ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Тематический план и расчЕт по видам занятий учебной дисциплины
Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения
Тема 2. Кино - область современной культуры, экономики, промышленности
Тема 3. Кино как вид искусства
Тема 5. Кино в контексте других искусств
Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве
Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель
5. Методические рекомендации к написанию контрольной работы
Учебным планом специальности, предусматривается написание контрольной работы по курсу «Введение в киноведение». Этот вид письменной работы выполняется по теме, выбранной самостоятельно из раздела «Содержание дисциплины» (в работе студент должен остановиться на одном или нескольких аспектах, обозначенных в расшифровке темы) либо из приведенного ниже списка примерных тем контрольных работ. Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углубленному изучению пройденного материала.
Цель выполняемой работы:
- получить специальные знания по выбранной теме;
Основные задачи выполняемой работы:
1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;
Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:
а) выбор темы и составление предварительного плана работы;
б) сбор информации, изучение литературы;
в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;
г) обработка материала в целом.
Подготовку контрольной работы следует начинать с изучения конкретной выбранной темы, изложенной в разделе «Содержание дисциплины» (с книг, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее). Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.
После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.
Требования к содержанию контрольной работы
В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.
В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.
Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник. В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных материалов.
Порядок выполнения контрольной работы
Контрольная работа должна излагаться логически последовательно. Она обязательно должна иметь титульный лист, который содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы.
На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Он может включать в себя: оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы.
Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нем могут быть отмечены актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе.
Если работа предполагает изложения нескольких вопросов, то их возможно отделять (на усмотрение студента) заголовками, соответствующим оглавлению, который должен отражать содержание текста. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.
Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом. Страницы контрольной работы должны иметь сквозную нумерацию. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объем контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста (14 шрифт «Таймс», 1,5 междустрочный интервал) на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –15 мм, нижнее –15 мм, левое –25 мм, правое –10 мм. В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых). По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.
Примерные темы контрольных работ:
Киноведение как область искусствоведения. Объект и предмет теории экранной культуры.
Кино как эстетический феномен.
Синтетическая и фотографическая природа кино.
Проблемы взаимодействия кино и зрительской аудитории с точки зрения изменяющихся процессов социального общения.
Особенности игрового фильма как специфической формы художественного творчества.
Роль литературы и других искусств в становлении кинематографа.
"Поэзия" или "проза" как стилеобразующие принципы. Эффект присутствия и иллюзия реальности.
Особенности кинокритики, обусловленные спецификой киноискусства.
Критика как наука и критика как искусство.
Понятие жанра и жанрообразующих принципов.
6. Список вопросов к экзамену
1. Объект и предмет теории экранной культуры.
2. Взаимосвязь киноведения с эстетикой, социологией и психологией искусства и другими науками.
3. Синтетическая и фотографическая природа кино.
4. Исторические, эстетические и научно-технические предпосылки зарождения и развития кинематографа.
5. Роль литературы и других искусств в становлении кинематографа.
6. Понятие жанра и жанрообразующих принципов. Жанровый канон и жанровые "диффузии" в современном кино.
7. Взаимодействие эстетических параметров телевизионного искусства с эстетикой "старших" искусств: литературы, театра, музыки, балета, кино.
8. С.Эйзенштейн о методе художественного осмысления действительности.
9. Специфика восприятия фильма.
10. Основные виды и жанры кинокритики
11. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.
12. Проблема стиля в кино. "Поэзия" или "проза" как стилеобразующие принципы.
13. Зависимость жанра и стиля от авторской "картины мира". Проблема "авторского кино".
14. Эстетические взаимодействия современного кино с телевидением, видео, компьютерными технологиями и влияние этих процессов на эволюцию "киноязыка".
15. Кино и научно-технический прогресс.
16. Использование выразительных средств кино на телевидении и в видеопродукции. «Обратная связь» - проникновение особенностей смежных визуальных искусств в кинематограф.
17. Кино как новый этап в художественном познании мира.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, М., Прометей, 1994
3. Базен А. Что такое кино? Сб. статей. М.: искусство, 1972
4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. Г. Косикова, М., Прогресс, 1994
5. Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства, М.Прогресс, 1963
6. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.
7. Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976
8. Власов М. Виды и жанры кино. 1976.
9. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974
10. Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980
11. Жабский М. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976
12. Кино на рубеже веков, М.: Канон плюс, 2012
13. Козлов Л. Изображение и образ, М.: Искусство, 1980
14. Козлов Л. Произведение во времени, Эйзенштейн-центр, 2005
15. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974
16. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.
17. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 1973.
18. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959
19. Михалкович В. Стиль кинематографа и стиль фильма. ж. «Искусство кино», №1, 1978
20. Соколов В.С. Киноведение как наука, М., НИИкиноискусства, 2008
21.Фрейлих С. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. 1992
22. Что такое язык кино, М., Искусство, 1989
23. Эйзенштейн Метод. М., Музей кино, 2002
Список дополнительной литературы:
1. Аннинский Л. Зеркало экрана. М., 1966
2. Аристарко Г. История теорий кино. 1966.
3. Вайсфельд И. Искусство в движении. М.: Искусство, 1982
4. Вайсфельд И. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1961
5. Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980
6. Демин В. Фильм без интриги, М.: Искусство, 1966
7. Добин Е. Поэтика киноискусства. М.: Искусство, 1961
8. Дробашенко С. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986
9.Дробашенко. С. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. М.: Искусство, 1972
10.Дубровин А. Интересы и интересное. Эстетика экрана. 1994.
11.Жанры кино. Сб. статей. М.: Искусство, 1979
12.Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.
13. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982
14. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987
15. Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973
16. Кауфман Р. Очерки по истории художественной критики. М., 1990
17. Мачерет А. Реальность мира на экране. М.: Искусство, 1968
18. Методологические проблемы художественной критики. М., 1987
19. Монтегю А. Мир фильма. М.-Л.: Искусство, 1969
20. Пиотровский А. Театр. Кино. Жизнь. М.: Искусство, 1969