ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Обязанности научного руководителя
Они торгуют пищей для ума, Чужие пережевывая мысли,
2.4. Написание выпускной квалификационной работы.
3.1. Содержание выпускной квалификационной
3.2. Введение и его содержание.
3.3. Главы выпускной квалификационной работы, их содержание.
3.4. Заключение выпускной квалификационной работы
3.5.Список использованной литературы его содержание и правила составления
4. Оформление выпускной квалификационной работы
4.1. Оформление выпускной квалификационной работы
4.2. Требования, предъявляемые к оформлению содержания выпускной
4.3. Оформление выпускной квалификационной работы
5. Рецензирование и защита выпускной квалификационной работы.
5.1. Рецензирование выпускной квалификационной работы
5.2. Порядок защиты выпускной квалификационной работы.
6.Примерная тематика выпускных квалификационных работ
Они торгуют пищей для ума, Чужие пережевывая мысли,
Суют в свои трактаты и тома» Мирза Шафи.
Рекомендуя работать над научной литературой по теме ВКР на начальных этапах ее подготовки, необходимо знать, что к моменту защиты выпускной квалификационной работы обзор литературы может устареть. В актуальных областях науки новые статьи, книги по проблеме появляются весьма часто, иногда с интервалом в несколько месяцев. Во всяком случае, если написание ВКР занимает до шести месяцев или более, следует ожидать возникновения новых источников, не попавших в поле раннего обзора. Поэтому, получив общее представление о достигнутом уровне исследований по теме ВКР, составив предварительный обзор источников, на этом нельзя ставить точку. Необходим периодический мониторинг публикаций, позволяющий поддерживать информированность о состоянии исследований других авторов по изучаемой проблеме и обновлять соответствующие материалы ВКР, а затем использовать их при её защите.
Материалы практики также удобно заносить на карточки (листы) с соблюдением тех же рекомендаций, которые даны выше относительно литературы.
При сборе и обобщении материалов практики следует отбирать не только положительные, но и отрицательные факты, критически оценивать теорию и практику. Однако критика должна быть объективной, уважительной. Отстаивая свою точку зрения, выпускник должен обосновывать её, проявлять корректное отношение, как к учёным, так и к практическим работникам.
Перед тем как приступить к изучению и обобщению практики, полезно составить вопросник (программу), отметив в нём, что конкретно следует выяснить по материалам практики, по конкретным гражданским, уголовным делам, другим материалам правоприменительных органов. Желательно этот вопросник согласовать с научным руководителем.
Как правило, написанию выпускной квалификационной работы предшествует преддипломная практика. В период преддипломной практики студентами собирается и систематизируется нормативный и теоретический материал, материал из правоприменительной деятельности правоохранительных органов, судебной практики, осуществляется обработка и обобщение собранных материалов, готовятся главы выпускной квалификационной работы.
В последнем семестре студент завершает написание и оформление выпускной квалификационной работы.
2.4. Написание выпускной квалификационной работы.
Написание выпускной квалификационной работы – наиболее сложный этап выпускного квалификационного исследования. Ему предшествует сбор материала и его осмысление. На этой стадии работа над дипломным исследованием облегчается при использовании картотеки, которую надо распределить в определённом порядке, с учётом содержания глав, параграфов и отдельных вопросов. При этом можно начинать изложение с тех вопросов, по которым имеется полная ясность.
Выпускную квалификационную работу следует писать на одной стороне листа. Это позволит, при необходимости, вносить на обороте листа соответствующие дополнения либо разрезать лист для вклейки на него новых положений. Это удобно также и для указания письменных замечаний научного руководителя.
ВКР следует писать аккуратно, разборчиво, чтобы можно было передать ее научному руководителю без перепечатки. Если же у студента неразборчивый почерк, то он должен передать научному руководителю напечатанный первый экземпляр работы.
Во избежание лишней работы в процессе написания выпускной квалификационной работы необходимо регулярно обращаться к научному руководителю для обсуждения всех возникающих вопросов, сомнений, предложений по совершенствованию законодательства и практики, взглядов автора, его аргументации и т.п.
Выпускная квалификационная работа может передаваться научному руководителю для проверки по главам или отдельным частям. Проверенная часть возвращается студенту для учета замечаний, если они имеются. Студент может работать над замечаниями сразу либо по окончании всей работы. Во многом это зависит от характера замечаний, от их значения для изложения (написания) последующих разделов работы и т.п.
Понятно, что подготовка материалов и само написание выпускной квалификационной работы — не только главная, но и самая трудоемкая, самая трудная часть работы в силу ее, в основном, творческого, нешаблонного характера. Работа над ВКР сводится к сочетанию двух видов деятельности: структурно-композициционной и сущностно-содержательной.
Структурно-композициционная деятельность представляет собой процесс формирования структуры ВКР по разделам и подразделам в соответствии с уже заданной темой, логикой построения работы и взаимосвязей между ее частями. Эта в значительной части методическая составляющая подготовки ВКР сопряжена с необходимостью не только установления и выделения структурных компонентов работы, но и определения в общих чертах их содержания, что позволяет проложить мост между композицией ВКР и конкретным содержанием, вкладываемым в обозначенные элементы структуры.
Сущностно-содержательная деятельность проявляется в формулировании содержания разделов, глав, параграфов ВКР, их наполнении текстовым, графическим, табличным, цифровым материалом обзорно-аналитического, творческого, новаторского и прикладного, рекомендательного характера. Сущностно-содержательная деятельность заполняет структурно-композиционный каркас работы научным материалом таким образом, чтобы в итоге сформировалось целостное творение, ориентированное на достижение целей ВКР и согласованное в своих частях в соответствии с единым тематическим замыслом и логикой причинно-следственных связей, присущих исследуемому объекту.
Композиция работы важна не только с позиций придания стройности, упорядоченности работе. Она представляет собой и относительно самостоятельный продукт творчества выпускной квалификационной работы, по которому судят о научной зрелости студента, готовности его вступить в самостоятельную практическую деятельность.
Сформировавшийся студент - исследователь должен обладать кругозором, умением обращаться с материалами в такой степени, чтобы формировать связное научное сочинение. Ведь ВКР является не просто учебной, но и квалификационной работой и студент обязан продемонстрировать в ней как свой научный вклад, так и свою квалификацию в виде обладания искусством «лепить», собирать из разных частей стройное творение. Структурно-композиционное построение работы свидетельствует о достоинствах студента как научного архитектора и практика.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется её темой и содержанием. Она должна состоять из введения, основной части, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы по проблемам исследования, приложений к работе (при необходимости).
3.1. Содержание выпускной квалификационной
работы, порядок его составления.
Содержание (план) выпускной квалификационной работы составляет студент после утверждения темы ВКР и ознакомлением со значительной частью необходимой литературы. Работа над выпускной квалификационной работой, как правило, начинается с составления содержания (плана). План работы отражает её содержание. Содержание ВКР должно соответствовать теме работы, не выходить за её пределы. В то же время тема ВКР должна быть раскрыта полностью, что также будет следовать из её содержания, отражаемого в плане работы. Поэтому план ВКР - важнейшая составляющая часть процесса написания работы. (Образец содержания (плана) выпускной квалификационной работы по гражданско-правовой специализации).
Содержание (план) выпускной квалификационной работы может изменяться и уточняться. Но он должен состоять, как правило, из трех глав, в каждой из которых должны быть параграфы.
План работы располагается на второй странице, включает в себя перечень структурных элементов работы с указанием страниц, где они расположены. Он состоит из:
Введения;
Основной части, которая разбита на три (редко на две, максимум четыре) главы, а каждая глава разделена на два-три параграфа. При этом общее число параграфов в главе, как правило, не должно превышать четырёх (большее число крайне редко и зависит от специфики темы работы);
Заключения;
Списка использованной литературы;
Приложений.
Содержание выпускной квалификационной работы должен быть составлен студентом и представлен в установленные сроки научному руководителю на согласование. Представляя научному руководителю план ВКР, рекомендуется дать устное или письменное пояснение по содержанию каждого параграфа, где указать - какие именно проблемы будут исследоваться, освещаться студентом.
В процессе работы план выпускной квалификационной работы может уточняться: содержание глав, параграфов может расширяться; главы, параграфы могут переименовываться; могут вводиться новые параграфы, главы и др. Но любые изменения в плане работы в обязательном порядке должны быть согласованы с научным руководителем.
3.2. Введение и его содержание.
Введение по объёму должно составлять не более 3%-5% от объема всей работы или трех, четырех, пяти страниц машинописного текста. (Образцы введения даются в приложениях к ВКР).
Введение к выпускной квалификационной работе состоит из следующих подразделов, располагаемых обычно в указанном порядке: «Актуальность исследования», «Степень научной разработанности проблемы», «Цели и задачи исследования», «Объект исследования», «Предмет исследования», «Методологическая и теоретическая основы исследования», «Информационная база исследования».
Структурное построение работы. Возможные разделы: «Научная новизна исследования», «Практическая значимость работы». Если работа выполняется по месту работы студента и в организации применяются новшества, не указанные в законе, то можно писать о практике применения этих новшеств. Допустимы отдельные отклонения от приведенной структуры введения, но лучше придерживаться этой структуры, что характерно для научного исследования.
Охарактеризуем кратко содержание каждого из подразделов введения к выпускной квалификационной работе.
Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в ВКР. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы ВКР в процессе выбора и утверждения темы с руководителем. К тому же в процессе подготовки ВКР появляются дополнительные аргументы, свидетельствующие об актуальности выполненного исследования. Отметим, что если на первой стадии выполнения работы следовало обосновать актуальность темы, то в завершающей фазе корректнее писать не только об актуальности темы, предмета ВКР, но и самого проведенного исследования. Актуальность находится в самой тесной связи с решаемой в работе научной и в то же время прикладной проблемой, от которой и надлежит отталкиваться. Надо убедительно показать, что по данной проблеме имеется недостаточная законодательная база, что и предопределяет актуальность исследования, выполненного в выпускной квалификационной работе.
Отражая подраздел «Степень научной разработанности проблемы» следует указать, что данной проблеме посвящены труды таких-то и таких-то ученых правоведов с указанием фамилий инициалов ученых, год издания книги (труда), но несмотря на это, данная проблема до конца не исследована, в ней имеется еще много моментов, подлежащих исследованию, дальнейшему изучению. Поэтому это обстоятельство предопределило выбор настоящей темы выпускной квалификационной работы.
Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы ВКР, обеспечивающем внесение значимого вклада в теорию и практику. Конкретное описание сути решения проблемы и вносимого в результате вклада и представляет формулирование главной цели ВКР. В соответствии с основной целью следует выделить три-четыре целевые задачи ВКР, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу выпускной квалификационной работы.