ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать.
речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко высотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),
основные качества голоса — силу и высоту,
речевое дыхание — его длительность и интенсивность.
НИЖЕ БОЛЕЕ ПОДРОБНО
1-й год жизни называют периодом доречевого развития.
Во время которого происходит подготовка к овладению речью. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4-5-й неделях жизни ребенка, начиная с 6 – 8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – начальное гуление, истинное гуление (или певучие гуление) появляется на 2-3-месяце.
К 5- 6 месяцу появляется лепет - четкие, но еще недостаточно устойчивы звуки, произносимые в коротких звукосочетаниях.
В 9 месяцев дети демонстрируют понимание обращенной речи: реагируют на свое имя и слово «нельзя», воспринимают некоторые словесные инструкции и отвечают на них действием, ищут спрятанную у них на глазах игрушку. Для этого возраста характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и отдельных слов из одинаковых парных слогов (мама, папа). Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.
К 11-12 месяцам начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания, дети используют звуковые сочетания, обозначающие конкретные предметы (машина – «би-би»)
Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньше и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать.
Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс формирования импрессивной речи. Важным показателем речевого развития в этом возрасте является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи.
К году ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, узнавать названия многих вещей и картинок, понимать и выполнять 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др., активно употреблять в речи 10-12, а иногда и большее количество слов (баба, киса, му и др.)
В процессе речевого развития вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух выполняет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух и осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с полноценной способностью артикулировать звуки способствует более интенсивному усвоению правильного произношения. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (« в период дофонемного развития») ребенок улавливает лишь ритмико- мелодические структуры, фонемный состав слова не воспринимается.
Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. К этому времени слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь: дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости произносить звуки Э, Ы, И, твердые согласные у них звучат как мягкие (ТЬ, ДЬ, СЬ и тд.). Различение звуков на слух формируется в следующей последовательности:
· гласные - согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные л-р);
· сонорные –шумные;
· глухие – звонкие;
· твердые – мягкие.
Одновременно с развитием речевых умений и навыков происходит быстрое накопление словаря, до 250-300 слов.
К 2 годам ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре существительные (имена, названия игрушек, одежды, частей тела и т.д.), глаголы (дай, иди). Присутствие глаголов очень важно для развития речи, потому что только при их наличии развивается фразовая речь. Дети должны понимать и употреблять несколько прилагательных. Хотя девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков, различия между ними стираются в возрасте старше двух лет.
С полутора-двух лет начинается процесс формирования фразовой речи. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания пользуясь одной и той же аморфной неизменяемой формой, связывая их только интонацией, общностью ситуации.
К концу второго года жизни речь становиться основным средством общения, слова приобретают обобщающее значение. Ребенок должен употреблять простые фразы (пока еще без предлогов, падежных окончаний, без согласования слов между собой).
В 3 года подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме, ребенок пытается приблизить его к общепринятому, но трудные по артикуляции звуки заменяет простыми (звук Ц заменяется звуком ТЬ или СЬ, звуки Ч и Щ – звуками ТЬ и СЬ соответственно, звуки Л и Р – звуком ЛЬ или Й, шипящие и твердые свистящие – ТЬ, ДЬ), многие звуки родного языка переставляет, опускает. В этом возрасте четко оформляется артикуляция губно-зубных звуков: Ф, В и ФЬ, ВЬ. Фонематическое восприятие хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова: характерным является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов (касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара) и т.п).
К 3 годам словарный запас детей быстро увеличивается, достигая 800-1000слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Развивается мышление, способность к обобщению. Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными (обозначает не только размеры предметов, но называет их цвета, качество, свойства, форму), появляются местоимения и предлоги.
Возраст 2-3 лет характеризируется появлением первых форм слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик игает), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Также отмечается расширенные структуры предложения до 3-4 слов (Таня играет кука).
Далее идет этап усвоения системы флексий для выражения связей слов.
Последовательность усвоения ребенком грамматических форм определяется семантической функцией и частотностью использования их в речи окружающих. Общей тенденцией является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В связи с этим длительное время наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (много ложков, ножов). На этом этапе встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного. В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменения по лицам (кроме множественного лица и числа) разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи наблюдается как правильное, так и неправильное их согласование с существительным, в ряде случаев прилагательное употребляются после существительных. Во множественном числе правильно употребляются лишь в именительном падеже. Личные местоимения уже усвоены.
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы: прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных, позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.
В устной речи детей этого возраста появляются некоторые простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Постепенно происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.
Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не сформирована.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, свистящие и шипящие звуки. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить различную слоговую структуру и звуконаполняемость. Так же сохраняются недостатки в произношении слоговой структуры редко употребляемых слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль, «лиценел» - милиционер), перестановки звуков («певрый» - первый), пропуски согласных звуков при их стечении или добавления лишних гласных («мачик» - мальчик, «босой мальчик» - большой мальчик, «корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).
К 4 годам словарный запас детей увеличивается примерно до 2000 слов. Произносимые слова имеют более точное значение. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
В этот период совершенствуется употребление грамматических категорий по типам склонения и спряжения, усваивается многие единичные формы исключения, значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество).
На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – Л, Р, РЬ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, наблюдаются взаимозамены (в простых словах четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяют).
Фонематические процессы детей пяти лет совершенствуются: они узнают звук в общем речевом потоке , могут подобрать слово на заданный звук, различаю повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
Запас слов составляет 2500 – 3000, уточняется и обогащается их значение. Но наряду с этим, дети еще могут неверно понимать или использовать слова по аналогии с назначением предметов («поливать из лейки» - леять, вместо лопатка – «копатка»). Вместе с тем такое образование слов свидетельствует о том, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.