ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии

имени С.А. Герасимова»

Кафедра киноведения

Методические рекомендации по курсу

«Введение в киноведение»

для студентов заочного отделения сценарно-киноведческого факультета

специальности «Киноведение»

Составитель: кандидат искусствоведения, доцент В.В.Виноградов

Москва 2012

Утверждено на заседании кафедры киноведения

(протокол №____ от_____________2012 г.)

1. Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина «Введение в киноведение» изучается студентами сценарно-киноведческого факультета, обучающимися по специальности (074201) «Киноведение».

Дисциплина «Введение в киноведение» является начальным курсом для студентов специальности «Киноведение» и читается в течение первого года обучения. Дисциплина дает представление о будущей профессии, выбранной студентами и круге профессиональных задач, встающих перед киноведами различных профилей. Соответственно в образовательной системе подготовки специалиста этот предмет является ознакомительным, несущим в себе элементы других основных дисциплин, позволяющий дать студенту общую картину его будущей профессиональной деятельности и подготовить его к изучению профильных предметов.

В результате изучения дисциплины «Введение в киноведение» студенты должны:

- иметь представление о месте и роли кино в жизни общества на разных этапах его истории, о специфике кино как искусства, его синтетической природе, о выразительных средствах и коллективном характере кинотворчества, о проблемах взаимодействия кино с другими видами искусства, о его взаимосвязи с телевидением и видео, о различных творческих методах и стилях киноискусства


- знать о предмете и методах киноведческого анализа, основных разделах киноведения, об актуальных проблемах и задачах кино и киноведческой науки на современном этапе.

2. Аннотация дисциплины

Задача курса «Введение в киноведение» призван дать студентам первоначальное систематическое изложение основных теоретических понятий и проблем, как самого кинематографа, так и киноведческой науки с целью последующего освоения профилирующих дисциплин (история отечественного кино, история зарубежного кино, мастерство кинокритики, теоретический анализ фильма, теория кино, и т.д.). Дисциплина дает представление о мировом кинопроцессе, его некоторых тенденциях, школах и направлениях.

Лекции знакомят студентов с основными этапами развития кинематографа, развивают понимание киноискусства как исторически складывающейся специфической формы общественного соз­нания, помогают учащимся выработать собственное представление об эволюции теории кино, его внутренних законах и специфике, а так же о социальной роли киноискусства и его месте в жизни общества.

Форма контроля:

Для усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены следующие формы контроля: промежуточная - контрольная работа, итоговая - экзамен.

Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и предоставляется в приложение к диплому.


3. Тематический план и расчЕт по видам занятий учебной дисциплины

3.1

Вид работы

Трудоемкость

(акад. ч.)

Общая трудоемкость

108

Аудиторная работа

12

Самостоятельные занятия

87

Экзамен

9

3.2. Тематический план дисциплины

Наименование тем

заочная форма обучения

Количество часов (акад. час.)

Лекции

Самостоят. занятия

Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения.

2

12

Тема 2. Кино – область современной культуры, экономики, промышленности.

1

10

Тема 3. Кино как вид искусства

1

10

Тема 4. Виды и жанры кино и телевидения

2

12

Тема 5. Кино в контексте других искусств

1

10

Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве

2

12

Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель.

1

10

Тема 8. Кинокритика и печать о кино

2

11

Итого по курсу

12

87


4. CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения

Киноведение как область искусствоведения. Объект и предмет теории экранной культуры. Теория экрана как часть теории культуры. Взаимосвязь киноведения с эстетикой, социологией и психологией искусства и другими науками. Основные разделы киноведения. История кино, теория кино, кинокритика. Развитие киноискусства и этапы становления киноведения в России и за рубежом. Основные центры отечественной науки о кино (НИИкиноискусства, ВГИК, Госфильмофонд России). Ведущие направления и методы научного изучения киноискусства. Обзор справочной литературы по кинобиблиографии и фильмографии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1:

1. Объект и предмет теории экранной культуры.

2. Взаимосвязь киноведения с эстетикой, социологией и психологией искусства и другими науками.

Основная литература:

Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976

Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980

Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.

Дополнительная литература:

Соколов В.С. Киноведение как наука, М., НИИкиноискусства, 2008

Кауфман Р. Очерки по истории художественной критики. М., 1990

Методологические проблемы художественной критики. М., 1987

Чупринин С. Критика - это критики. М., 1988

Эпштейн М.Н. – Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков.- М., Советский писатель, 1988.

Тема 2. Кино - область современной культуры, экономики, промышленности

Кино в системе современной культуры. Социальная полифункциональность кино. Проблемы взаимодействия кино и зрительской аудитории с точки зрения изменяющихся процессов социального общения. Основы научного прогнозирования кино. Взаимоотношения кино с телевидением и видео, воздействие кино на разные слои зрительской аудитории. Экономические аспекты функционирования и развития кинематографа. Кино как вид индустрии. Материально-техническая база кинематографа. Кино и научно-технический прогресс.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2:

1. Взаимоотношения кино с телевидением и видео, воздействие кино на разные слои зрительской аудитории.


2. Кино и научно-технический прогресс.

Основная литература:

Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960

Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства, М.Прогресс, 1963

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.

Кино на рубеже веков, М.: Канон плюс, 2012

Что такое язык кино, М., Искусство, 1989

Дополнительная литература:

Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.

Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973