер. Он стопроцентный герой. Он характеризуется действием. Мы ничего не знаем о его переживаниях и внутренних стремлениях (за исключением того, что он любит спать с симпатичными женщинами и обожает убивать злодеев). Его эмоциональная жизнь абсолютно закрыта для нас, он непроницаем. Мы никогда не видим его в состоянии страха или растерянности, жестокости или аффекта и т.д. Вы можете представить себе рыдающего Бонда?
Типические характеры довольно распространены: безутешная вдова (эмоция), ученик богослова (философия, размышление), шериф с Дикого Запада (действие).
Каждую из этих категорий мы обсудим в отдельности. Размышление – способ раскрытия характера, опирающийся на философию героя. Поступок – способ, через действие раскрывающий характер. Эмоция – раскрытие внутреннего мира героя – и, соответственно, характера.
ФИЛОСОФИЯ (РАЗМЬШЛЕНИЕ И ПОЗИЦИЯ ГЕРОЯ)
Философия характера – наиболее сложная вещь для изображения. Характер, который слишком много размышляет на отвлеченные, абстрактные темы становится малоинтересным, вялым, существующим посредством диалога (а то и монотонного закадрового монолога), а не действия и т.д. Однако, всякий полнокровный характер имеет свою философию. Герой обязательно верит во что-то – в религию, в свободу, в Бога, в мать и т.д. Вера героя во что-либо заставляет его в различных ситуациях по-разному поступать, совершать различные действия.
Характер обязательно должен иметь какую-то определенную позицию, определенное отношение к жизни. Эта позиция может быть позитивной или агрессивной, всепрощенческой или карающей и т.д. Все хорошо написанные характеры обязательно имеют какое-то определенное отношение к жизни: кто-то смотрит на мир через розовые очки, а кто-то, наоборот, через черные. В отношении героя мы больше узнаем через его позицию, выраженную через действие, чем через высказанную словами философию. К примеру, если человек говорит, что любит людей и тут же убивает кого-то, мы с Вами прекрасно понимаем, что на самом деле он не любит людей.
Поэтому есть смысл в самом начале написания героя сформулировать для себя его жизненную позицию – напишите для себя небольшое эссе о философских и моральных взглядах Вашего героя. И Вы точнее будете управлять его действиями в сценарии.
Еще раз – позиция, выраженная через определенное действие, значительно более мощный способ раскрытия характера, чем выраженная через диалог философия героя.
ПОСТУПОК (ДЕЙСТВИЕ)
Действие – это кровь и плоть любой драмы, любого драматического произведения. В романе есть возможность опираться в большей степени на чувствования и переживания героя, его размышления над смыслом жизни и т.д., выраженные посредством описательных мест. В драме важно действие. Действие делится на две части: решение действовать и само действие.
Когда мы смотрим фильм, мы следим за действием, происходящим на экране. Момент ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ героем дает нам возможность понять ход его мыслей, дает нам возможность увидеть мучительный процесс нравственного выбора. Этот момент, как правило, очень важен. Джеймс Бонд никогда не мучается принятием решения, он сразу действует. Но Гамлет в «Гамлете» размышляет перед принятием решения.
В «Тутси» мы видим комедийную сцену, в которой Майкл должен быстро решить, что делать. Он ждет Санди на обед. В ванной комнате он замечает платье, на котором написано «для Дороти» и он хочет его спрятать, до того, как Санди пришла. В тот момент, когда он пытается его спрятать, открывается дверь:
САНДИ
Майкл, давай не пойдем сразу обедать…
Побудем немного здесь.
Майкл оборачивается и, пытаясь загородить собой злополучное платье для Дороти, кидается к Санди.
МАЙКЛ
Санди… Я…Я хочу тебя!
САНДИ
(удивленно)
Ты хочешь меня?
МАЙКЛ
Да, я хочу тебя!
И мы смеемся над мгновенной реакцией и придумкой Майкла.
Джон Бук в «Свидетеле» решает не трогать Рэчел ночью, когда он видит ее принимающую душ, и это один из наиболее значительных – и лирических (в полицейском фильме!) моментов в фильме.
Решение ведет к определенным действиям, которые просто необходимы для развития характера. Характер может быть активен по-разному: может выслеживать, оберегать, скрываться, обманывать и т.д. и т.д. Действие замечательно прежде всего своей возможностью двигать историю вперед.
Но только не идите по пути плохой кинодраматургии, когда в Вашем сценарии герой сначала долго рассказывает другу, что он в октябре решил вплавь преодолеть Волгу, потом на экране два часа плывет через нее, а потом еще целую ночь рассказывает любимой – почему он это сделал. Не надо много объяснять – зритель далеко не глуп.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК)
Часто в картинах совершенно не присутствует эмоциональная жизнь героя, или присутствует в очень небольшом количестве. Эмоциональная жизнь героя дает нам возможность понять его отношение к жизни или отношение его окружения к нему. Такое отношение героя может быть вызвано как отрицательными, так и положительными моментами.
Эмоциональная жизнь персонажа собственно определяет его характер и отношение к жизни. Экстраординарные ситуации вызывают такой же экстраординарный ответный эмоциональный отклик. Часто в картинах показывается какое-то мощное действие или столкновение каких-либо сил и т.д. Как правило, такие мощные события оказывают и какое-то мощное воздействие на характер – он начинает действовать и т.д. Но нам необходимо знать не только о том, что предпринял герой, куда он поехал или полетел, но и какой эмоциональный отклик в его душе вызвало это событие, каким образом оно отразилось на его настроении, мыслях, чувствах и т.д. Если мы не видим таких изменений в эмоциональной жизни героя, то мы вряд ли станем ему сочувствовать, он будет нам просто непонятен или безразличен. Нам необходимо видеть все оттенки эмоциональной жизни героя, вместе с ним почувствовать его переживания, тогда он станет нам понятен, близок и дорог.
ВЗАИМОСВЯЗАННАЯ ЦЕПОЧКА
Такая цепочка – философская позиция, действие, эмоциональный отклик – позволяет нам увидеть героя объемно, на всех уровнях. Философия героя или его позиция дают нам понять о его отношении к жизни, которое в свою очередь заставляет героя совершать определенные действия, вызывающие в свою очередь, определенные переживания, находящие эмоциональный отклик в наших душах.
Вся цепочка, таким образом, выстраивает непосредственно характер, который существует в истории с определенными желаниями, действиями и эмоциями и обязательно заканчивает историю, если происходит ТРАНСФОРМАЦИЯ одного из звеньев этой цепи.