Файл: Понятие ЭИС лекция 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема Понятие экономической информационной системы

1. Экономическая информация и информационные технологии.

Информация ( informatio ) – это – знания, сведения, сообщение, то есть только присущее человеческому обществу. Иначе, информация – это совокупность сведений, необходимых для принятия каких-либо решений.

Современная экономика базируется на информационном ресурсе. Это – данные в определенной форме, значимые для предприятия, определенным образом собираемые, хранящиеся и обновляемые.

В экономических системах выделяют экономическую и техническую информацию. Экономическая информация связана с управлением коллективами, занятыми производством и управлением, техническая – связана с управлением техническими объектами. Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, связанных с общественным производством. Она характеризуется большим объемом и многократным использованием, выполнением относительно несложных расчетов. Она имеет определенную структуру, минимальной структурной единицей является показатель.

Экономическая информация является предметом труда не так давно. До XX века основными предметами труда являлись материальные предметы. А к концу века основным предметом труда становится информация. Информационные ресурсы увеличиваются в геометрической прогрессии. Математики предлагают измерять годами процесс накопления информации и оценивать интенсивность этого процесса. Дж. Мартин предлагает определять, как часто происходило удвоение объемов информации. Если к 1800 г объем информации удваивался каждые 50 лет, 1950 г. – каждые 10 лет, 1970 г. – пять лет, то в настоящее время – каждый год. Поэтому требуется привлечение в сферу работы с информацией новых трудовых и материальных ресурсов.

Какие факторы влияют на развитие информационных технологий:

- новый тип инфраструктуры бизнеса на основе ИТ,

- увеличение инвестиций в ИТ, что определяет скорость и гибкость работы предприятия,

- увеличение степени взаимосвязей между компаниями и внутри компаний,

- увеличение количества информационных продуктов, программ и развитие их рынков.

В настоящее время происходит процесс перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную. В США до 85 % (а в 50-х годах эта доля составляла 30 %) трудоспособного населения заняты сфере информационных услуг. Так как – это сфера высоких технологий, то (как это доказано различными учеными, лауреатами Нобелевской премии – Р. Солоу, Д.Рей, Я. Тинберг) экономический рост страны от этого зависит.


Информационная технология базируется на совокупности двух составляющих – информатика и технология. Технология – это совокупность методов обработки, изготовления, измерения состояния, свойств формы, осуществляемых в процессе производства продукции. Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и алгоритмов программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку – сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса. Основная цель ИТ обеспечить эффективное использование информационных ресурсов.

Информационные технологии.

Центр изучения проблем электронного бизнеса (США) разработал 7 основных критериев оценки эффективности инвестиций в ИТ:

1. Замена бумажного документооборота электронным.

2. Распределенная система принятия решений в организации.

3. Разработка системы поощрений за достижения в повышении производительности труда.

4. Создание более открытого доступа к информации и средствам связи. То есть должны быть налажены четкие горизонтальные и вертикальные связи управлении. Для этого должна использоваться внутренняя сеть.

5. Сосредоточение на более доходных сферах деятельности.

6. Инвестирование средств в кадровую политику (более тщательный подбор персонала).

7.Активное увеличение средств на обучение сотрудников.

Информационную технологию можно представить как совокупность трех моментов – хранение, обработка и передача информации. Методами информационных технологий являются приемы моделирования, разработки реализации процедур обработки данных. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.

2. Понятие и классификация экономических информационных систем

Вообще информационная система – это организационно-техническая система, предназначенная для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей.


Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Объект управления в экономических информационных системах представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы. Эти структурные элементы: дирекция, руководство финансовый, производственный, снабженческий сбытовой и другие отделы. Они осуществляют следующие функции:

  1. планирование

  2. учет

  3. контроль

  4. регулирование

  5. анализ.

Классификация информационных систем

Информационные системы различаются по

  1. Сфере деятельности объекта управления:

- промышленное или сельскохозяйственное предприятие,

- сфера обращения (торговля, банки, кредитные организации),

- образование,

- социальная сфера и др.

2. Функциональная структура ИС:

- автоматизация производства,

- маркетинг,

- технико-экономическое планирование,

- финансы, материально-техническое обеспечение, оперативное управление производством,

- управление персоналом и др.

3. Организационной структуре ИС:

- АРМ управленческого персонала,

- взаимосвязанные АРМ.

4. Границы ИС:

- ИС предприятия,

- ИС отрасли

- государственная ИС,

- международная ИС.

5. Степень интеграции ИС:

- локальная,

- частично интегрированная,

- полностью интегрированная корпоративная ИС.

6. Информационно-технологическая архитектура ИС:

- ИС централизованной архитектуры построения (один центр хранения и обработки данных),

- ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети, множество центров хранения и обработки информации).

7. Специализация ИС:

- ИС менеджмента (Information Management – IMS)

- информаицонно-поисковые системы (Information Retrieval Sistem – IRS),

- сисетмы автоматизированного обучения (Educution Information Sistem – EIS).

3. Состав информационных систем

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.


А. Функциональные подсистемы информационных систем.

Функциональные подсистемы обслуживают отдельные функции (виды деятельности). Интеграция функциональных подсистем обеспечивается обеспечивающими подсистемами.

Функциональная подсистема – это комплекс экономических задач (процессов обработки информации – начисление зарплаты, оформление заказов и др.). Состав функциональных подсистем определяется структурой и функциями отдельных звеньев предприятия.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность задач, объединенных общей информационной базой, с помощью которых автоматизируется выполнение функций управления в конкретных подразделениях предприятия. Принято выделять типовые функциональные подсистемы для каждого вида экономических подсистем, например, для ИС предприятия выделяют следующие подсистемы:        ·перспективного развития или прогнозирования;        ·текущего планирования;        ·оперативного управления производством;        ·управления финансами;        ·бухгалтерского учета;        ·материально - технического снабжения;        ·маркетинга;        ·реализации и сбыта;        ·управления кадрами и др.            

 Организационно функциональные подсистемы (модули) ИС состоят из некоторого числа автоматизированных рабочих мест специалистов (АРМ).         

Б. Обеспечивающие подсистемы 

Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет:

1) функциональную структуру

Представляет собой перечень реализуемых задач (функций) и отражает их соподчиненность. Информационные функции - это контроль (измерение значения параметров и их отклонений от заданных значений), вычислительные и логические операции (тестирование работоспособности ИС и подготовка и обмен информации с другими системами), управляющие функции (поиск и расчет рациональных режимов управления и реализация заданных режимов управления).

2) экономическое обеспечение (ЭО), включающего состав экономических показателей, рассчитываемых в каждой задаче и методы их расчета;       3) математическое обеспечения (МО), состоящее из экономико-математических моделей, методов, алгоритмов их реализации;   4) программное обеспечение (ПО), включающее общее ПО (операционную систему, операционную оболочку, СУБД, трансляторы с языков программирования) и специализированное ПО (функциональных пакетов прикладных программ (ППП), методо-ориентированные ППП, профессионально - ориентированные ППП);      5) информационное обеспечение (ИО), включающее внемашинное ИО (документы, классификаторы) и внутримашинное ИО (электронные макеты ввода -вывода документов, базы данных, электронные архивы);      6) технического обеспечения (ТО) - ЭВМ, периферийные средства, множительная техника и средства связи; технологическое обеспечение (Техн.О), представляющее собой совокупность инструкций и методических указаний, по которым работает пользователь на своем автоматизированном рабочем месте при решении своих задач;


7) кадровое обеспечение – совокупность средств по обучению кадров приемам работы с ИС.

       В. Подсистемы общесистемного назначения

В состав ИС включают подсистемы, имеющие общесистемное назначение:       - организационное обеспечение (ОО)– совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях ИС. Это – постановка задач управления, анализ систем управления, внедрение задач управления;       - правовое обеспечение (ПрО), состоящее из правовых инструкций для работников предприятия в условиях автоматизации выполняемых ими функций,

- технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP). Оно означает разделение   ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

- первичной информации,

-организационно-распорядительной документации,

- технологической документации и чертежей,

- баз данных и знаний,

- научно-технической информации, Гостов и ТУ.

Технологическое обеспечение наиболее развитых ИС включает в себя подсистемы OLTP и OLAP, функции которых зависят от предметной области.

Информационная система поддерживает работу следующих категорий пользователей:

1). Конечные пользователи.

2). Администрация ИС:

- системный аналитик,

- администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений.

- администратор данных.

- администратор компьютерной сети – обеспечивает работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов.

3). Системные и прикладные программисты – создание и сопровождение программного обеспечение ИС.

4). Технический персонал – обслуживает технические средства.

5). Внешние пользователи – потребители выходной информации.