Файл: КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Экономический
Кафедра Информационных систем и технологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
по дисциплине: Информационные технологии управления
Выполнила студентка 5курса, 7 группы
Стогний Диана Александровна
Проверил: доцент кафедры
информационных систем и
технологий
к.т.н., доцент Рачков В.Е.
Дата сдачи
Дата защиты
Оценка
Члены комиссии:
д. т.н.. профессор Будко П.А.
к.т.н., доцент Рачков В.Е.
к.т.н., Шлаев Д.В.
Ставрополь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
5 |
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
8 |
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ |
16 |
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ |
23 |
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА 2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА |
24 |
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА |
27 |
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА |
30 |
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ |
36 |
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
37 |
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ |
45 |
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ |
50 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
51 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
53 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
55 |
ВВЕДЕНИЕ
Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества, обобщающих его черты.
Определяя информационное общество как новую социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные изменения, которые внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому в определении информационного общества чаще всего выделяют несколько аспектов (или критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.
Технологический аспект информационного общества связан с радикальными технологическими инновациями в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли благодаря росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и как следствие распространению практически во всех сферах человеческой жизни.
Экономический аспект информационного общества обусловлен процессом "информационной экономики" или информационного сектора экономики. Профессиональный аспект информационного общества тесно связан с экономическим, поскольку подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.
Пространственный аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления о взаимодействии между людьми в пространстве и времени.
Культурный аспект информационного общества - это изменение повседневной жизни людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения информационных технологий. Образ жизни современных людей предполагает в качестве естественных компонентов возможность надомной работы, проживание в "электронном коттедже", круглосуточный доступ к банковским услугам и совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информационные технологии занимают особое положение в экономике и обществе. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
Объектом исследования являются информационные технологии в развитии экономики и общества. В качестве предмета исследования выступает развитие информационных технологий, технологизация социального пространства, формирование информационной экономики.
Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;
- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;
- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;
- рассмотреть этапы становления информационной технологии.
Глава 1 развитие информационных технологий
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.
Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.[8]
По признаку - вид задач и процессов обработки информации - выделяются два этапа:
1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
По признаку - проблемы, стоящие на пути информатизации общества - выделяются четыре этапа:
1-й этап (до конца 60-х гг.) Характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) Связывается с распространением ЭВМ серииIBM-360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) Создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы того этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
-Выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи;
-Организация доступа к стратегической информации;
-Организация защиты и безопасности информации.
По признаку - преимущество, которое приносит компьютерная технология выделяются три этапа:[23]
1-й этап (с начала 60-х гг.) Характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.
2-й этап (с середины 70-х гг.) Связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.
3-й этап (с начала 90-х гг.) Связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов.
2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.
В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.[1]
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Компьютеры первого поколения (1950-1960)
Первые коммерчески доступные компьютеры появились в начале 50-х годов прошлого века (до этого вычислительные устройства имели скорее научное, нежели прикладное значение). Это были ЭВМ так называемого первого поколения (сконструированные на лампах), но они уже могли хранить программы и использовали трансляторы. Первыми такими компьютерами стали UNIVAC I в Америке и «БЭСМ» в России, которые были ориентированы на решение сложных задач науки и техники.
Что касается промышленного использования компьютеров, то начало ему положили компании Remington Rand и IBM. Ставшая впоследствии гигантом компьютерной индустрии компания IBM выпустила в 1952-54 годах целую серию электронных цифровых компьютеров IBM 701 и периферийных устройств. Первая из таких машин поехала в штаб-квартиру IBM в Нью-Йорке в конце 1952-го, а уже в 1954 году 17 устройств были поставлены главному заказчику - американскому правительству: три из них попали в атомные лаборатории, восемь - в авиакомпании, три - в крупные корпорации, две - в правительственные агентства и две - на флот, а последняя машина оказалась в американском бюро погоды в начале 1955 года. При этом главным достижением компании IBM в те годы было оснащение своих компьютеров разнообразными периферийными устройствами. Так, например, уже в 1957 году появился первый коммерческий дисковод с перемещением головок для чтения, записи - IBM 305, ставший впоследствии прообразом современных жестких дисков.