ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ОРДЕРЫ
Ордер в Древнем Риме: А — дорический; Б — тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный.
Ордер |
архитектурный, |
тип |
||
архитектурной |
|
композиции, |
||
основанный |
|
на |
художественной |
|
переработке |
|
|
стоечно-балочной |
конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение
элементов. |
Различные |
Ордер |
(архитект.) |
применялись в |
зодчестве |
многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические Ордер (архитект.), сложившиеся в Древней Греции и затем
претерпевшие |
некоторую |
эволюцию в |
||
Древнем |
Риме: |
|
дорический, |
|
ионический, |
|
|
коринфский. |
|
Распространённое |
в |
мировом |
||
архитектуроведении |
мнение, |
что |
древне-греческие Ордер (архитект.)
возникли в |
результате |
постепенного |
||
(по традиции) |
переноса |
элементов |
||
деревянной |
конструкции |
в |
каменное |
|
строительство |
и |
|
достигли |
художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные, «канонические» пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные Ордер (архитект.) — дорический ордер и ионический ордер (ранний вариант без фриза) — в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев и ионийцев. Прототипом дорического Ордер (архитект.) были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее — черепичной) кровлей, прототипом ионического — постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Строгий и торжественномонументальный дорический Ордер (архитект.), появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трёхступенчатого основания — стереобата; 2) каннелированной (см. Каннелюры) несущей колонны (обычно с энтазисом), завершенной капителью, состоящей из абака (абаки) и эхина; 3) несомой части — антаблемента, включающего архитрав, фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз; последний состоит из поддерживающих обломов, выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей — гуттами — под ними), и венчающей симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов. Более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический Ордер (архитект.) появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу сложного профиля, каннелюры, разделённые дорожками, капитель с волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами под выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического Ордер (архитект.), возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных Ордер (архитект.): вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты Ордер (архитект.), в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение Ордер (архитект.) на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению Ордер (архитект.), наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей Ордер (архитект.) в Древней Греции всё же не получили застывшую «каноническую» форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями Ордер (архитект.) позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства Ордер (архитект.), а также возможность различного, в том числе подчёркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение Ордер (архитект.) в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский ордер (упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз — всегда гладкий) и композитный Ордер (архитект.), в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский Ордер (архитект.) в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их
богатым резным декором, сложностью модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные ещё в Древней Греции; распространилось применение Ордер (архитект.) или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей, древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. Ордер (архитект.) стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве Ордер (архитект.) начал широко применяться с конца 17 в.).
Теоретическое освоение классического Ордер (архитект.) (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16—18 вв.) в
основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории Ордер (архитект.) в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) Ордер (архитект.) характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.
Разновидности ордера в Древней Греции. А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9
— абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.