Файл: Билеты по обществознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет № 1

  1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

  1. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

  2. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Билет № 2

  1. Власть. Роль политики в жизни общества.

  1. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компью­теры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

  2. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки те­левизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, пре­дусмотренными законом?

Билет № 3

  1. Право, его роль в жизни государства и общества.

  1. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постин­дустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризу­ется данное общество?

  2. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную ма­гистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находя­щегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

Билет № 4

  1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

  1. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух пред­ставленных в вопросе вы считаете верным и почему?

  2. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом дол­жны предпринять следственные органы? Почему?


Билет № 5

1. Наука в жизни современного общества.

  1. Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшу­юся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попро­сил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опираться суд при вынесении решения?

  2. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их орга­низацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.


Билет № 6

  1. Политический режим. Демократия.

  2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право пресле­довать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» – так сформу­лировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

  3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона раз­делилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Билет № 7

  1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

  2. Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

  3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Билет № 8

  1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.

  2. Государство или правительство должно гарантировать осуществле­ние прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.

  3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающе­го лица?

Билет № 9

1. Биологическое и социальное в человеке.

  1. Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Со­гласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.

  2. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом дей­ствия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигно­рируют?


Билет № 10

  1. Экономика и ее роль в жизни общества.

  1. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми – это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

  2. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка ро­дителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?


Билет № 11

  1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

  2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства госу­дарства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.

  3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились про­блемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового матери­ала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.

Билет № 12

  1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

  1. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о

развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые ста­тусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

Билет № 13

  1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

  2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский эко­номист Ф.А. Хайек писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состо­янии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информа­цию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, ав­томатически регистрирующий все существенные последствия индивиду­альных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является в условиях конкуренции си­стема цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инже­нер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать».