ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей

2.1. Техническая эксплуатация автомобилей как наука

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний об окружающей действительности. Она включает деятельность ученых по получению новых знаний и обобщение их результатов в сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные задачи науки – опи­сание, объяснение, прогнозирование процессов и явлений, выработка путей их совершенствования на основе открываемых законов.

Научные дисциплины, образующие в совокупности систему науки, условно делятся на естественные, общественные и технические подсистемы. Каждая подсистема, в свою очередь, образует совокупность отдельных отраслей наук. По своей направленности, содержанию и непосредственному отношению к практике отдельные отрасли наук принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Техническая эксплуатация автомобилей (ТЭА) – это техническая научная дисциплина, содержащая фундаментальные и прикладные исследования и примыкающая к теории машин – науке, изучающей механику машин во взаимодействии с рабочими процессами, ими выполняемыми.

Основными составными частями этой теории являются теория рабочих процессов, механика машин (их кинематика и динамика), теория машин автоматического действия.

Используя научные выводы ряда ученых, академик А.И. Селиванов, основательно изучив изменения технического состояния машин и их составных частей в процессе эксплуатации, дополнил учение о теории машин теорией их старения.

В теории старения как научной дисциплине А.И. Селиванов и его последователи рассматривали не только закономерности ухудшения работоспособности машин в процессе использования, но и пути стабилизации их исправного состояния, определяя меры предупреждения неисправностей и методы восстановления работоспособности машин. Теоретические основы технической эксплуатации можно рассматривать состоящими из двух неразрывно связанных между собой научных проблем:

  • теории старения, описывающей ухудшение технического состояния, увеличение неисправностей, отказов по мере использования;

  • теории управления техническим состоянием, обеспечивающей сохранение и восстановление высоких показателей надежности и других потребительских свойств.


В свою очередь, теория управления техническим состоянием предусматривает:

  • выявление закономерностей изменения технического состояния автомобилей и их составных частей в процессе эксплуатации, прогнозирование и предупреждение неисправностей и отказов, что непосредственно предопределяет развитие научных основ совершенствования технического обслуживания и диагностирования;

  • разработку методов оперативного устранения неисправностей и последствий отказов автомобилей, что предопределяет развитие научных основ ремонта автомобилей, восстановление изношенных деталей и создания материально-технической базы для выполнения технологических процессов обслуживания и ремонта автомобилей.

Содержание научных основ технической эксплуатации автомобилей направлено на изучение динамики технического состояния, выявление причин ухудшения, прогнозирование технического состояния, остаточного ресурса агрегатов, узлов, соединений и деталей, выработки оптимальных или рациональных ресурсосберегающих и экологически чистых методов и способов сохранения работоспособности автомобилей путем своевременного предупреждения или устранения последствий их отказов.

Наиболее характерными составными элементами науки о технической эксплуатации автомобилей являются:

  • формирование научных выводов, соответствующих законам объективного мира;

  • исследование фактов, данных наблюдений, опытов, экспериментов в целях выявления существующих закономерностей;

  • создание теории процессов и практических выводов на основе экспериментальных данных и открытых закономерностей;

  • создание научных основ для проектирования технологических процессов технического обслуживания и ремонта, создания средств их технологического оснащения.

Технической эксплуатации автомобилей присущ ряд закономерностей. Во-первых, следует отметить закономерности изнашивания деталей и соединений, а также старения и восстановления машин, соответствующие общим законам объективной реальности, например, закону старения организ­ма человека. Во-вторых, закономерности неравномерного изнашивания одноименных составных частей, что связано с различными условиями их работы, вариацией физико-химических свойств их материалов. В-третьих, закономерности распределения ресурсов одноименных элементов машин, наработки на их отказ и т.п.


Специфические факты, данные наблюдений, опытов, экспериментов выражаются в органолептических признаках неисправностей и отказов автомобилей, износа деталей и соединений, изменения параметров технического состояния автомобилей за определенную наработку, износостойкости и ресурсе и т.п.

На основе изучения экспериментальных данных ученые, работающие в области технической эксплуатации автомобилей, создают теории процессов очистки, мойки, диагностирования, прогнозирования состояния, разборки, сборки автомобилей при техническом обслуживании и ремонте. Освоение этих процессов на практике обеспечивается созданием технологического оборудования, разработкой технологий технического обслуживания и ремонта, а также материально-технических объектов производственно-технической базы (пункты технического обслуживания автомобилей (ПТОА), станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), пункты инструментального контроля (ПИК), авторемонтные заводы) и др.

К специфическим категориям, терминам и понятиям теории технической эксплуатации автомобилей следует отнести виды технического обслуживания и ремонта, гарантийные обязательства их исполнителей, периодичность и технические требования (номинальные, допускаемые, предельные значения конструктивных параметров или параметров технического состояния), остаточный ресурс узлов и агрегатов, последовательность и содержание видов работ и др.

Большое внимание уделяется оптимизации показателей управляющих техническим состоянием автомобилей (периодичность, технические требования, рекомендуемый ресурс или срок службы узлов и агрегатов, последовательность и содержание видов работ и т.д.) на основе достаточно строгих закономерностей теории вероятности и старения, прогнозирования технического состояния и восстановления машин.

Теория технической эксплуатации автомобилей рассматривается не в статике, а в динамике. В результате новых фактов и экспериментальных данных постоянно уточняются полученные ранее зависимости и выявляются новые. Это позволяет совершенствовать методы управления техническим состоянием автомобилей, разрабатывать новые процессы, оборудование, приборы для диагностирования, предупреждения и оперативного устранения неисправностей и последствий отказов.

Как и всякая наука, техническая эксплуатация автомобилей использует характерные для нее частные методы исследований: метод микрометрирования деталей и соединений, различные безразборные методы органолептического и инструментального диагностирования агрегатов и рабочих жидкостей, дефектации деталей и соединений, хронометрирования времени выполнения операций, определения чистоты поверхности деталей после очистки и мойки, и т.п.


Техническая эксплуатация обладает всеми атрибутами научной дисциплины: теорией, методологией, практической направленностью.


2.2 Задачи технической эксплуатации автомобилей

Как область практической деятельности ТЭА – это комплекс взаимосвязанных технических, экономических, организационных и социальных мероприятий, обеспечивающих:

  • своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре работоспособных автомобилей необходимых номенклатуры и количества и в нужное для клиентуры время;

  • поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при:

а) рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов;

б) нормативных уровнях дорожной и экологической безопасности;

в) нормативных условиях труда персонала.

Как отрасль науки ТЭА определяет пути и методы управления техническим состоянием автомобилей и парков для обеспечения:

  • регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;

  • заданных уровней работоспособности и технического состояния;

  • оптимизации материальных и трудовых затрат;

  • минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население персонал и окружающую среду.

Техническая эксплуатация автомобилей, выполняя свои задачи, способствует повышению эффективности работы автомобильного транспорта, влияет на объем транспортной работы, прибыль, производительность труда персонала и безопасность транспортного и сопутствующих процессов. Это влияние обеспечивается ТЭА в целом и ее подсистемами, которые называются целереализующими.

Наиболее важными из них являются подсистемы:

  • анализ и формирование потребности в услугах и воздействиях по техни­ческому обслуживанию (ТО), ремонту (Р) и подготовке автомобилей к эксплуа­тации;

  • нормативно-технологическое обеспечение и организация поддержания и восстановления работоспособности автомобилей и парков: система и виды ТО и ремонта, соответствующие нормативы, технологические процессы технического обслуживания, ремонта, хранения, заправки подвижного состава и др.;

  • производственно-техническая база, характеризуемая видами предприятий (АТП, гаражи, станции технического обслуживания (СТО), мастерские, склады и т.д.), зданиями, сооружениями, технологическим оборудованием;

  • персонал, состоящий из ремонтных и вспомогательных рабочих, инже­нерно-технических работников и частично водителей (при их участии в ТО и ре­монте);

  • снабжение и резервирование, характеризуемые каналами получения, хранения и методами доставки потребителям запасных частей и материалов, включая топливо и др.;

  • эксплуатационные материалы и подвижной состав, качество, конструк­тивное совершенствование, уровень надежности, возрастная структура;

  • условия эксплуатации подвижного состава (дорожные, природно-климатические, транспортные и другие условия).