ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.А.Шолохова

Программа

государственного экзамена

по специальности 070601

«Дизайн»

Наименование дисциплины «Теория и история дизайна»

Москва

2011

Утверждено советом факультета дизайна и визуальных искусств

Протокол №___2____ от «__13_»__октября___________2011г.

Автор-составитель:

Сокольникова Н.М. доктор педагогических наук, профессор

1. Общие требования

к государственному экзамену

Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС ВПО) образовательной программы подготовки специалистов 070601 «Дизайн», раздел 7.1.3. «Требования к государственному экзамену»: Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний, усвоенных студентом во время обучения. Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин, как «История» и «История искусств», «История искусств» и «История дизайна», «Философия» и «История искусств» и др.

В программу государственного экзамена «Теория и история дизайна» на факультете дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова вошли вопросы по следующим дисциплинам «Теория и методология проектирования в дизайне», «История дизайна», «История культуры и искусств».

Содержание программы отражено в трех отдельных блоках, которые включают в себя вопросы вышеназванных дисциплин в объеме, необходимом для решения творческих и научно-методических задач, стоящих перед специалистами дизайна.


Программа государственного экзамена по дизайну: полностью отвечает требованиям, предъявляемым к требованиям к выпускнику по образовательной программе (ГОС ВПО 070601 Дизайн).

Требования к знаниям

Специалист должен знать

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач;

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

В области гуманитарного и социально-экономического знания:

- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а так же уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

По общепрофессиональные дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по виду творчества, так и смежных областях культуры и искусства;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства и культуры;

- понимать специфику выразительных средств различных видов дизайна;

- владеть практическими навыками;

По специальным дисциплинам:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- обладать основами теоретических знаний и практических навыков, необходимых дизайнеру;

- уметь всесторонне анализировать конечные результаты деятельности дизайнера;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- обладать знаниями методов организации творческой и производственной деятельности коллектива, умениями преподавать собственный опыт и навыки по созданию дизайнерских проектов.


2. Порядок проведения государственного экзамена

2.1 Нормативные положения (допуск, пересдача и т.д.)

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (от 25.03.2003 №1155) «Положение о текущем контроле, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся»

2.2 Форма проведения экзамена, продолжительность.

Государственный экзамен проводится в сроки, предусмотренные учебным планом по специальности «Дизайн» и графиком учебного процесса.

Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме. Экзаменуемые получают экзаменационные билеты, содержащие три вопроса, составленные в соответствии с утвержденной программой экзамена.

До проведения экзамена проводятся консультации по всем дисциплинам: «История дизайна», «История искусств», «Теория и методология проектирования в дизайне».

2.3 Критерии формирования оценки, сроки доведения оценок до студентов.

Результаты государственного экзамена оцениваются по пятибалльной системе. Результаты экзамена объявляются в тот же день. Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами.

2.4 Возможность апелляции.

Апелляции по экзамену принимаются в день объявления оценок. Апелляции, поданные после указанного срока, не принимаются. Ответ на апелляцию дается аттестационной комиссией не позднее 18 час следующего дня.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1. Теория и методология проектирования в дизайне

  1. Дизайн как проектно-художественная деятельность. Определение и виды дизайна. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

  2. Проектирование объектов дизайна. Нормативная и содержательная характеристика основных этапов проектирования.

  3. Основные отличительные признаки объектов дизайна. Функциональность и эстетика, техника и искусство.

  4. Гармония как универсальное системообразующее средство в дизайне. Пропорция золотого сечения в объектах дизайна.

  5. Формообразование. Соответствие формы предмета его назначению. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Формообразование на основе компьютерных технологий.

  6. Комплексный, системный подход к проектированию объектов дизайна. Выявление основных направлений и тенденций в проектировании объектов дизайна и их связи со смежными отраслями. Многообразие условий производства и функционирования объектов дизайна (упаковка, транспортировка, эксплуатация и др.).

  7. Социально-психологические факторы, определяющие развитие дизайна. Применение новых технологий и материалов. Художественное конструирование объектов, модернизация и стайлинг.

  8. Два основных вида композиции в дизайне: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшие выразительные средства композиции (объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет).

  9. Цветовые гармонии. Образно-ассоциативное восприятие цвета. Эмоциональное воздействие цвета. Колорит как элемент художественной формы и объемно-пространственных композиций. Пространственные изменения цвета.

  10. Типология объектов графического дизайна. Основные методы, принципы и приемы их композиционной организации. Графика и объем.

  11. Графический язык и визуальная культура. Креативность мышления и графический дизайн.

  12. Понятие коммуникативности – как важнейшей функции современного графического дизайна и ее роль в современной культуре и проектной деятельности. Цвет как средство визуальной коммуникации.

  13. Протодизайн. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.

  14. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.

  15. Понятие образа в искусстве и в дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Авторские концепции и стили в дизайне.

  16. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребительских групп и проблемы ассортимента.

  17. Графический дизайн как проектная деятельность. Виды графического дизайна. Выразительные средства в проектировании объектов графического дизайна.

  18. Плакатная и книжно-журнальная графика. Взаимосвязь изображения и слова.

  19. Шрифт как основа графического дизайна. Шрифт как индикатор визуальной культуры. Технологические приемы выполнения шрифтовых работ.

  20. Понятие фирменного стиля. Принципы построения и элементы фирменного стиля. Оформление для буклетов, бланков, визиток, сувенирной продукции и др. Взаимосвязь фирменного стиля в графическом дизайне с тенденциями развития искусства.

  21. Логотип. Товарный знак. Составляющие товарного знака. Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне на основе стилизации формы.

  22. Дизайн книги – создание книжного оформления и конструкции книги в целом. Ведущие мастера русской книги.

  23. Графическая реклама. Виды и средства в проектировании рекламных сообщений. Основные закономерности построения рекламной композиции. Технологии воспроизведения рекламных сообщений на носителях рекламы.

  24. Колорит как составная часть художественного образа в рекламной графике. Цветовые гармонии. Эмоциональное воздействие цвета в рекламе. Образно-ассоциативное решение в рекламной графической композиции.

  25. Современный уровень графического дизайна. Компьютерный дизайн. Основные технологии реализации художественного проекта в графическом дизайне. Интеграция векторной, растровой графики и 3-d технологий. 

  26. Основные компьютерные программы, предназначенные для работы в графическом дизайне. Взаимосвязь ручного исполнения творческой работы с автоматизированными методами художественного проектирования.

  27. Интеграция графического дизайна в дизайн среды и промышленный дизайн за счет расширения возможностей печатных технологий.

  28. Дизайн упаковки. Виды, графика и структура упаковки. Соответствие формы упаковки ее наполнению, создание образа, привлекательного для покупа­телей.

  29. Эргономические принципы дизайн-проектирования. Учет эргономических требований при проектировании объектов графического дизайна.



Блок 2. История дизайна

1. Промышленная революция и ее роль в формировании дизайна как нового вида проектной деятельности во второй половине ХIХ века. Викторианский стиль в дизайне (Великобритания, Европа, США, Россия). 

2. Первые теоретические и практические поиски новых концептуальных подходов к дизайну промышленных изделий и печатной графики. Движение искусств и ремесел в Великобритании и США. Деятельность Абрамцевского художественного кружка в России. 

3. Модерн как новый синтетический стиль в дизайне интерьеров, предметов быта, графическом дизайне. Национальные особенности его проявления во Франции, Германии, Австрии, России и Испании.

4. Влияние авангардных течений в искусстве начала ХХ века на развитие графического дизайна. Итальянский и русский футуризм. Немецкий экспрессионизм и Дадаизм.

5. Идеи раннего модернизма в плакатной графике Германии и Великобритании. Неопластицизм и группа Де Стиль.

6. Школа русского конструктивизма. Эль Лисицкий, В.Татлин, А.Родченко, В.Маяковский, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги.

7. Реформы художественного образования в Советской России: ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.

8. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. Три этапа в истории становления школы, основные преподаватели и их идеи.

9. Ар-деко – декоративное искусство новой буржуазии и его влияние на стилеобразующие принципы в дизайне между Первой и Второй мировыми войнами. Стримлайн в промышленном и графическом дизайне.

10. Дизайн в 1940-е годы. Агитационный плакат. Развитие инфографики (система Изотайп, журнал Форчун). Модернизм середины века  (Алвин Люстиг, Герберт Мэттер).

11. Принципы функционализиа в промышленном дизайне послевоенных лет. Швейцарский интернациональный стиль в графическом дизайне (1950-е - начало 1960-х).

10. Наиболее яркие представители модернизма второй половины ХХ века: Вим Краувель, Массимо Виньелли, Пол Рэнд.

11. Первые альтернативы модернизму. Поп-арт, оп-арт и психоделия в дизайне 1960-х.

12. Концептуальная иллюстрация 1970-х. Студия Пуш-пин (Милтон Гластер и Сеймур Хваст). Герб Любалин и шрифтовой дизайн 1970-х.

13. Новые тенденции в промышленном дизайне 1970-х: антифункционализм, хай-тек. Стиль панк в графическом дизайне Великобритании и Швейцарии 1970-х: особенности и различия.

14. Постмодернизм и понятие деконструкции в дизайне 1980-х. Группа Мэмфис, Эприл Грейман, Вилли Кунц.