ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
5. Блокадное детство.
Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?
Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге» А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». Адамович и Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминании. Таким образом, воссоздается картина того незабываемого блокадного детства.
Ученик: «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».
Видеоролик о блокадном хлебе.
«Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шести-десятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»
6. «Дорога жизни»
Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?
Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано1мл. 376тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».
7. Заключение.
Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами «Умерли все. Осталась одна Таня». Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. «Никто не забыт, ничто не забыто».
Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.
· Можно ли таких ребят назвать героями? Почему? Что вы читали, смотрели о войне? Что дают нам книги и произведения искусства о войне?(Выступление библиотекаря)
Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
Ученик: Мы знаем, ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества прибил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Но горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
8.Рефлексия.
Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вас впечатлило больше всего?
9. Подведение итогов, выставление отметок.
«Из писем на Большую землю» (Ценностно-ориентированная компетенция и Компетенция личностного саморазвития)
Наш город в снег по пояса закопан.
Но если с крыш на город посмотреть,
то улицы похожи на окопы,
в которых побывать успела смерть….
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
что означает: «Смертью
смерть
поправ».
Мы знаем: клятвы говорить не просто.
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!
Все с этим городом навек
И песня и душа
И черствый хлеб, и черный снег
Любовь, тоска
Печаль и смех
Обида, горечь и успех
Вся жизнь, что на глазах у всех
Горит, летит спеша.
8 сентября 1941 года после тяжелых боев вокруг Ленинграда замкнулось кольцо фашистской блокады. Вражеская авиация совершила первый массированный налет на Ленинград, сбросив на него за считанные минуты свыше 6500 зажигательных бомб. Блокада продлилась девятьсот дней, ее называют трагедией века. От голода погибло больше 700 тысяч горожан.
В истории одного из красивейших городов мира — Санкт-Петербурга (Ленинграда, Петрограда) было много сложных и противоречивых моментов. Но, пожалуй, самыми страшными днями, в течение которых город и его жители были поставлены на грань выживания, были 900 дней блокады — с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.
В плане «Барбаросса» Ленинград рассматривался как один из главнейших стратегических объектов. Захват Москвы предполагался после того, как падет и будет уничтожена Северная столица. 8 сентября 1941 года Ленинград взяли в кольцо блокады. После нескольких неудачных попыток штурма города, Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада «О блокаде Ленинграда», в которых говорилось: «...сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
Прошли десятилетия со времени великой битвы за Ленинград. Пройдут века. Прекрасным останется город на Неве. И останется в памяти народной тот подвиг, что совершили Ленинградцы, та боль и скорбь от потери родных и близких.
(Слайд №35)
ПЕСНЯ «Панамки»
На полянке детский сад,
Чьи-то внучки, чьи-то дочки
А панамки их торчат,
словно белые грибочки.
Ах, какая благодать,
Небеса в лазурь оделись.
До реки рукой подать 2р
До войны одна неделя.
2.Вой сирены, Ленинград,
Орудийные раскаты,
Уплывает детский сад
От блокады. 2р.
А у мам тоска тоской
По Илюшке, по Наталке
По единственной такой 2р.
Уплывающей панамке.
3.Кораблю наперерез
Из за черной тучи ада
Миссершмидта черный крест
Воспарил над детским садом.
На войне как на войне
Попаданье без ошибки,
А панамки по волне 2р.
Словно белые кувшинки.
Боже правый, не ужель
Это может повториться.
Боже правый, им уже
Было всем давно за тридцать.
Тот же луг и та река,
Детский щебет на полянке,
А по небу облака 2р.
Словно белые панамки 2р.
Их с каждым годом
Остается меньше
Прошедших сквозь свинец, огонь и чад
Благословите сыновей и женщин
Сажать сады, выращивать внучат
Нет, не за тем, чтобы однажды снова
Земля стонала, заживо горя
А чтоб Война – то проклятое слово
Встречалось только в словарях.