Файл: Эффективность менеджмента (Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй вари­ант является более предпочтитель­ным. В зависимости от размера пред­приятия внешнюю оценку может про­водить либо один эксперт-оценщик, либо несколько. Максимальное реко­мендуемое количество внешних экс­пертов-оценщиков — 10 человек. Та­ким образом, в общем случае участ­никами проекта являются внешний эксперт-оценщик и сотрудники пред­приятия. Руководитель предприятия в зависимости от целей оценки по согласованию с внешним экспертом-оценщиком определяет со­став подразделений и сотрудников, которые будут участвовать в проекте по оценке качества менеджмента. В число внутренних экспертов должны быть включены не только руководи­тели всех функциональных подразде­лений, связанных с реализацией оце­ниваемых функциональных направлений менеджмента, но и сотрудники ведущих подразде­лений по каждому функцио­нальному направлению. Все участники проекта оповещаются о целях, поряд­ке и графике проведения работ.

На втором этапе осуществляется сбор инфор­мации, необходимой для оценки качества менеджмента. К такой информации относятся за­полненные стандартные опросные листы и пакет финансово-экономической и управленческой доку­ментации. По каждому показателю внешний эксперт-оцен­щик фиксирует в опросном листе качественную и количественную характеристики оцениваемого по­казателя, которые отражают его значение, получен­ное на основе интервью. Как правило, на данном этапе используется балльная оценка на основе шкалы, разрабатываемой экспертами.

На третьем этапе осуществляется обработка ре­зультатов и собственно оценка качества ме­неджмента. Для обеспечения объективности такой оценки эксперты должны дать свою оценку каждому показателю, сформированную в процессе интервью и изучения финансово-экономических и управленческих доку­ментов. Именно на основе этих частных оценок формируется представление о качестве менеджмента организации в целом. Таким образом, оценка качества менеджмента может осуществляться по двум аспектам: по функ­циональным направлениям менеджмента и по оценке фактического качества менеджмента на предприятии.

На основе показателей оценки качества менедж­мента по функциональному направлению рассчи­тывается интегральная оценка качества менедж­мента, для чего используется следующая формула:

(1)

Где - интегральная оценка качества менеджмента по k-му функциональному направлению;


- множество показателей по k-му функциональному направлению;

- количество показателей по k-му функциональному направлению.

Далее на основе показателей оценки качества менеджмента по функциональным направлениям рассчитывается интегральная оценка фактического качества менеджмента организации. С этой целью используется следующая формула:

[14, с.429] (2)

Где - интегральная оценка фактического качества менеджмента на предприятии;

- количество оцениваемых функциональных направлений.

Что же касается оценки эффективности менеджмента, то она прежде всего предполагает определение критериев, на основе которых такая оценка будет проводиться. По мнению Р.А. Фатхутдинова в качестве таких критериев необходимо рассматривать [12, с. 208]:

  • Уровень достижения целей организации.
  • Соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.
  • Сравнение характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей.
  • Соотношение между доходами и суммарными издержками.
  • Отношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях к затратам ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).
  • Условия труда работников.
  • Внедрение новшеств в различных областях деятельности организации

Каждый из представленных выше критериев имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке эффективности менеджмента. Но лишь их совокупность позволяет сформировать систему показателей, способную получить полную и достоверную оценку эффективности менеджмента. Сущность эффективности менеджмента позволяет оценивать ее с использованием количественных и качественных показателей. К качественным относятся показатели социальной эффективности (удовлетворенность трудом, завоевание общественного доверия, экологические последствия и т.п.), которые характеризуют улучшение условий труда, улучшение психологической обстановки персонала.

Общую методику расчета экономической эффективности управления можно представить в виде следующей формулы:

[с.] (3)

Где - экономический эффект;


- затраты труда.

В зависимости от того, что рассматривать в качестве показателей эффекта и затрат, можно выделить различные группы показателей эффективности менеджмента. Однако необходимо отметить, что все они как правило, носят косвенный характер и позволяют оценить эффективность менеджмента предприятия через результаты работы организации в целом. Если в качестве эффекта рассматривать общий объем произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а в качестве затрат – трудовые ресурсы предприятия, то для оценки эффективности менеджмента можно рассчитать показатель производительности труда. Методику расчета данного показателя можно выразить с помощью следующей формулы:

[с.] (4)

Где - объем работы в единицу времени;

- число работников

Из данной формулы видно, что показатель производительности труда
характеризует объем продукции (работ, услуг) в натуральном или стоимостном выражении, приходящийся на одного работника. Рост данного показателя в динамике свидетельствует о способности руководителей организовать труд подчиненных таким образом, что они способны достигать более высоких результатов, что может рассматриваться как фактор более эффективного управления.

Помимо роста производительности труда управленческий персонал оказывает влияние на сокращение трудоемкости выпускаемой продукции, повышение ритмичности работы, улучшение материально – технического снабжения и обслуживание основного производства, оптимизацию технико – экономического и оперативного планирования, снижение себестоимости выпускаемой продукции. Эффект от данных мероприятий проявляется в снижении затрат. Экономическая эффективность менеджмента под влиянием данных факторов рассчитывается по следующей формуле:

[15, с.294] (5)

Где - годовая экономическая эффективность за счет снижения расходов

Основным критерием эффективности менеджмента, как уже отмечалось, является его способность отражать уровень достижения целей организации. Основной целью деятельности организации в условиях рынка является максимизация прибыли. В связи с этим в качестве важнейших показателей эффективности менеджмента необходимо рассматривать показатели прибыльности и рентабельности.


Одним из основных показателей, характеризующих эффект от управления предприятием является суммарная прибыль. Данный показатель рассчитывается как разность между выручкой от реализации основной продукции (В) и производственными издержками (ПрИ), что можно выразить следующей формулой:

[15, с.294] (6)

В то же время прибыль не может рассматриваться как показатель эффективности, так как не отражает затрат, которые были необходимы для ее формирования. Данную функцию выполняют показатели рентабельности. В общем случае рентабельность – это относительный показатель отражающий уровень доходности использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов и определяемый как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Существуют различные показатели рентабельности, методика расчета которых отличается в зависимости от того, затраты каких ресурсов рассматриваются. В качестве основных показателей рентабельности необходимо рассматривать:

1. Общая рентабельность

[19, с.174] (7)

2. Рентабельность собственного капитала

[19, с.174] (8)

3. Рентабельность активов

[19, с.175] (9)

4. Рентабельность продукции

[19, с.175] (10)

5. Рентабельность продаж

[19, с.175] (11)

Одним из основных критериев эффективности управления организацией, как уже отмечалось, является эффективное использование его ресурсов. Эффективность менеджмента по данному критерию может быть оценена с помощью показателей оборачиваемости. В наиболее общем виде показатели оборачиваемости могут быть выражены следующей формулой

[19, с.175] (12)

В качестве частных показателей оборачиваемости необходимо рассматривать оборачиваемость активов, кредиторской и дебиторской задолженности, запасов. Их анализ позволяет определить, какой доход от продаж может получить организация на единицу вложенных ресурсов, тем самым непосредственно влияя на величину полученной им прибыли.

По мнению С.А. Фалько эффективность управления необходимо рассматривать не только с точки зрения способностей организации получать прибыли, но и с точки зрения возможностей сохранения устойчивого финансового состояния. В связи с этим данный автор при оценке эффективности менеджмента рекомендует также рассчитывать показатели ликвидности, которые характеризуют способность предприятия своевременно выполнять свои обязательства перед кредиторами [41]. Существует три основных показателя ликвидности:


1. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

[15, с.202] (13)

2. Коэффициент срочной ликвидности

[15, с.202] (14)

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

[15, с.202] (15)

Как видно из представленных выше формул, показатели ликвидности характеризуют наличие у предприятия различных видов текущих активов для погашения краткосрочных обязательств.

Представленные выше показатели являются общими и позволяют оценить эффективность менеджмента предприятия в целом. В то же время для оценки эффективности деятельности руководителей по отдельным функциональным направлениям могут использоваться и другие показатели. Так, при оценке эффективности управления производством оценивается уровень концентрации, специализации, автоматизации производства, его технической оснащенности, оценивается экономия затрат в результате роста фондоотдачи, технического перевооружения производства, анализируются качественные характеристики продукции в соотношении с затратами на их обеспечение. Об эффективности управления маркетингом и сбытом можно судить по динамике продаж и спроса на продукцию в соотношении с затратами на проведение стимулирующих мероприятий, по количеству поданных и удовлетворенных рекламаций, по занимаемой предприятием доли рынка. Для оценки эффективности управления персоналом помимо показателей производительности труда могут также рассчитываться показатели рентабельности персонала. Большое значение при оценке эффективности управления по данному функциональному направлению приобретают показатели социальной эффективности менеджмента, которые проявляются только в отношении управляемого коллектива. Некоторые из них носят в большей степени косвенный характер (например, показатели движения персонала, стабильности, текучести кадров) и позволяют оценить удовлетворенность работников трудом, их желание продолжать работать в данной организации. Однако в большинстве своем, так как социальные процессы в меньшей степени подвержены формализации, оценка социальной эффективности управления персоналом осуществляется по результатам опроса работников предприятия или с привлечением экспертов.

Для оценки эффективности управления финансами предприятия осуществляется анализ структуры источников финансирования предприятия, оценивается степень зависимости от внешних источников финансирования, проводится анализ устойчивости финансового состояния предприятия, прогнозируются его возможные изменения в будущем.