Файл: Методы управления и руководства в строительстве (Основы теории управления в строительстве).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты управления и руководства в строительстве
1.1 Основы теории управления в строительстве
1.3 Технология разработки управленческих решений
Управление инвестиционной и производственной деятельностью в строительстве
2.1 Подготовка строительных предприятий к инвестиционной деятельности
2.2 Качество строительства, надежность и риск в производственной деятельности
Методы управления и руководства в строительстве
3.1 Формирование трудовых коллективов
3.2 Руководитель в системе управления строительным производством: методы, стили
Рынок – сфера товарооборота, устанавливающая общественно необходимые затраты труда на производство товарной продукции. Рынок является наиболее распространенным и эффективным механизмом общественного разделения труда, обеспечения взаимодействия специализированных хозяйственных единиц, в том числе заказчиков, генподрядных и субподрядных предприятий, а также предприятий – производителей материально – технических ресурсов.
Рынок – такая организация общественного производства, при которой производители продукции (товаров), ориентируясь на спрос покупателей, сами решают:
– когда, в каком количестве и какую продукцию производить;
– как эту продукцию произвести (из каких ресурсов и с помощью какой технологии);
– для какого потребителя производить продукцию.
Нормальное функционирование рынка может быть обеспечено, если:
– Реализация товарно-рыночных отношений осуществляется на основе собственности, когда производитель товарной продукции является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;
– Создана свобода производственной и коммерческой деятельности для всех участников общественного производства;
– Существует четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
– Производители продукции организованно и психологически верно выстраивают рыночные отношения.
Рынок позволяет осуществить отбор наиболее эффективных технологий производства товаров и организационно-управленческих систем. Такой отбор возможен лишь при существовании различных форм собственности.
В общественном производстве действуют различные виды рынков, которые классифицируются по различным признакам:
– по форме взаимоотношений – рынки продавца, покупателя и промежуточных продаж;
– по виду инвестиций – рынки ссудного капитала и ценных бумаг;
– по виду продаваемых и покупаемых товаров – рынки потребительских товаров, товаров промышленного назначения (инвестиционных), рынки труда (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4.1 - Инфраструктура рынка инвестиционных товаров[9]
Комплексные исследования рынка являются основой управления маркетингом, в том числе и разработки стратегической политики предприятия-продавца.
В состав работы по исследованию рынка входят:
– изучение потребностей рынка.
– определение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.
– анализ рыночной сегментации.
– изучение предпринимательской структуры рынка (предприятий-конкурентов).
– исследование форм и методов сбыта.
– изучение социально-психологических особенностей покупателей, их мотивации при покупках.
Таким образом, маркетинг является научной и практической деятельностью по управлению одновременно производством и сбытом продукции в зависимости от развития рынка и экономики.
Маркетинг – это система, направленная на производство товара для конкретного покупателя и организацию продаж товара, включая меры по стимулированию и рекламе.
К основным принципам маркетинга относятся:
– глубокое и всестороннее научно-практическое исследование рынка.
– сегментация рынка.
– гибкое реагирование производства и сбыта на требование спроса.
– инновация – постоянное совершенствование технологии производства товара и выбор новых направлений научно-исследовательских и конструкторских работ, формирование более совершенной структуры управления предприятием.[10]
Составляющей основной конкурентоспособности товара является его качество, технико-экономические показатели, эксплуатационные характеристики, надежность и долговечность. В маркетинговой деятельности важное значение имеют виды политики следующие: – товарная политика, включающая изучение мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, прежде всего ее качества; – ценовая политика.
Для предприятия она жизненно важна, так как обеспечивает прибыль от реализации товаров; – сбытовая политика, предполагающая планирование, организацию и нормирование каналов сбыта продукции предприятия; – коммуникационная политика, состоящая в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на продвижение продукции предприятия на рынок; – политика стимулирования, дополняющая деятельность по успешному сбыту продукции.
Маркетинговая служба на основе проведенного анализа разрабатывает стратегическую программу и составляет текущие планы на период 1 – 2 года и оперативные в пределах года.
2.2 Качество строительства, надежность и риск в производственной деятельности
Вопросам качества всегда уделяется большое внимание, а если рассматривается возведение зданий, где от уровня работы строителей зависят безопасность и здоровье людей, без должного контроля не обойтись. Одна из проблем развития стройкомплекса связана с повышением качества стройпродукции. [11]
Как показало изучение мирового опыта, эффективным способом ее решения может стать создание национальной системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве. В этом направлении в РФ реализуется программа поэтапного внедрения предприятиями и организациями стройкомплекса систем качества по стандартам ИСО серии 9000. Международные стандарты устанавливают требования к системе управления качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех стадиях от проектирования до эксплуатации. [12]
Качество строительства – комплексное понятие, составляющими которого являются:
– качество проектно-сметной документации;
– качество материалов, изделий и конструкций, из которых возводятся здания и сооружения;
– качество строймонтажных работ;
– надежность и долговечность зданий и сооружений.[13]
Основной задачей системы управления качеством строительства является установление уровня качества стройпродукции и его последовательное достижение на всех этапах строительства. Для реализации этой задачи на каждом этапе (проектирование, строительство и эксплуатация) создаются соответствующие службы управления качеством.
На этапе проектирования выбираются и обосновываются принятые решения, а также исключаются ошибок в проектно-сметной документации. На этапе стройпроизводства осуществляется достижение проектного уровня качества.
С началом эксплуатации выявляются дефекты, пропущенные при приемке построенного объекта. На этом этапе ведется учет выявленных дефектов и осуществляются мероприятия по снижению их отрицательных последствий. Качество построенных объектов зависит и от качества промежуточной продукции: стройматериалов, конструкций, изделий, оборудования и т. д. поэтому поступающая продукция должна проходить строгий контроль.
Структура системы управления качеством включает общие функции: планирование, организацию, контроль, регулирование, учет и итоговый анализ (рисунок 2.6).
Технический кодекс установившейся практики (ТКП 45-1.03-161- 2009), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства от 07.12.2009 № 396, устанавливает, что строительная организация обязана обеспечить качество строймонтажных работ.
Рисунок 2.6 - Структура системы управления качеством строительной продукции[14]
Контроль качества строймонтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в стройорганизации, которые оснащены средствами измерения и контроля. Контроль качества строймонтажных работ бывает производственный и инспекционный.
Производственный контроль качества строймонтажных работ включает в себя три основных составляющих:
– входной контроль проектной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
– операционный контроль строймонтажных работ;
– приемочный контроль строймонтажных работ.
Операционный контроль осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятию мер по их устранению.
При операционном контроле должно проверяться: – соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения стройпроцессов; – соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, стройнормам и правилам производства работ, и стандартам. Операционный контроль должен выполняться производителями работ и мастерами, а самоконтроль – исполнителями работ. К операционному контролю следует также привлекать стройлаборатории и геодезические службы.[15]
При приемочном контроле производится проверка качества выполненных строймонтажных работ, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций. Обычно приемочный контроль производится высшим звеном инженерно-технического состава стройорганизации (руководитель стройорганизации, главный инженер и т. п.).
Кроме производственного (входного, операционного, приемочного) контроля в строймонтажных организациях за качеством строительства, осуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них (пожарный, санитарно-технический, экологический и др.).
С целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля на всех стадиях строительства должен выборочно осуществляться инспекционный контроль, который проводится специальными службами, если они имеются в составе стройорганизации.[16]
По результатам производственного и инспекционного контроля качества строймонтажных работ обязательно должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом необходимо учитывать требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля.
Методы управления и руководства в строительстве
3.1 Формирование трудовых коллективов
Трудовой коллектив – это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Трудовые коллективы могут классифицироваться:
– по сферам деятельности (трудовые коллективы материального производства и трудовые коллективы административной деятельности);
– по месту в системе управления - коллектив объединения (треста), стройпредприятия, участка, бригады;
– по численности работающих в коллективе (большие, средние, малые – первичные).
В трудовом коллективе формируются социально-психологические характеристики коллектива:
– ценностная ориентация рассматривается как социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в отношении к тем или иным объектам;
– социальная установка – это готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней;
– традиция – это способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений;
– морально-психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.[17]
Задача руководителя – организовать из этих разных людей коллектив единомышленников, способный слаженно, дружно и эффективно решать сложные производственные и социальные проблемы. Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют использование определенных производственных ресурсов, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют свою деятельность и доводят дело до конца.[18]