Файл: Социально-психологический климат организации (Определение понятия социально-психологического климата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иногда люди забывают о том, что фирма - это нечто большее, чем просто совокупность отдельных работников. Фирма не является социальным вакуумом, совместная работа порождает свой собственный динамизм. Если вы хотите добиться устойчивых результатов, то прежде чем что-то получить, вы должны что-то вложить. Меры по повышению эффективности труда отдельных работников должны дополняться определенными действиями по укреплению солидарности членов трудового коллектива.

Поэтому необходимо, чтобы руководители имели фундаментальные знания по психологии. Искусство мотивации заключается в освобождении эмоциональной энергии человека и требует от мотиватора чувствительности и терпения. Знание психологии необходимо даже для маленького, но важного изменения позиции руководителей по отношении к их персоналу. Персонал, в свою очередь, также изменит свое отношение к руководителям.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений /Г, М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. - 464 с.

3. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. - М.: УРАО,2001.- 112с.

4. Журавлев А.Л. Индивидуальный стиль руководства коллективом. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 553 с.

5. Кишеня В., Соломанидина Т. Организационная культура и климат: Взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании //Управление персоналом. - 2005. - №4.- С.55-57.

6. Кукушкин Н.П., Шуклин С.А. Мониторинг социальной напряженности в организации как инструмент управления персоналом // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - №10. - С.97-108.

7. Кулик М.А., Силин А.Н. Психологический климат: чего ждет от руководителя подчиненные? // Справочник по управлению персоналом. - 2003.-№5.-С.100-114.

8. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2001.-752 с.

9. Морозов А.В. Деловая психология - СПб.: СОЮЗ, 2002. - 35 с.

10. Самоукина Н. Сплоченная команда: когда это хорошо и когда это плохо? // Управление персоналом. - 2005. - №4.- С.51-54.

11. Сорока В.А. Нравится ли сотрудникам работать в вашей компании? // Справочник по управлению персоналом. - 2004. - №6. - С.90-96.

12. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и .доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 560 с.


13. Шеркшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»). - М.: ЗАО «Бизнесс-школа «Интел-Синтез», 2000. - 368 с.

Приложение 1

Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе

Инструкция для участников исследования:

Ниже приведены некоторые характеристики работы в жизни трудового коллектива. Заполняя таблицу, па каждой шкале, что определяет степень той или иной характеристики, пометкой «X» укажите, насколько данная характеристика присуща Вашему коллективу па сегодня, пометкой «О» какой бы вы хотели видеть характеристику в коллективе;

1

Возможность в рамках Вашего коллектива выбирать направление своей деятельности, содержание работ

1

2

3

4

5

6

7

2

Возможность в рамках определенных сроков устанавливать по своему усмотрению очередность работ, выбирать способ и время их выполнения

1

2

3

4

5

6

7

3

Возможность выбора тех сотрудников, с кем хотелось бы выполнять ту или иную работу

1

2

3

4

5

6

7

4

Возможность изменения направления работ, вида деятельности

1

2

3

4

5

6

7

5

Удовлетворенность отношениями с коллегами по работе

1

2

3

4

5

6

7

6

Удовлетворенность отношениями с руководителем

1

2

3

4

5

6

7

7

Возможность проявить свои лидерские качества

1

2

3

4

5

6

7

8

Признание и одобрение коллегами по работе Ваших заслуг и достижений

1

2

3

4

5

6

7

9

Признание и одобрение коллегами по работе Ваших личных качеств

1

2

3

4

5

6

7

10

Признание и одобрение руководителем Ваших личных качеств

1

2

3

4

5

6

7

11

Получение четких однозначных задач

1

2

3

4

5

6

7

12

Определенность, ясность в отношениях с руководителем

1

2

3

4

5

6

7

13

Степень нервного напряжения, связанного с работой

1

2

3

4

5

6

7

14

Степень нервного напряжения, связанного с коллегами по работе

1

2

3

4

5

6

7

15

Степень нервного напряжения, связанного с руководителем

1

2

3

4

5

6

7


Приложение 2

    1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: в начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

    1. Игра ««Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

    1. Упражнение «Постройтесь по …!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д. Можно строиться и с открытыми глазами, но молча

Обсуждение: Удалось ли группе это сделать? Что помогало? Поддерживало? Какие эмоции испытывали во время упражнения?

    1. Рукопожатие или поклон

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия разных народов

· объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

· легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

· рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

· легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

· легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

· поцелуй в каждую щеку, ладони лежат на предплечье партнера (Испания);

· простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

· мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

· потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).