Файл: Федеративное устройство России: Понятие и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой самостоятельностью.

В соответствии со статьей 1 действующий Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

Понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка гораздо шире приведенных теоретических положений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуется законодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектов Федерации. Именно по этому, исследование правовых основ российского федерализма является несомненно важным.

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «ФЕДЕРАЦИЯ» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- Изучить теоретические основы федерации как формы государственного устройства:

- проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

1. Понятия федеративного устройства России.

Федерация сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Основные признаки федерации:

Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

Двухуровневая система законодательства – общефедеральная и субъектов;

Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы интересы субъектов;

Наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

Двухканальная система налогов;

Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Как указано ст. 5 Конституции федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов страны. Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы федеративного устройства.


  1. Верховенство Конституции и федеральных законов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Ч. 2 СТ. 4) Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законом всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене.

Ч. 5 ст.76 Конституции Российской Федерации устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящий статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Из данного положения вытекают два практических последствия.

Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.

Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов. Правительство, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.


2 Равноправие субъектов Федерации

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ)

Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если федерация не обеспечит единого правого регулирования сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будут выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 РФ)

В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различие в государственной организации субъектов, в частности:

Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 К.РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведение федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство (ч. 2 ст. 5 К. РФ)

Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих государственной власти высшими.


Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный орган – Парламент, главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный суд и Высший Арбитражный суд.

Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки: Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.

3 Государственная целостность

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостностей.

Ч. 3. СТ. 4 Конституции РФ говорит, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Российская Федерация состоит из государств, государственно – территориальных и национально – государственных образований созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально – экономическому единству, которые выражается в государственной целостности Российской Федерации.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостность и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких – либо препятствий, для свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств (ч. 1ст. 8 Конституции РФ). Отсутствием у субъектов РФ право выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций. О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

  1. за

Закрепляя принцип государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную, Конституции Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации в основано на единстве системы государственной власти.


Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или систему органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы это системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающая правила поведения.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов федерации (ст.11 Конституции РФ.)

Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти, в Российской Федерации и распространяет на территорию субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Местное органы государственной власти несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

  1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит что ( разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий).