Файл: КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Экономический

Кафедра Информационных систем и технологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

по дисциплине: Информационные технологии управления

Выполнила студентка 5курса, 7 группы

Стогний Диана Александровна

Проверил: доцент кафедры

информационных систем и

технологий

к.т.н., доцент Рачков В.Е.

Дата сдачи

Дата защиты

Оценка

Члены комиссии:

д. т.н.. профессор Будко П.А.

к.т.н., доцент Рачков В.Е.

к.т.н., Шлаев Д.В.

Ставрополь 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5

1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8

1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

16

1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

23

ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24

2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

27

2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

30

2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

36

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

37

3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45

3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

53

ПРИЛОЖЕНИЕ

55


ВВЕДЕНИЕ

Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества, обобщающих его черты.

Определяя информационное общество как новую социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные изменения, которые внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому в определении информационного общества чаще всего выделяют несколько аспектов (или критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.

Технологический аспект информационного общества связан с радикальными технологическими инновациями в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли благодаря росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и как следствие распространению практически во всех сферах человеческой жизни.

Экономический аспект информационного общества обусловлен процессом "информационной экономики" или информационного сектора экономики. Профессиональный аспект информационного общества тесно связан с экономическим, поскольку подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.

Пространственный аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления о взаимодействии между людьми в пространстве и времени.

Культурный аспект информационного общества - это изменение повседневной жизни людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения информационных технологий. Образ жизни современных людей предполагает в качестве естественных компонентов возможность надомной работы, проживание в "электронном коттедже", круглосуточный доступ к банковским услугам и совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информационные технологии занимают особое положение в экономике и обществе. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.


Объектом исследования являются информационные технологии в развитии экономики и общества. В качестве предмета исследования выступает развитие информационных технологий, технологизация социального пространства, формирование информационной экономики.

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.

Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;

- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;

- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;

- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;

- рассмотреть этапы становления информационной технологии.

Глава 1 развитие информационных технологий

    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.[8]

По признаку - вид задач и процессов обработки информации - выделяются два этапа:

1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

По признаку - проблемы, стоящие на пути информатизации общества - выделяются четыре этапа:

1-й этап (до конца 60-х гг.) Характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) Связывается с распространением ЭВМ серииIBM-360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.


3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) Создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы того этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

-Выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи;

-Организация доступа к стратегической информации;

-Организация защиты и безопасности информации.

По признаку - преимущество, которое приносит компьютерная технология выделяются три этапа:[23]

1-й этап (с начала 60-х гг.) Характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.

2-й этап (с середины 70-х гг.) Связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.

3-й этап (с начала 90-х гг.) Связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.


4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.

В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.[1]

1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Компьютеры первого поколения (1950-1960)

Первые коммерчески доступные компьютеры появились в начале 50-х годов прошлого века (до этого вычислительные устройства имели скорее научное, нежели прикладное значение). Это были ЭВМ так называемого первого поколения (сконструированные на лампах), но они уже могли хранить программы и использовали трансляторы. Первыми такими компьютерами стали UNIVAC I в Америке и «БЭСМ» в России, которые были ориентированы на решение сложных задач науки и техники.

Что касается промышленного использования компьютеров, то начало ему положили компании Remington Rand и IBM. Ставшая впоследствии гигантом компьютерной индустрии компания IBM выпустила в 1952-54 годах целую серию электронных цифровых компьютеров IBM 701 и периферийных устройств. Первая из таких машин поехала в штаб-квартиру IBM в Нью-Йорке в конце 1952-го, а уже в 1954 году 17 устройств были поставлены главному заказчику - американскому правительству: три из них попали в атомные лаборатории, восемь - в авиакомпании, три - в крупные корпорации, две - в правительственные агентства и две - на флот, а последняя машина оказалась в американском бюро погоды в начале 1955 года. При этом главным достижением компании IBM в те годы было оснащение своих компьютеров разнообразными периферийными устройствами. Так, например, уже в 1957 году появился первый коммерческий дисковод с перемещением головок для чтения, записи - IBM 305, ставший впоследствии прообразом современных жестких дисков.