ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Практическое занятие 1. Информация и ее виды.
Вопросы:
1. Понятие информации. Значение информации в жизни человека и в развитии общества.
2. Виды информации.
3. Свойства информации.
Практическое занятие 2. Методы поиска, сбора и анализа информации.
Вопросы:
1.Информационно-поисковые системы.
2. Поиск информации в библиотеке.
3. Поиск информации в сети Интернет.
4. Электронные библиотеки.
Задания для самостоятельного выполнения:
Мультимедийные презентации на темы:
-
Современные носители информации.
Содержание: Традиционные носители информации: книги, журналы. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа.
II. Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности.
2. Основные типы литературы.
Содержание: Учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная. Стилевые особенности различных типов литературы.
3. Справочная литература.
Содержание: Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Энциклопедии универсальные (БРЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.) Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
4. Периодическая печать.
Содержание: Понятие о периодической печати. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Газета, журнал, рубрика, статья, заметка: читательское назначение, оформление, содержание.
III. Библиотека как информационно-поисковая система.
5. Поиск информации в библиотеке.
Содержание: Система библиотек и информационных учреждений: научные, универсальные, учебные библиотеки. Библиотечный абонемент. Читальный зал. Специализированные отделы: отдел литературы по искусству, технической литературы, иностранной литературы, краеведческой литературы. Принципы систематизации информационных ресурсов. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители.
6. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Содержание: Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов. Виды каталогов. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека газетно-журнальных статей. Предметные картотеки.
IV. Интернет как информационно-поисковая система.
7. Поиск информации в сети Интернет.
Содержание: Интернет как огромное хранилище распределённой информации, различных форматов и видов: Web-страницы, электронные библиотеки, каталоги продуктов и услуг, открытая правительственная информация, научно-исследовательские публикации, документы различных сервисов Интернета: электронной почты, телеконференций, аудио- и видеоконференций и др. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.
Основная литература:
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.
2. Вершинская О.Н. Человек в электронном мире. М., 2006.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
4. Интернет в гуманитарном образовании /под ред. Е.С. Полат. М., 2001.
5. Коноплев Е.С. Информационные практики в современном обществе. М., 2007.
6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2005.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология : учеб. для студ. высш.учеб. завед. М., 2007.
8. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. - М., 1999.
9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.,2004.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
12. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе модели Интернета. СПб., 2002.
Дополнительная литература:
1.Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981.
2. Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке. СПб., 2001.
3. Власова Ю.Ю. Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, М.,1998.
4. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, М.,1998.
5. Информационная культура. Новые информационные технологии. М., 2000.
6. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное. М., 1980.
7. Морозов В.П. Гипертексты в экономике // Информационная технология моделирования. М., 1997.
8. Макотрова Г.В. Интернет – технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов. Белгород, 2007.
9. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб., 2002.
10. Пейп Дж. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся. М., 2000.
11. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. М., 2000. №5.
12. Семенюк Э.П. Глобализация и социальная роль информатики. М., 2003.
13. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных. М., 2006.
14. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб.пособ. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.
15. Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации. М., 2002.
16.Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М., 2004.
17. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003.
Информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)
www. liberary.ru
www.psychology.ru
www.psihotest.ru
www.nsu.ru/psich/internet
www.voppsy.ru
http://www.superidea.ru
Практическое занятие 3. Методы поиска, сбора и анализа информации.
1. Эмпирические методы сбора информации: наблюдение и эксперимент, их отличительные признаки (таблица).
2. Дополнительные эмпирические методы сбора информации: опрос (анкетирование и интервьюирование), тестирование (виды тестов), анализ продуктов деятельности, контент – анализ и др.
Практическое занятие 4. Методы поиска, сбора и анализа информации.
-
Теоретические методы сбора информации, их характеристика.
-
Моделирование и визуальные методы представления информации.
Практическое занятие 5. Методы поиска, сбора и анализа информации.
-
Метод анализа информации.
-
Алгоритм сбора информации.
3. Систематизация информации: понятие и виды.
Практическое занятие 6. Групповые методы работы с информацией.
-
Метод круглого стола.
-
Мозговая атака.
-
Синектика.
-
Метод групповых экспертных оценок.
-
Деловая игра как источник информации.
-
Методы творческой деятельности.
-
Преимущества и недостатки групповых методов работы с информацией.
Практическое занятие 7. Работа с текстом.
1. Чтение текста. Методы скорочтения.
2. Методы анализа текста.
3. Методы запоминания текста.
Практическое занятие 8. Психологические особенности работы с информацией.
1. Понимание и усвоение информации.
2. Приемы эффективного запоминания информации.
3. Обучаемость и усвоение знаний.
Практическое занятие 9. Информационная культура.
-
Понятие информационной культуры.
-
Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Эффективные средства обмена информацией.
Мультимедийные презентации на темы:
-
Новые подходы к образованию в информационном обществе.
Содержание: Информационное общество и требования к образованию. Новые подходы к образованию в информационном обществе. Роль информационно-образовательной среды в процессе образования личности.
Особенности обучения в информационно-образовательной среде. Портфолио как средство мониторинга достижений учащихся. Дистанционное образование: значение, сущность, технологии.
2.Текстовая информация и ее обработка.
Содержание: Чтение. Усвоение информации при чтении текста. Методы скорочтения. Методы анализа текста. Методы запоминания текста.
3. Психологические особенности работы с информацией.
Содержание: Психологические особенности восприятия, переработки, усвоения, понимания, запоминания, воспроизведения информации. Факторы, влияющие на процесс усвоения. Этапы усвоения. Компоненты усвоения. Показатели усвоения информации. Формы усвоения, уровни усвоения. Обучаемость и усвоение знаний. Информационный стресс. Компьютерная тревожность.
4. Групповые методы работы с информацией.
Содержание: Характеристика групповых методов работы с информацией: круглый стол, мозговая атака, синектика, метод «эвристических вопросов», методы творческой деятельности. Деловая игра как источник информации. Метод групповых экспертных оценок. Преимущества и недостатки групповых методов работы с информацией.
5. Информационная культура.
Содержание: Информационная культура как компонент человеческой культуры. Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения. Модели коммуникации. Структура коммуникации. Содержание коммуникативной информации. Коммуникативные барьеры. Эффективные средства обмена информацией.
. Составьте следующие информационные портфолио:
-
Электронная библиотека
-
Успей сказать близким людям спасибо
-
Фотоальбом
-
Музыка
-
Мой английский (или другой язык, который вы изучаете)
-
Мои тренинги (если вы тренер или преподаватель)
-
Мои книги
-
Мы говорим (портфолио цитат, поговорок, скороговорок, анекдотов, баек и т.п.)
-
Портфолио по профессиональным вопросам.