ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Фгоу впо Московский государственный агроинженерный университет
им. В.П. Горячкина
Энергетический факультет
Кафедра: Кафедра истории и политологии
Реферат по социологии.
На тему: «Молодежные субкультуры».
Выполнил:
студент 43 группы
энергетического факультета
Кладов В.В.
Проверил:
к. и. н., доцент
Панин Е.Л.
Москва 2013г.
Содержание
Введение
1. Понятие субкультуры
2. История возникновения субкультуры
3. Понятие молодежной субкультуры
4. Причины возникновения субкультуры
5. Классификация субкультур
5.1 Музыкальные
5.2. Имиджевые
5.3 Политические и мировоззренческие
5.4 Субкультуры по хобби
5.5 Хулиганские субкультуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В моей работе рассказывается об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрел только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление.
Основной задачей данного реферата является попытатка раскрыть само понятие о молодежной субкультуре, ее историю возникновения, основные причины возникновения и дать краткое представление о каждом типе молодежных субкультур.
Что такое вообще субкультура? По одному из определений – «неформальное объединение людей на почве общих интересов». У нас участники субкультурных группировок – неформалы – до сих пор считаются ненормальными, идиотами, фриками. Люди слишком привыкли жить как все, не выделяться из толпы. Менталитет меняется, но медленно.
Субкультурная молодежь всегда дистанцировалась, отличалась от большинства. И любая субкультура, – какой бы она не была – всегда остается меньшинством. Но в этом меньшинстве ты находишь таких, как ты сам, – ведь выживать в одиночку, один против всех, может не каждый. Вместе всегда легче, особенно если ты выделяешься, не похож на общую массу.
Субкультуры - это не что-то замкнутое и застывшее. Они пересекаются между собой – например, рэперы с графитчиками, а панки со скейтерами. Они развиваются, видоизменяются. У каждой субкультуры есть пик, когда она в моде, когда в нее приходят толпы молодежи – часто не вникая в смысл, просто потому, что это «модно», потому что там друзья, знакомые, одноклассники. Проходят мода, и остаются только «true» - те, для кого важна не внешняя оболочка, а суть, идея. Таких всегда мало, а «позеров»,случайных людей – большинство, но они-то и делают субкультуру массовой.
Я выбрал тематику молодежных субкультур для реферата по нескольким причинам. Во-первых, она интересна мне, как представителю сразу нескольких субкультур, так и другим людям. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур – это и есть цель моей работы.
1. Понятие субкультуры
Что же такое субкультура?
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же, субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д.
Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
2. История возникновения субкультуры
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века.
Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго (многие из вас вспомнят имевший шумный успех американский фильм "Банды Чикаго" с Леонардо ди Каприо в главной роли). Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи. Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура». Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.
После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодежная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.
Но правы, оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.
3. Причины возникновения субкультуры
Почему возникают субкультуры?
Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить повое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.
Соотношения между "главной" культурой и "отклонениями" пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодежные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.
Я уверен, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я – личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.
Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Убедимся в том, что субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Для этого, разберем кратко каждую субкультуру.
4. Классификация субкультур
Виды субкультур |
Общее описание |
подвиды |
Описание подвидов |
Музыкальные |
Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки. |
Альтернативщики |
Поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора |
|
|
Готы |
Поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва |
|
|
Металлисты |
Поклонники хэви-метал и его разновидностей |
|
|
Панки |
Поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии |
|
|
Растаманы |
Поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари |
|
|
Рокеры |
Поклонники рок-музыки |
|
|
Традиционные скинхеды |
Любители ска и регги |
|
|
Эмо |
Поклонники эмо и пост-хардкора |
Имиджевые |
Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению |
Стиляги |
|
|
|
Милитари |
|
Политические и мирровозренчес-кие |
Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям |
Анархо-панки |
|
|
|
Антифа |
|
|
|
RASH-скинхеды (редскины) |
|
|
|
НС-скинхеды |
|
|
|
Стрейт-Эйджеры |
|
|
|
Хиппи |
|
По хобби |
Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби |
Байкеры |
Любители мотоциклов |
Хулиганские |
Выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним. |
Руд-бои |
|
|
|
Гопники |
|
|
|
Любера |
|
|
|
Ультрас |
Высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов |
|
|
Футбольные хулиганы |
|