Файл: Билеты по обществознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет № 20

  1. Социальная структура общества.

  1. Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, например, такие: «Гуманность – это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекладывает все на других»; «Гуманность – это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из челове­ческих качеств, когда в любой ситуации этот человек – в лучшем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гума­низм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.

  2. 18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в резуль­тате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как ве­сти себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безра­ботного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план дей­ствий.

Билет № 21

  1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

  1. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она уз­нала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец – хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.

  2. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

Билет № 22

  1. Рынок и рыночный механизм.

  1. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое со­брано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расто­чить».

О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духов­ной культуре человека и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в отношении духовной культуры?


3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть офор­млен документ, дающий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам необходимы для подтверждения ваше­ го права на наследство? Какие действия в отношении полученной в наслед­ство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия и при каких условиях?

Билет №23

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия

правовой нормы от норм морали.

2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков

школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?

3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.


Билет № 24

1. Экономические цели и функции государства.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», – утверждал папа. «Без дела жить – только небо коптить», – говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Билет № 25

1. Мышление и речь.

2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?

3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?

Билет № 26

1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том,

как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...». Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отражены в тексте?3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?

Билет № 27

1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабильности.


3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

Билет № 28

1. Человек и его ближайшее окружение.

2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.

3. Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья

рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года 25%.


Билет № 29

1. Личность. Межличностные отношения.

2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных случаях:

а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме государственного принуждения – лишения свободы;

б) ответственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.;

в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности

возместить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры

правонарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответственности.

3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое

для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, местный потребительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуществить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия и обоснуйте ваш выбор.

Билет № 30

1. Конституция Российской Федерации об основах государственного

строя России.

2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не

заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии – институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?