ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Современные тенденции в развитии сельского хозяйства россии

За последние 15 лет площадь сельскохозяйственных культур  (земель) уменьшилось на 41 млн.га. (на 34,8%). В связи с этим резко ухудшилось экологическое состояние сельскохозяйственных угодий – засоленность, закисление, переувлажнённость. Около 40% земли у нас подвергается водной и ветровой эрозии. До 85% сельскохозяйственных земель деградируют.

Вопиющим примером падения является ситуация в российском сельскохозяйственном машиностроении. Если в 1990 году производство тракторов в Российской Федерации составляло 226 тысяч, то к 2009 году оно упало до 8 тысяч — в 28 раз. И эти потери не могут быть компенсированы никаким импортом, сельское хозяйство ощущает их со все большей остротой. Если в 1990 году на каждые 1000 гектаров пашни в России приходилось 11 тракторов, то сегодня — только 4. К тому же, большая часть тракторов, работающих на российских полях, чрезвычайно изношена.

Продолжается преднамеренное, искусственное банкротство села. Всего в России осталось около 15 тыс. хозяйств, которые ещё держатся на плаву. Но на селе безнаказанно действуют рейдеры, которые специально разоряют хозяйства и захватывают их земли. В руках олигархов, банков, иностранцев (иностранного капитала) оказалось около 50% земель сельскохозяйственного назначения. Банкротство сельскохозяйственных учреждений ведёт к сокращению рабочих мест на селе (с 8 млн. до 3,8 млн.) – а это обезлюдивание деревень. За 17 лет исчезло 15 тыс. российских деревень, а еще в 9 тыс. деревень осталось по 20-30 человек – и то это пенсионеры.

Ждёт ли Россию голод?

К сожалению и Россия плотно села на продуктовый импорт, а это мина замедленного действия. Все российские мясокомбинаты работают на импортном сырье. Сейчас россияне тратят на продовольствие 27-30% всех своих доходов.

У нас есть огромный потенциал в виде необъятных, не освоенных территорий, пригодных для сельского хозяйства. Но земля до сих пор не является объектом свободной купли-продажи.

В 2008 году впервые за 20 лет российское сельское хозяйствопрекратило падение: собрали рекордный урожай зерновых, увеличили площадь посевных земель на 1 млн. га. Данную положительную динамику необходимо закрепить и развить, так как мировые цены на продовольствие с 2008 года начали стабильно расти. Мировой спекулятивный капитал начал «возгонку»  цен на продовольствие.

В этих условиях зоны относительно традиционного сельского  хозяйства (не индустриального, высокого химико-биологизированного) оказываются неожиданно в выигрышном положении. Россия в числе этих стран. Дело в том, что наша страна с древних времён славится традиционной самобытной культурой земледелия. Всё это даёт России шанс вернуться на мировой рынок не только в качестве энергетической сверхдержавы, но и в качестве аграрной. Россия вполне может занять первое место в мире по производству натурального, экологически чистого продовольствия.


Россия сможет и должна осуществить т.н. «зеленую революцию», вернуть себе позицию великой сельскохозяйственной державыи надёжно обеспечить свою продовольственную безопасность.

Начинать возрождение русского сельского хозяйства необходимо с преодоления чудовищных последствий развала села, который начался с коллективизации 30-х годов 20 века и продолжился планами ликвидации «неперспективных деревень» в марте 1974 (предполагалось ликвидировать 114 тыс. сельских населённых пунктов из 143 тыс.).

Сейчас в России необходимо воссоздать нормальную динамику расселения народа от центра к периферии. И первым шагом здесь должно быть воссоздание малых деревень. Необходимо начать вторичную аграрную колонизацию России горожанами, многие из которых, со временем, сами захотят стать сельскими жителями.

Что для этого нужно?

- государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий

- развитие и поддержание дорожной сети

- восстановление малого судоходства

- доступные средства связи

- развитая энергетическая инфраструктура

- не допускать развития «новых латифундий»

- лизинг сельскохозяйственной техники

- разрушение диспаритета («ножниц») цен

- свобода доступа на рынки

ВЫВОД

Мировой экономический кризис и последствия необдуманных политических решений привели сельское хозяйство к разрушению, но понимание этого процесса и природные ресурсы позволят России преодолеть кризис и встать на путь развития сельского хозяйства. У России есть необходимые ресурсы для ее восстановления в числе мировых сельскохозяйственных лидеров.


5. России нужен нэп-2 или новая экономическая политика современной россии.

Что же представляет собой «новая экономическая политика современной России?

22 декабря 2006 г. Государственной Думой принят

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"

Статья 5 этого закона определяет Государственную аграрную политику , а статья 6 –меры по ее реализации.

Основными целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Если мы обратимся к материалам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, то мы увидим, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.


Однако с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах только 2,3 процента. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.

Если в растениеводстве уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения Российской Федерации увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.


В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

Целями Программы на 5-летний период являются:

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);