ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Кино как вид искусства

Синтетическая и фотографическая природа кино. Исторические, эстетические и научно-технические предпосылки зарождения и развития кинематографа. Кино и другие искусства. Кино как новый этап в художественном познании мира. Многообразие средств выражения и воздействия в структуре фильма и его образная целостность. Информационное и образное начала в кинематографе. Природа экранного искусства. Кино как эстетический феномен. О противоречиях фильмотворчества: индивидуальное начало и коллективное воплощение; технический автоматизм и эстетические задачи; творческая ассимиляция опыта других искусств и выработка собственного кинематографического языка. Эстетические взаимодействия современного кино с телевидением, видео, компьютерными технологиями и влияние этих процессов на эволюцию "киноязыка".

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3:

1. Синтетическая и фотографическая природа кино.

2. Исторические, эстетические и научно-технические предпосылки зарождения и развития кинематографа.

Основная литература:

Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960

Базен А. Что такое кино? Сб. статей. М.: искусство, 1972

Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства, М.Прогресс, 1963

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.

Козлов Л. Произведение во времени, Эйзенштейн-центр, 2005

Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 1973.

Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959

Дополнительная литература:

Аристарко Г. История теорий кино. 1966.

Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.

Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982

Мачерет А. Реальность мира на экране. М.: Искусство, 1968

Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977

Тема № 4. Виды и жанры кино и телевидения

Общее представление об игровом и неигровом кино. Документальный кинематограф, его цели и задачи. Хроника и документалистика. Монтажный фильм как особый вид документального кино.


Игровой (художественный) кинематограф. Особенности игрового фильма как специфической формы художественного творчества. Научно-популярный кинематограф и его разновидности.

Мультипликация (анимация) как разновидность игровой кинематографии. Виды мультипликации, ее использование в игровом, документальном и научно-популярном кино.

Основные понятия о системе жанров в киноискусстве. Общность и различия литературных и кинематографических жанров. Диффузия жанров в современном киноискусстве. Проблема жанра в кино. Понятие жанра и жанрообразующих принципов. Жанровый канон и жанровые "диффузии" в современном кино. Зависимость жанра и стиля от авторской "картины мира". Проблема "авторского кино". Эволюция взглядов на проблему "авторства".

Место телевидения в системе СМИ (средств массовой информации) особенности деятельности телевидения в сравнении с печатью, радиовещанием, кино. Роль ТВ как важнейшего средства формирования общественного мнения.

Структура программ современного телевидения. Многоканальность. Специфика каналов и программирования внутри них.

Взаимодействие эстетических параметров телевизионного искусства с эстетикой "старших" искусств: литературы, театра, музыки, балета, кино.

Особенности эстетических форм художественного телевидения: диалогичность, открытая структура, коллажный принцип стилевых совмещении и т.д.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4:

1. Понятие жанра и жанрообразующих принципов. Жанровый канон и жанровые "диффузии" в современном кино.

2. Взаимодействие эстетических параметров телевизионного искусства с эстетикой "старших" искусств: литературы, театра, музыки, балета, кино.

Основная литература:

Власов М. Виды и жанры кино. 1976.

Козлов Л. Изображение и образ, М.: Искусство, 1980

Фрейлих С. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. 1992

Дополнительная литература:

Демин В. Фильм без интриги, М.: Искусство, 1966


Тема 5. Кино в контексте других искусств

Роль литературы и других искусств в становлении кинематографа.

Общность исторического развития кино и телевидения, а в последние десятилетия, видео (DVD и пр.). Телевидение и видео как «транспорт» культуры. Художественные потери репродуктивного периода.

Конфронтация и компромиссы в борьбе за сферы влияния.

Использование выразительных средств кино на телевидении и в видеопродукции. «Обратная связь» - проникновение особенностей смежных визуальных искусств в кинематограф.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5:

1. Роль литературы и других искусств в становлении кинематографа.

Основная литература:

Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987

Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960

Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.

Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства, М.Прогресс, 1963

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.

Дополнительная литература:

Аристарко Г. История теорий кино. 1966

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 1973.

Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.

.Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982

Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве

Определение понятия творческий метод. С.Эйзенштейн о методе художественного осмысления действительности. Кинематографический реализм и натурализм. Линия Люмьера и линия Мельеса. Этапы их художественного синтеза. Повествовательное и метафорическое кино. Многообразие кинопроцесса как фундамент дальнейшей эволюции кино. Нормативная эстетика и эстетика «открытой системы». Общая характеристика исторического, историко-типологического и структурного методов исследования. Проблема стиля в кино. "Поэзия" или "проза" как стилеобразующие принципы. Эволюция взглядов на проблему стиля в кино. Способы анализа стилевой концепции фильма. Направление и стиль. Стилистическое своеобразие фильма. Стиль и стилизация. Основные эстетические параметры современного фильма и выразительный потенциал современного кино.


Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6:

1. С.Эйзенштейн о методе художественного осмысления действительности.

Основная литература:

Власов М. Виды и жанры кино. 1976.

Козлов Л. Произведение во времени, Эйзенштейн-центр, 2005

Михалкович В. Стиль кинематографа и стиль фильма. ж. «Искусство кино», №1, 1978

Фрейлих С. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. 1992

Дополнительная литература:

Жанры кино. Сб. статей. М.: Искусство, 1979

Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель

Специфика восприятия фильма. Подчиненность авторскому взгляду на изображаемые события. Эффект присутствия и иллюзия реальности.

Традиционные зрительские установки и новаторское мышление художника. Элитарный и коммерческий фильм. Развлекательное и серьезное кино.

Факторы успеха фильма.

Диалектическая программа взаимоотношений художника и зрителя. Дистанция и контакт между зрителем и экранным произведением.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 7:

1. Специфика восприятия фильма.

Основная литература:

Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, М., Прометей, 1994

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.

Жабский М. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976

Дополнительная литература:

Дробашенко. С. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. М.: Искусство, 1972

Дубровин А. Интересы и интересное. Эстетика экрана. 1994.

Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.

Тема № 8. Кинокритика и печать о кино

Краткая характеристика основных периодических изданий, посвященных кинематографу. Определение художественной критики. Связь художественной критики с эстетикой и искусствоведением. Возникновение художественной критики. Критика как особая творческая профессия. Особенности критического мышления. Критика как наука и критика как искусство. Интуиция и логика, субъективное и объективное в критических суждениях и оценках. Художественная критика и публицистика. Основные направления и тенденции в дореволюционной отечественной критике и современность. Художественная критика и теории чистого искусства в современных условиях. Кинокритика как раздел киноведения. Отношение кинокритики к истории и теории кино. Особенности кинокритики, обусловленные спецификой киноискусства. Основные виды и жанры кинокритики. Критика газетно-журнальная в общей и специальной, киноведческой прессе. Рецензия, обзор, критическая статья, эссе. Социальные адресаты кинокритики. Кинокритика и художник. Кинокритика и публика. Прогностическая функция кинокритики. Кинокритика и киносоциология. Кинокритика и реклама. Кинокритика и средства массовой информации. Новые формы кинокритики на ТВ. Становление художественной телекритики и ее особенности. Зарождение критики экранных произведений, создаваемых с помощью новых экранных технологий.


Этапы развития отечественной кинокритики. Основные тенденции развития кинокритики на современном этапе. Структуралистская и постструктуралистская критика. Теория интертекста. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 8:

1. Основные виды и жанры кинокритики

2. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.

Основная литература:

Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976

Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. Г. Косикова, М., Прогресс, 1994

Дополнительная литература:

Эпштейн М.Н. – Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков.- М., Советский писатель, 1988

Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980

Методологические проблемы художественной критики. М., 1987

Чупринин С. Критика - это критики. М., 1988