ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Макроэкономика и ее цели. Основные субъекты макроэкономики

2. Система национальных счетов и ее роль в рыночной экономике

4. Методы исчисления ввп. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп

5. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса

6. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения

7. Потребление и сбережения, их взаимосвязь

8. Сущность инвестиций. Кривая спроса на инвестиции . Мультипликатор инвестиций.

9. Понятие макроэкономического равновесия

10. Сущность экономического роста, цели и типы

11. Цикличность как форма развития экономики.

12. Сущность, причины и виды инфляции.

13. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

14. Безработица и ее виды. Закон Оукена. Взаимосвязь безработицы и инфляции, кривая Филипса.

15.Сущность доходов, их источники и формы. Кривая Лоренца.

16. Система налогообложения. Кривая Лаффера. Фискальная политика.

17. Деньги и их функции.

18. Банковская система.

19. Денежно-кредитная политика.

Типовые экзаменационные задания по дисциплине «Экономическая теория», 2 семестр.

Пример составления плана к курсовой работе на тему «Национальная экономика, ее цели и результаты»

Пример формулировки цели и задач исследования в курсовой работе по теме «Социальная защита населения»

Пример оформления таблицы в курсовой работе по теме «Теория и практика функционирования финансовой системы России»

Пример оформления рисунка в курсовой работе по теме «Классические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении»

Пример оформления диаграммы в курсовой работе по теме «Роль государства в регулировании занятости»

Исследования английского экономиста Филлипса, осуществленные в конце50-х годов 20 века позволили обнаружить стойкую обратную связь между нормой безработицы и темпом изменения денежной заработной платы в процентах. В дальнейшем, исходя из того, что подъем заработной платы оборачивается движением верх общего уровня цен, данная зависимость преобразовалась в обратную взаимосвязь безработицы и инфляции. Инфляционная кривая Филипса показывает, что правительство должно выбирать между инфляцией и безработицей. Отношение к кривой Филипса является двояким.

В простой кенйсианской модели кривая Филипса рассматривается как экономический закон. В рамках теории адаптивных ожиданий и теории рациональных ожиданий такая связь приемлема только для краткосрочных периодов. На долгосрочных временных интервалах такая связь отсутствует.


15.Сущность доходов, их источники и формы. Кривая Лоренца.

Можно выделить следующие основные виды доходов: заработную плату, которая является доходом от работы по найму; доходы от предпринимательства и собственности (рента, процент, прибыль) и социальные выплаты: пенсии стипендии, пособия и пр. Таким образом, совокупные доходы семей можно определить как сумму денежных средств, благ или услуг, заработанных или полученных за определенный период времени. Необходимо различать номинальный и реальный доход. Номинальный доход - это количество денег, полученное лицом за определенный период времени. Реальный доход – сумма благ, которую можно приобрести за номинальный доход после вычета налогов и других обязательных платежей при данном уровне цен на товары и услуги. Если цены на потребительские товары и услуги растут быстрее, чем номинальные доходы, то реальные доходы будут снижаться.

Распределение доходов является неравномерным, на что влияет неравенство в размерах собственности, различия в заработной плате, в способностях людей, различия в образовании, в составе семьи и другие факторы.Для измерения различий в доходах применяют показатель концентрации доходов у отдельных групп населения. Он показывает долю группы в общей численности и долю присваиваемых ею доходов. Информация о доходах различных групп населения может быть представлена в виде таблицы и графически в виде кривой Лоренца. Для этого в общей численности населения выделяются 5 равных групп (20% населения) и на такие же процентные группы условно делится сумма получаемых доходов. Распределение население по доходам дает возможность оценить объем каждой отдельной доходной группы.

Графически неравенство в распределении доходов показывает кривая Лоренца.. Чем она ближе к диагональной линии – линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерности распределения дохода. Из кривой Лоренца получают обобщающий показатель неравенства распределения доходов – коэффициент Джини. Он представляет отношение площади между кривой и линией абсолютного равенства к общей площади под линией абсолютного равенства. Коэффициент Джини имеет максимальное значение равное единице (абсолютное неравенство) и минимальное значение, равное нулю (абсолютное равенство). Коэффициент Джини является относительным показателем. Одно распределение может быть более равным, чем другое в одном диапазоне, и менее равным в другом диапазоне, при этом значение коэффициента для обоих распределений будет одинаковым.


16. Система налогообложения. Кривая Лаффера. Фискальная политика.

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги выполняют фискальную функцию, обеспечивая сбор денежных средств в бюджет страны (от древне римского «фиск» – государственная казна, и, соответственно, фискальный – касающийся интересов казны); социальную функцию, являясь фактором перераспределения национального дохода, и регулирующую функцию, заинтересовывая или снижая стимулы людей в развитии того или иного вида предпринимательской деятельности.

Совокупность форм налоговых платежей и методов их взимания образует налоговую систему. Ее элементами являются:

- субъект налога – это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налогообложения – это то, с чего начисляется налог (по объекту налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с имущественных объектов и конечных доходов, например: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, например: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж); налоговая база - доход субъекта, из которого оплачивается налог (прибыль, заработная плата, рента…);

- налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (налоговые ставки бывают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твердая ставка устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения (например, за тонну нефти). Пропорциональная взимается в одинаковом процентном отношении к объекту налога. При прогрессивной ставке средняя ставка налога возрастает по мере повышения дохода; при регрессивной - снижается по мере роста дохода. Средняя ставка налога – это отношение суммы налогов к величине доходов);

- налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта налогообложения.

Для любой системы налогообложения принципиально важным является вопрос об установлении уровня налоговой ставки. Графически зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок отражает кривая Лаффера. Она показывает, что при определенном оптимальном значении ставки налога общая сумма налоговых поступлений становится максимальной. В соответствии с эффектом Лаффера, уменьшение налогового бремени не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но и может обеспечить рост налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы. Важной аспектом реальных систем налогообложения является также защита налога от двойного обложения.


Фискальная политика - это система государственного регулирования, осуществляемая через правительственные расходы и налоги в целях регулирования уровня деловой активности, занятости и цен. Фискальная политика осуществляется в двух видах – как автоматическая фискальная политика и как дискреционная фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика или политика встроенных стабилизаторов состоит из законодательно установленных экономических механизмов, которые автоматически срабатывают ограничительным образом в период подъема в экономике и расширительным образом в период спада. Действие встроенных стабилизаторов проявляется в автоматическом изменении относительных уровней госбюджетных расходов и налогов.

Важнейшими встроенными стабилизаторами являются механизм налогообложения и система социальных выплат (пособия по безработице, программы поддержки малоимущих слоев населения и другие). Например, во время подъема в экономике прогрессивная ставка подоходного налогообложения автоматически увеличит налоговые отчисления, что будет замедлять рост потребительских расходов, а во время спада, наоборот, – смягчать падение совокупного спроса. Встроенные стабилизаторы корректируют, но не устраняют колебаний деловой активности, поэтому они должны дополняться методами дискреционной фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет сознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях изменения реального объема национального производства, уровня занятости, контроля за инфляцией. В период спада такая политика проводится как политика экономического роста (экспансионистская) и направлена на увеличение фактических объемов реального ВВП. В период перегрева экономики – как политика ограничения деловой активности (рестрикционная) и направлена на уменьшение реального ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем.

Дискреционная фискальная политика в кейнсианской модели рассматривается как наиболее результативный способ воздействия на экономическую конъюнктуру. Ее недостатками являются зависимость от политических решений; опасность чрезмерного или недостаточного регулирования; запаздывание государственного вмешательства вследствие наличия внутренних и внешних лагов. Лаг – разрыв во времени между явлениями и процессами. Практика развитых стран показывает, что стабилизационные возможности дискреционной фискальной политика существенны, но не безграничны. В связи с этим многие экономисты рекомендуют осуществлять недискреционную стабилизационную политику, включающую как налогово-бюджетные, так и денежно-кредитные меры.