ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Вопрос 1.
Периодизация:
1.Каменный век
2.Медный
3.Бронзовый
4.Железный
Каменный век:
1.Палеолит 1млн. лет до н.э. - 10 тыс. лет до н.э.
-Нижний 40 тыс.лет до н.э.
-Верхний
Ориньяк
Солитре
Мадлен
2.Мезолит 10 тыс. лет до н.э.- 5 тыс. лет до н.э.
3.Неолит 5 тыс. лет до н.э.- 3 тыс. лет до н.э.
На 5 тыс. лет до н.э. появляется медный век. Создаются виды труда, виды оружия.
Бронзовый век
3 тыс. лет до н.э. – 1 тыс. лет до н.э.
Железный век
Вопрос 2.
Особенности первобытного искусства:
-консервативность, неизменность архи форм, т.е. сходные типы изображений.
-замедленность развития. Орнаменты, предметы неизменны
-Коллективный характер. (В традиционном обществе не выделялись личности художников, все делалось всеми, скульпторов, все носило коллективный характер). «Слушатель и исполнитель в одном лице».
-Синкретизм (слитность)
-Нельзя искать чистое художественное начало
-3 формы религиозной деятельности
Анимизм
Татинизм
Фатишизм
-Магия (пыталась повлиять на разного вида события . Первые формы «искусства» были универсальным орудием магии. Магия стала прообразом науки.)
-Преобладает тема анимализма. Позже (ближе к бронзовому веку) начинает проявляться интерес к изображению человека.
Анимализм – это
1.изображение промысловых видов животных в первую очередь.
2.изображение пещерных хищников.
3.птицы и рептилии(змеи, ящерицы, черепахи как аллегорический символ)
Животное-это враг и друг, жертва и божество, источник существования.
-отсюда же скульптурное начало. Высекаются из камня разные фигурки.
-Живописное начало. В святилищах рисовали сначала пальцами макароны-цвета – охра-сажа. Далее из макаронов получаются изображения животных. Во Франции – это быки.
Краски – охра - использованная глина
Черный - сажа
Белый - мел
Красный - минеральные.
-С появлением орудия труда появляются новые виды скульптурок. «мобильные памятники» из слоновой кости или из глины. Использовались во время ритуала.
-вообще какие-либо виды предметов искусства делались с целью изобразить увиденное. Не идеализированное искусство.
-Рентгенографическое изображение. Изображение внутренностей в ритуальных целях.
Традиционное искусство:
Возьмем за традиционное искусство. Искусство Древнего Египта.
-Архитектура
-Преобладает тема загробного мира. Культ мертвых.
-Скульптураидеализирована. Если это изображение фараона, то это бесстрастное лицо, хотя и сохранившее портретные черты. Иногда царь изображался как равный в группе с божеством, иногда его охранял священный сокол, воплощение бога. Он молод и силен – как изображение вечного существования.
Существовало несколько законов для изображения скульптуры:
Закон фронтальной стороны - требует четкости, чтобы быть созерцаемым только с фронтальной стороны.
Закон осевой симметрии – фигура разделяется на 2 равные части.
Три вида скульптуры:
Изображение фараона во весь рост делает ритуальный шаг. Двойник в гробнице.
Царь, восседающий на троне
Изображение писца.
Коленно – приклоненная фигура в момент преклонения божеству.
Особенность состоит в том, что их никто никогда не видел. Это ритуальные скульптурки. Они запирались в гробнице вместе с усопшим.
Если же идет речь об изображении простого человека или же обычного служащего, то скульптор был более свободен. Он передавал рост человека, черты его лица. Был
лишен идеализации, был сближен к натурализму.
В Среднем Царстве скульптура уходит из гробниц переходит в храм, на Солнечный свет.
Скульптура имеет портретное сходство с умершим.
В С.Ц. отказались от идеализированного изображения. Появляются подробности в чертах лица, виден возраст - морщины, опущены уголки губ, появляется «игра с тенью».
В гробницах - маленькие статуэтки слуг, пастухов, отгоняющих стадо от хозяина, служанок, носящих еду и т.д.
Новое Царство – ведущий жанр в ск-ре – портрет.
-Живопись
Так же фигуры человека можно было различить каждую из частей тела. Сделать его таким образом, чтобы он был узнаваем. Если глаз – то изображение анфас, если профиль, то получится больше перекошенным. Голова - в профиль, верхняя грудная клетка – в фас, руки и грудь – в профиль, таз повернут на ¾, Ноги и ступни - в профиль.
Изображение фигуры является вневременным, что означает, что не передаются ни чувства, ни действия. Поэтому картину следует воспринимать как заклинание, обращение к вечности.
В зависимости от соц. Положения - так и изображается фигура. Если это царь, то с соответствующими ему атрибутами. Его тело выражало молодость и силу, вечную молодость.
Живопись строго контролировалась жрецами.
Изображения так же несут больше религиозный характер.
В Среднем Царстве внедряется понятие пейзажа. Он врывается в картины. Внедряется пространство, изменяется колорит. Живописца привлекает красота. Раньше такого вида вольности были недопустимы.
Изображение животных – близко к натурализму.
Росписи и цветной рельеф очень тормозили в своем развитии. Повторение по шаблону одного и того же на стенах храмов очень повлияло на развитие. Творческая личность художника проявлялась лишь тогда, когда художник описывал какие-либо события, связанные с личностью фараона, войны или еще что-либо.
В Новом Царстве покидает гробницу, переходит в дворцы.
Живопись посвящена личности фараона.
Интересует окружающий мир – интерьер, элементы мебели, фактура подушек. Проявляется любовь к деталям.
Дроппировки интерпретируются в тонкие линии.
Культ изображения природы. Изображение природы характерно для времени Нового Царства.
Интерес к обнаженной натуре.
Вопрос 3
Эпоха Мадлен (каменный век, верхний палеолит)
-В этой эпохе начинает проявляться натурализм, свойственна выразительность в наскальных рисунках.
Например:
Человек бежит за бизоном: вздувшиеся вены, напряженные мышцы говорят нам о натурализме того времени.
Франция
1.Пещера Лорте
Рельеф Группа оленей, переходящие через реку. Вода не изображена, но о её присутствии нам говорят присутствие рыб и ноги оленей - они располагаются в невесомости, как бы над землей. На краю обломка видны ноги убегающего оленя, за ним идет другой, а позади изображен крупный олень, повернувший голову назад. Он ревет, призывая кого-то. Возможно, призывая отставшего от группы олененка. Присутствует штриховка, хорошо передан объем, положение шерсти.
Изображение людей – первые изображения человека.
2.Пещера Фон-де-Гом.
3.Пещера Ласко возле Монтиньяко.
Протона оленя. Движения настолько выразительны, что не сложно догадаться, что в данный объект делает и что происходит вокруг.
Разъяренный бизон. Данная сцена показывает нам трагический исход охоты – вздыбившаяся шерсть, внутренности наружу, рядом – погибающий охотник. Чтобы показать, что охотник умирает, рядом с ним нарисован символ «души» - птица.
Испания
1.Пещера Альтамира.
В основном – это изображение быков на сводах пещеры.
Плафон с изображением животных.
?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????7
Вопрос 4
Палеолит.
-Нижний
-Верхний: Ориньяк
Солютра
Мадлен
Ориньяк.
Изображение пока в виде крестов и зигзагов. Рисовали в святилищах(в пещерах) охрой, и сажей отпечатками пальцев. Сначала это были бессмысленно намазанные «макаронины» . Далее из «макаронин» начали появляться фигуры животных, силуэты. Вообще тема анимализма очень свойственна периоду Ориньяк. Анимализм – это изображение:
Промысловых видов животных
Пещерных хищников
Птиц и рептилий (змеи, ящерицы, черепахи)
Примеры:
Изображение мамонта во Франции
Изображение дикой лошади
Позже начали появляться из «макаронин» знаки, в основном – знаки магического назначения. Часто использовалась определенная краска, чтобы защитить «живых» от «мертвых». Так же в «святилищах» часто встречаются отпечатки рук, пальцев - охрой или же сажей.
В этом же периоде свое начало берет скульптура.
Мотеспан во Франции- натуральный макет, отпечатки охотников. В пещере – черепа медведей. (Люди верили, что если нарисовать того животного, на которого будет идти охота, павшим, то исход охоты будет таким же, как на рисунке. То есть то животное, которое будет изображено – уже поражено.)
Статуя медведя. Камень обмазан глиной, лапы – моделированы из глины. Поверх композиции медвежья шкура. Использовалась для имитации охоты – обнаружены следы от дротиков и копий. Основа – камень, напоминающий зверя, с некогда прикрепленным медвежьем черепом.
Живописное начало.
Ян – Бурян - первый живописец из Чехии.
PechMerle– пещера Франции. Изображение из охры мамонтов .
Руфиньяк – Франция. Изображение горного козла. Шерсть имитируется сталактитами, все остальное дорисовано краской.
Каваллини – пещера Испании. Изображение красного быка.
Теперь изображения приобретают цвет. Фигуры заполняются красными, черными, белыми цветами.
Орудием живописи является кора деревьев – палитра. Кисть – та же кора деревьев, только с волокнистой структурой.
Солютра.
Этот период получил развитие больше в направлении скульптуры.
Крупная скульптура появляется в конце периода Солютра.
-Скульптурки из кости, рога, глины, мягкого камня. Фигурки окрашивались охрой, малы по величине. Преобладает изображение женщин, матерей плодородия. Изображение чувственных женских фигур в их материальном аспекте, с большой грудью и животом – так называемые «брюхастые» фигуры, подобные фигуре «Венеры Виллендорфской», - выражает глубокое и настойчивое желание как плодородия, так и защиты репродуктивности матери. То есть это была некоторая имитация реальности, то есть опять же «магия» оказывается главным аспектом. «амулет для продолжения рода».
Барельеф.
Сосуд «рог изобилия», («Венера Лоссельская», «Дама с рогом») в Лоссельской пещере.
Высота – 42 см.
Изображение опять же женщины, «толстушки», лицо не проработано, ноги едва обозначены.
Видно, как художник хотел совместить фронтальное изображение с профильным.
Горельеф.
Пещера Ле Тук д’Одубер, Франция.
Изображение бизонов из глины. Начинают пытаться моделировать мышцы. Имитация шерсти – прорезанная острым предметом глина.
Мадлен.
-В этом периоде начинает проявляться натурализм
-Свойственна выразительность.
-Самый расцвет – это средний Мадлен. Тут – изменяется способ передачи изображения. Меняется способ моделировки контура и цвета. Линия силуэта становится толще, при ведущей роли контурного рисунка, здесь присутствуют детали, усиливающие выразительность. Часто передается фактура мохнатых шкур животных.