ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мггу им. М.А.Шолохова

Реферат по предмету: Методика преподавания истории искусств на тему: «Использование мультимедийных презентаций на уроках истории изобразительного искусства.»

Выполнила студентка 3 курса

вечернего отделения ИЗО

Госпирович Е.В

Москва 2012 г.

План:

  1. Введение

  2. Виды уроков

  3. Задачи преподавателя при проведении мультимедийного урока

  4. Практическая часть. Пример урока.

  5. Вывод

  6. Литература

  7. Приложение

1.Введение

Потребность общества в  творческой личности, способной к самопознанию и самореализации не может быть удовлетворена, если у обучающихся не сформирована интеллектуально - познавательной мотивация, при изучении учебных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации, развитие творческой активности обучающихся.

В современном мире для решения этой задачи применяются многочисленные образовательные инновационные технологии, наиболее интересны из которых  метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение, развивающие обучение.  Кроме выше названных технологий обучения, я считаю, что   эффективным  средством  повышения мотивации к предмету у обучающихся является  и использование на уроках компьютерных технологий (мультимедийных презентаций).

Изобразительное искусство всегда нуждалась в красочном воспроизведении иллюстративного материала. Роль образной  наглядности как средства передачи информации - огромна. Именно  компьютер, мультимедийный экран,  становится  тем информационным и наглядным   средством  обучения, которое  позволяет  приблизить обучающихся  к положению свидетелей исторической действительности, при этом  решая  целый ряд образовательных и воспитательных задач. Фактически преподаватель, желая использовать подобные электронные ресурсы, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования.


Интересной и доступной является программа Microsoft Office Power Point, которая дает возможность создать свои презентации, по новому представить учебный материал, расширить  творческие возможности преподавателя и обучающихся.

Поэтому цель данной работы  – разработать методы обучения, применяемые при изучении истории изобразительного искусства с использованием   компьютерных презентаций, повышающие познавательную  мотивацию обучающихся.

Проблема становления и развития компьютерных технологий на уроках истории изобразительного искусства – многогранна. Рассмотрению вопросов психолого-педагогического обоснования возможности их использования в образовании, посвящены исследования многих известных педагогов, психологов и методистов: Н.М.Амосова, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.М.Блинова, И.М.Бобко, Т.В.Габая, П.Я.Гальперина, Б.С.Гершунского, И.М.Глушкова, А.М.Довгяло, В.Г.Домрачева, А.П.Ершова, Б.М.Кедрова, В.Л.Латышева, И.Я.Лернера, В.Я.Ляудис, И.В.Марусевой, Е.И.Машбица, В.П.Мизинцева, В.И.Михеева, Н.И.Монахова, И.В.Роберт, А.Я.Савельева, Н.А.Селезневой, А.В.Соловова, Н.Ф.Талызиной, О.К.Тихомирова, Т.Р.Хабыриной, В.Ф.Шолохович, Д.Б.Эльконина и других.1

Несмотря на актуальность данной темы, нынешнее ее состояние является неудовлетворительным. До настоящего времени отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, вопросы использования мультимедийных презентаций и информационных компьютерных технологий слабо связана с учебными планами и программами. Недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Главный успех - это интерес обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать домашние задания, готовиться к семинарам, не похожими друг на друга.

Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация. Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем традиционный урок. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность, формы и способы подачи информации на экран, обратную связь с обучающимися.



2.Виды уроков

При изучении истории изобразительного искусства, обучающимся сложно воспринимать информацию на слух. Очень часто, точнее в большинстве случаев у преподавателей изобразительного искусства нет достаточного наглядного материала (репродукций, фотографий и т. д.), поэтому очень эффективно использовать мультимедийный урок. Необходимо разработать методику проведения мультимедийных уроков – бесед по искусству, уроков – семинаров в помощь учителю изобразительного искусства. Рассмотрим более подробно эти типы уроков:

Урок-семинар - одна из форм организации учебной деятельности, старая, известная, однако, ее нельзя назвать часто использующейся. Этот факт можно объяснить тем, что на уроке - семинаре выявляется не столько степень усвоения обучающимися теоретического материала, сколько сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем обучающиеся должны практически применить знания и умения не только в известных им, привычных, но и в новых ситуациях. Вот почему урок - семинар - не та форма работы с обучающимися, которую можно использовать ежедневно, но при этом трудно переоценить ее роль в воспитании самостоятельности, формировании умения работать со справочной литературой, компьютерными информационными технологиями и развитие навыков монологической речи. Семинарская форма занятий может быть с успехом применима для организации уроков изобразительного искусства.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией.

Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер. На семинаре могут обсуждаться: творчество отдельных художников, скульпторов, архитекторов, особенности того или иного стиля, направления в живописи, и т.д.

Результативность проведения семинарских уроков зависит от тщательно продуманной подготовки как со стороны преподавателя, направляющего деятельность группы, так и со стороны обучающихся. Система уроков - семинаров планируется в августе - сентябре, при составлении календарно-тематического плана на весь учебный год.

Целесообразно проводить их не чаще одного - двух раз в семестр при завершении изученной темы или целого блока, раздела курса. Важно предусмотреть, чтобы основные вопросы семинара включали в себя задания разного типа: репродуктивного и проблемного, частично-поискового и поискового характера, - нужно продумать и практические задания. Таким образом, подготовка семинара - дело непростое, требующее достаточного количества времени. В ней должны принять участие все обучающиеся.


В качестве домашней работы, доклада обучающимся предлагается выполнить индивидуальные творческие проекты по изучаемым темам. Результатом работы должны стать компьютерные презентации. Цель:

  • приобщение обучающихся к мировому художественному наследию, осознание личностной значимости изучаемого материала;

  • систематизация знаний, полученных при изучении других предметов (истории, литературы, музыкальной литературы и т.д.);

  • приобщение обучающихся к решению социально значимого вопроса по пополнению фонда компьютерных презентаций «В помощь изучающему историю изобразительного искусства».

   При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования: Мотивация, постановка учебной цели, создание предпосылок к восприятию учебного материала, подача учебного материала, оценка.

Участвуя в защите презентации, обучающийся показывает:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, объяснение полученных результатов);

  • владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с компьютером, мультимедиатехникой (по необходимости);

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.

Проведение семинара состоит из трех этапов: подготовительного, основного, заключительного. Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы обучающиеся применяют компьютерные информационные технологии (готовят мультимедийные презентации).

Семинар способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от обучающихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.

3.Задачи преподавателя при проведении мультимедийного урока

Роль преподавателя во время подготовительного периода заключается в том, чтобы организовать обучающихся, оказать помощь в составлении плана выступления, откорректировать его, проконтролировать ход работы и готовность к уроку.