ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
4.2. Содержание разделов дисциплины лекции 1-2. Специфика древней русской литературы
Лекции 3-4. Система жанров литературы Киевской Руси. Летопись как жанр древнерусской литературы
Лекция 5. «Слово о полку Игореве»
Лекция 6. Жанр воинской повести в русской литературе хш-хiv веков
Лекция 7. Эволюция жанров древней русской литературы в литературе XV века
Лекция 8. Своеобразие литературного процесса XVI века
5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Справочно-библиографическая литература:
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
7. Содержание итогового и промежуточного контроля
7.1. Перечень заданий для самостоятельной работы и литература к ним Практическое занятие №1.
7.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Древняя русская литература»
7.3. Тематика рефератов, курсовых работ
7.4. Тексты для заучивания наизусть
7.5. Список произведений для текстуального изучения
7.6. Примерные вопросы и задания для контрольных работ по древней русской литературе
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8. 1. Рейтинговая оценка деятельности студента Методика формирования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. А. ШОЛОХОВА
Д. В. Абашева
Древнерусская литература
(Х-XVII века)
Учебно-методический комплекс
дисциплины
Специальности «Русский язык и литература»
«Журналистика»
Москва
2010
ББК 83. 3 (2 Рос= Рус) 3 Я 73
А 136
Абашева, Д. В. Древнерусская литература (X-XVII века) : учебно-методический комплекс дисциплины : специальности «Русский язык и литература», «Журналистика» / Д. В. Абашева. – Москва : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. – 78 с.
Печатается по решению ученого совета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова
Рецензенты:
Шевцова Л. И. – д-р филол. наук, проф. кафедры литературы Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова;
Джанумов С. А. – д-р филол. наук, проф. кафедры литературы Московского городского педагогического универcитета.
В работе даны методические рекомендации для студентов факультета русской филологии и журналистики (очной и заочной форм обучения) по изучению древней русской литературы. Цель работы – помочь студентам постичь великое наследие литературы Древней Руси, организовать самостоятельную работу.
В учебно-методическом комплексе дисциплины содержится программа курса, представлены планы практических занятий, тематика докладов, рефератов и курсовых работ.
© Абашева Д. В., 2010
© Московский государственный
гуманитарный университет
им. М. А. Шолохова, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи дисциплины …………………………………………........4
Требования к уровню освоения содержания дисциплины………...........4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….6
Содержание дисциплины………………………………………………….7
Разделы дисциплины и виды занятий ……………………………........7
Содержание разделов дисциплины…………………………………….9
Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………14
Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….........51
Содержание итогового и промежуточного контроля…………………..52
Перечень заданий для самостоятельной работы.
Литература к ним………………………………………………………52
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
«Древняя русская литература» ………………………………………..67
Тематика рефератов, курсовых работ………………………………...69
Тексты для заучивания наизусть……………………………………...70
Список произведений для текстуального изучения………………....71
Примерные вопросы и задания для контрольных работ
по древней русской литературе…………………………………….....72
Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины………………………………….73
Рейтинговая оценка деятельности студента…………………………….74
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания курса «Древнерусская литература» является уяснение своеобразия литературного процесса средневековья, выявление особенностей и ценностных ориентиров древней русской литературы, в ее взаимосвязи с фольклором и литературой нового времени (XVIII-XX вв.), что помогает раскрыть и специфику предмета, который предстоит преподавать будущим учителям. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
осуществить широкий исторический и культурологический подход к анализу литературных явлений; изучить проблему периодизации древней русской литературы, многообразие ее тематики;
изучить особенности жанров и поэтики произведений древней русской литературы;
3) выявить этико-эстетические и религиозно-философские корни древней русской литературы; раскрыть величие гуманитарной и гуманистической культуры России;
исследовать ее связи с литературой нового времени и фольклором, показать преемственность в развитии культуры.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший курс «Древнерусская литература», должен знать:
а) периодизацию древней русской литературы, эволюцию основных жанров, их поэтику на примерах конкретных текстов литературных произведений X-XVII вв., документальные источники, характеризующие эпоху, памятники материальной и духовной культуры этого периода;
б) исследования литературоведов, историков, искусствоведов, философов по проблемам, изучаемым в курсе, сведения вспомогательных наук (палеографии, источниковедения, текстологии, библиографии);
в) работы методического характера, связанные с преподаванием русской литературы X-XVII вв. в средних учебных заведениях, учебники и учебные пособия по древней русской литературе для школы и вуза.
Должен уметь:
а) выявить специфику произведений древнерусской литературы, выбрать тему для самостоятельного рассуждения по древней русской литературе;
б) подобрать к ней литературу;
в) подготовить рефераты по избранной проблеме и выступить в аудитории;
г) вести диалог по анализу художественного текста и выразительно его читать
д) используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, подготовить материалы к уроку по любому периоду древней русской литературы.
Должен владеть:
основными теоретическими проблемами, поднятыми в курсе, и навыками анализа произведений древней русской литературы в контексте эволюции ее жанровой системы.
Учебно-методический комплекс имеет личностную направленность: будет подспорьем для студента в его индивидуальном постижении курса. Согласно новым стандартам на первое место в современном литературном образовании поставлено изучение литературы как искусства слова, система заданий ориентирует студентов на освоение наиболее значительных достижений литературоведения, критической мысли в области древнерусской литературы и поэтики самих произведений. Учтено и то, что по сложившейся вузовской традиции, изучение предмета происходит на 1-ом курсе в течение одного семестра (II семестр), когда студенты еще только начинают изучение многих смежных наук (философии, истории, этики, языкознания, фольклористики, истории искусства, западноевропейской литературы и т.д.), важных для более глубокого постижения предмета.
Учтены возможности курса и для развития навыков самостоятельной научной работы студентов, что нашло отражение и в семинарских заданиях, и в темах для самостоятельных исследований.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для специальности «Журналистика»
Для студентов дневного отделения
Виды учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость |
|
I |
Аудиторные занятия |
36 |
I |
Лекции |
20 |
I |
Практические занятия (семинары) |
16 |
I |
Самостоятельная работа (коллоквиумы, подготовка к семинарам, рефераты) |
|
I |
Вид итогового контроля |
Экзамен |
I |
Для студентов заочного отделения
Виды учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость |
64 |
II |
Аудиторные занятия |
20 |
II |
Лекции |
12 |
II |
Практические занятия (семинары) |
8 |
II |
Лабораторные работы |
- |
|
Самостоятельная работа (коллоквиумы, подготовка к семинарам, рефераты) |
44 |
II |
Курсовые работы/ рефераты |
- |
- |
Вид итогового контроля |
Экзамен |
II |