ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жанры игрового кино — группы произведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения[Кн 1].

Жанры игрового кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно переходить один в другой, соединяясь и разделяясь. Каждый жанр в свою очередь может разделяться на несколько поджанров. В результате один и тот же фильм можно отнести к нескольким жанровым группам[Кн 2].

Определение жанра

Жанр — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются как его синонимы. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой[БСЭ 1].

ЖАНР (франц. genre от лат. genus, generis — "род, вид, племя, поколение") — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу — в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Жанр — условная категория внутривидовой дифференциации художественного творчества.

Общая для искусствоведения в целом проблема определения жанра актуальна и для кинематографа[Пр 1]. При этом проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», которое часто понимается как синоним коммерческого кино[Пр 2], рассматривающего фильм как продукт, востребованный зрителем, и противопоставляется «авторскому» кинематографу[Пр 3][ИК 1][Пр 4] имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта[Пр 5], самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф, говоря об авторском кино, отмечал, что «режиссёры, работавшие в этой системе, благодаря силе своей личности, накладывали определённый отпечаток на свои фильмы, у них был определённый почерк, по которому их сразу узнавали»[Пр 6]. В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам жанра», или определённым стереотипам, при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ярко выражено в манифесте «Догмы 95», пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.


В то же самое время, существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, то есть понятия «авторский» и «жанровый» не взаимоисключают друг друга. Также есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.

Поэтому в последнее время фильмы часто стали разделять на авторское кино (которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый «мейнстрим» (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые обычно бывают «жанровыми» для привлечения массового зрителя). Поскольку успешные прокатные фильмы «мейнстрима» делаются чаще всего с коммерческими целями, то для их достижения обычно учитываются уже сложившиеся «жанровые стереотипы» и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и т. п.). Это облегчает выполнения коммерческих задач фильма и создатели фильмов для широкой аудитории обычно ориентируются на тот или иной устоявшийся жанр и его «законы» в процессе создания фильма. Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие прежде всего целям самовыражения режиссёра-создателя авторского фильма.

Таким образом, речь идет не о полном безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино обычно на порядок сложнее поддается стандартному классифицированию.


Возникновение и становление жанров

Понятие киножанра начало формироваться с становлением студийной системы Голливуда. Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «золотого века» Голливуда, когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы[Пр 7]. Каждая студия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра: Paramount Pictures — на комедиях, Universal Studios — на фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer — на мюзиклах.

Однако прежде всего зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна, Клинта Иствуда и Рэндольфа Скотта с вестернами, Джеймса Кэгни и Эдварда Г. Робинсона с гангстерскими фильмами, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами. Со временем актёры стали так тесно связаны с определёнными жанрами, что появление их в фильмах нового другого жанра становилось сенсацией[Пр 7].Основой для всех многочисленных существующих в настоящее время жанров стали три жанра эры зарождения кино: мелодрама, комедия, авантюрный фильм[Кн 3][Кн 1], иногда к ним также относят феерию[Кн 4]. При этом отмечается, что мелодрама была основным жанром немого кино[Кн 2].

Позднее жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например такие актёры как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне ассоциируются с боевиками, Джим Кэрри и Лесли Нильсен — с комедиями. Также существуют режиссёры, специализирующиеся на фильмах определённого жанра. Некоторые режиссёры стали ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок — с триллерами, Джон Форд — с вестернами, Дуглас Сирк — с мелодрамами[Пр 7]. Позднее Уэс Крэйвен и Ламберто Бава специализировались на фильмах ужасов, Джон Хьюз — на семейных фильмах и фильмах для подростков, Дэвид Цукер — на пародийных комедиях, Джон Ву — на боевиках, Роланд Эммерих — на фильмах-катастрофах[Пр 7].

За годы существования популярные мотивы стали клише, и традиционные киножанры стали приобретать новое, иное толкование, расхожие клише стали оспариваться, высмеиваться и пародироваться[Пр 7].

Система жанров

Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают[БСЭ 2]. Киновед Д. Солунский также полагает, что «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой. Процесс жанрообразования идет на наших глазах. Творческим продуктом, артефактом, становится не только фильм, но и жанровая формула. Раньше она не была творческим продуктом, произведение вписывалось в какой-то жанр автоматически, по объективным критериям. А теперь это креатив.»[Пр 1] Зарубежные авторы также видят трудности в определении и систематизации жанров. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика»[Пр 8]. Сомнению подвергается сама возможность создания ясной и объективной системы распределения фильмов по жанрам. Роберт Стэм усматривает четыре ключевых проблемы в исследовании жанра: объём использования конкретного жанрового термина; поиск жёстких критериев отнесения к тому или иному жанру; чёткость определения жанра, позволяющая отнести каждую картину только к одному жанру; проблема эссенциалистского подхода и изменения содержания жанра с течением времени[Пр 8]. Вместе с тем, киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов[Пр 8].



Практическое значение жанровой системы кинематографа

Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача — сориентировать зрителя на предмет, какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги. Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении.

Жанр/Поджанр

Краткое определение согласно авторитетному источнику

Пример жанра «в чистом виде» (1-2 фильма)

Наиболее авторитетные источники

Примечание

По способу построения художественного образа[БСЭ 1][Кн 5]

Драматические жанры

Трагедия

Драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей[КЭС 1]. Противоположна комедии[БСЭ 3].

  • Гамлет

  • Иван Грозный

БСЭ[БСЭ 3] Кино (энц.сл.)[КЭС 1]

Кинокомедия

Жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического[КЭС 2]. Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей[БСЭ 4].

  • Налево от лифта

  • Американский пирог

БСЭ[БСЭ 4] Кино (энц.сл.)[КЭС 2]

  • Эксцентрическая комедия

Поджанр кинокомедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий.

  • Операция «Ы»

  • Бриллиантовая рука

БСЭ[Пр 10] Ист.отеч.кино[Кн 6]

  • Лирическая комедия

Интрига фильма построена на отношениях влюблённых[Кн 7].

  • Девчата

Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8]

  • Гротескная комедия

  • Скверный анекдот

Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8]

  •  Сатирическая комедия

Используются приёмы сатирической гиперболы; резкое изменение привычных жизненных связей и пропорций[Кн 7].

  • Тридцать три

  • Берегись автомобиля

Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8]

  • Пародия

  • Лимонадный Джо

  • Всемирная история, часть первая

Киновед. публ.[Пр 1]

  • Музыкальная кинокомедия

см. раздел «Музыкальные жанры»

Трагикомедия

Вид драматических произведений, совмещающих черты, свойственные комедии и высокой драме, трагедии[КЭС 3]. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней нерешённости конфликта. Сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому[БСЭ 5].

  • Отец солдата

  • Огни большого города

БСЭ[БСЭ 5] Кино (энц.сл.)[КЭС 3]

Драма

Один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, отражает прежде всего частную жизнь людей. Но главная цель не осмеяние человеческих характеров и нравов, а показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения[БСЭ 6].

  • Молчи, грусть… молчи…

БСЭ[БСЭ 6]

  • Психологическая драма

  • Слуга

  • Поворот

БСЭ[БСЭ 7]

  • Каммершпиле

Разновидность драмы, сложившаяся в немецком театральном искусстве и кино в начале 1920-х годов. Характерные признаки: психологизм, граничащий с натурализмом, обычно немногочисленность персонажей — представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм, единство места и времени действия в рамках, как правило, несложного сюжета, замедленность темпа, особое внимание к деталям, приобретающим символическое значение[КЭС 4].

  • Последний человек

Кино (энц.сл.)[КЭС 4]

Мелодрама

Традиционный драматургический жанр с характерными признаками: острая интрига, противопоставление добродетели и злодейства, идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя[КЭС 5].

  • Зимняя вишня

  • Мужчина и женщина

БСЭ[БСЭ 8] Кино (энц.сл.)[КЭС 5]

Эпические жанры

Киноэпопея

Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: широкие художественные обобщения, романтическая приподнятость и высокий пафос основываются на особой точности и достоверности в реконструкции исторических фактов, обстоятельств и места действия — арены истории[Кн 9].

  • Война и мир

  • Освобождение

БСЭ[БСЭ 9] Кино (энц.сл.)[КЭС 6]

Кинороман

  • У озера

  • Гроздья гнева

Власов[Кн 5]

Киноповесть

  • Доживём до понедельника

  • Ваш сын и брат

Власов[Кн 5]

Киноновелла

Действие развивается вокруг одного локального события или происшествия в жизни героев[Кн 10]

  • Пышка

  • Странные люди

Власов[Кн 5]

Также (слияние жанров):

  • Лирическая новелла

см. раздел «Лирические жанры»

  • Сатирическая новелла

  • Не может быть!

БСЭ[БСЭ 9]

Разновидность сатирической комедии

Феерия

Жанр, распространённый на заре кинематографа в начале XX века. По происхождению близок к театральной и цирковой феерии. Характеризуется яркой зрелищностью с элементами фантастики, сказочными сюжетами, использованием специальных приёмов киносъёмки — стоп-кадр, многократная экспозиция, замедленная и ускоренная съёмки и др., включались элементы балета и пантомимы[КЭС 7]

  • Путешествие на Луну

  • Царство фей

Кино (энц.сл.)[КЭС 7]

Лирические жанры

Кинопоэма

Власов[Кн 5]

Лирическая новелла

  • У самого синего моря

БСЭ[БСЭ 9]

Разновидность киноновеллы

На основе фольклора

Сказка

  • Аленький цветочек

  • Чарли и шоколадная фабрика

БСЭ[БСЭ 9]

Притча

Характерна простота фабулы, заданность характера, возвращение героя на круги своя[Кн 11]

  • Слёзы капали

  • Я, бабушка, Илико и Илларион

Ист.отеч.кино[Кн 11] Шилова[Кн 12]

По предмету отражения[БСЭ 1]

Приключенческий фильм (Авантюрный фильм)

Группа жанров, которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула, основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Это может быть общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся жизненный уклад, враждебная или незнакомая герою среда (война, преступный мир, природные катаклизмы, другая цивилизация и т. п.)[КЭС 8]

  • Роман с камнем

  • Неуловимые мстители

БСЭ[БСЭ 1] Кино (энц.сл.)[КЭС 8]

Вестерн

Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в.[КЭС 9]

  • Дилижанс

  • Маленький большой человек

БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 9]

Разновидность прикл. ф. Жанр возник на основе сюжетно-тематических признаков[Кн 13].

  • Спагетти-вестерн

Вестерны, снимавшиеся в Италии[КЭС 9]

  • За пригоршню долларов

  • Хороший, плохой, злой

Кино (энц.сл.)[КЭС 9]

Детектив

Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. На первый план выходят поступки персонажей, зачастую параллельно показываются действия сыщика и преступника[КЭС 10]

  • Смерть на Ниле

  • Сыщик

БСЭ[БСЭ 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 10]

Разновидность прикл. ф. Жанр возник на основе сюжетно-композиционных признаков[Кн 13].

Нуар («Чёрный» фильм)

Приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и «добропорядочное» общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок героя[КЭС 11]

  • Двойная страховка

  • Мальтийский сокол

Киновед. публ.[ИК 2], Кино (энц.сл.)[КЭС 11]

Часть исследователей полагает, что фильмы-нуар — это явление внежанровое[Пр 11]

Триллер

Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и пр.). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. В триллере рассказ ведётся с точки зрения жертвы или преступника[КЭС 12]

  • Исступление

  • Молчание ягнят

Сл. по общ. наукам[Пр 12] Кино (энц.сл.)[КЭС 12]

Разновидность прикл. ф.

Гангстерский фильм

Категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях[КЭС 13]

  • Лицо со шрамом

  • Бонни и Клайд

БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 13]

Разновидность приключенческого фильма

Фильм-катастрофа

Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей, города, целые страны[КЭС 14]

  • Приключение «Посейдона»

  • 2012

Кино (энц.сл.)[КЭС 14]

Разновидность прикл. ф.

Боевик

Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков и т. п.[Пр 13]

  • Коммандо

  • Крепкий орешек

Нов. словарь русс. яз.[Пр 13]

Разновидность прикл. ф.

Исторический фильм

Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого[КЭС 15]

  • Ватель

Киновед. публ.[Пр 1] Кино (энц.сл.)[КЭС 15]

  • Биографический фильм

Произведение киноискусства, посвящённое жизни и деятельности исторического лица — обществ, деятеля, полководца, представителя науки и культуры[КЭС 16]

  • Человек с ружьём

  • Человек на все времена

Кино (энц.сл.)[КЭС 16]

    • Музыкально-биографический фильм

см. раздел «Музыкальные жанры»

  • Фильм плаща и шпаги

Условно-историческое действие, романтический герой которого с отвагой преданно служит справедливости. Большое место занимают эпизоды с фехтованием и скачками[КЭС 8]

  • Багдадский вор

  • Фанфан-тюльпан

Кино (энц.сл.)[КЭС 8]

Разновидность прикл. ф.

  • Пеплум

Первоначально итальянские исторические и мифологические ленты, как правило на основе событий древнего мира[Кн 14]

  • Колосс Родосский

  • Бен-Гур

Энц. кино[Кн 14] Киновед. публ.[Пр 14]

Разновидность приключенческого фильма

  • Историко-революционный фильм

Рассказывается о событиях истории, о борьбе народов за свободу и независимость, о борьбе трудящихся против феодального и капиталистического строя[КЭС 17]

  • Броненосец «Потёмкин»

  • Ленин в Октябре

Энц. кино[КЭС 18] Ист.отеч.кино[Кн 15]

Также (слияние жанров):

  • Историческая драма

  • Император и убийца

БСЭ[БСЭ 7]

Разновидность драмы

Фантастический фильм

Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего[КЭС 19]

  • День, когда остановилась Земля

  • Аэлита

БСЭ[БСЭ 11] Кино (энц.сл.)[КЭС 19]

Разновидность прикл. ф.

  • Социальная утопия

  • Метрополис[БСЭ 11]

БСЭ[БСЭ 11]

  • Антиутопия

  • 1984

БСЭ[БСЭ 11]

  • Фантастическая сатира

  • Кин-дза-дза

БСЭ[БСЭ 11]

  • Социально-философский фильм

БСЭ[БСЭ 11]

  • Киберпанк

  • Матрица

  • Бегущий по лезвию

Искусство Кино[ИК 3]

Политический фильм

Фильм, тема и сюжет которого связаны с политикой — классовой борьбой, национально-освободительными движениями, международными проблемами, вопросами государства и власти и т. д.[КЭС 20]

  • Чапаев

  • Конец Санкт-Петербурга

БСЭ[Пр 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 20]

Фильм ужасов

Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха[КЭС 21]. Подразделяются на 3 направления:

  • о маньяках, людях с извращённой психикой (близко к триллеру)

  • о фантастических существах (схоже с фантастическим фильмом)

  • о вторжении в человеческую жизнь потусторонних сил

  • Кабинет доктора Калигари

  • Кинг-Конг

  • Полтергейст

БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 21]

Разновидность приключенческого фильма

  • Джалло

Первоначально итальянский фильм ужасов, основанный на синтезе классического детектива, готической психоделики и максимально жестокого фильма ужасов, зачастую с очень примитивным сюжетом[ИК 4]

  • Четыре мухи на сером бархате

  • Кроваво-красное

Искусство Кино[ИК 4] КЭСЛ[Кн 16]

  • Слэшер

Показ действия зачастую происходит сквозь призму восприятия убийцы. Характерно преобладание прямолинейных общих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к реальности[ИК 5]

  • Чёрное Рождество

  • Техасская резня бензопилой

Искусство Кино[ИК 5]

  • Готика (неоготика)

  • Маска демона

  • Дракула Брэма Стокера

Искусство Кино[ИК 6]

Музыкальные

Музыкальный фильм

Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины[КЭС 22]

  • Девушка моей мечты

  • Музыкальная история

БСЭ[БСЭ 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 22]

  • Мюзикл

Вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Все элементы произведения неразрывно взаимосвязаны, подготавливая переход одной формы воплощения в другую[КЭС 23]

  • Поющие под дождём

  • Кабаре

БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 23]

Жанр возник на основе формально-языковых признаков[Кн 13].

  • Фильм-ревю

Фильм с участием «звёзд» эстрады — певцов, танцовщиков, пловцов, мастеров фигурного катания[КЭС 22]

  • Бродвейская мелодия

Кино (энц.сл.)[КЭС 22]

  • Фильм-балет

  • Анна Каренина

  • Анюта

Кино (энц.сл.)[КЭС 22]

  • Фильм-оперетта

  • Летучая мышь

Кино (энц.сл.)[КЭС 22]

  • Фильм-опера

  • Хованщина

Кино (энц.сл.)[КЭС 24]

  • Рок-опера

  • Иисус Христос — суперзвезда

  • Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

Словарь музыки[Пр 15] Кино (энц.сл.)[КЭС 23]

Также (слияние жанров):

  • Музыкальная кинокомедия

  • Встретимся в Сент-Луисе

  • Волга-Волга

Кино (энц.сл.)[КЭС 22]

Разновидность кинокомедии

  • Музыкально-биографический фильм

  • Большой вальс

  • Чайковский

Кино (энц.сл.)[КЭС 22]

Разновидность биографического фильма