Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскную деятельность в РФ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности
1.2. Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскную деятельность в РФ
2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в РФ
2.1. Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2. Отраслевые принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Эти 2 положения законодатель назвал конституционными, так как они основываются на законодательной базе.
Первый принцип - принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции [1]Российской Федерации. Этот принцип заключается в том, что органы государственной власти, а также их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Исследуя принципы оперативно-розыскной деятельности, А.Ю. Шумилов весьма точно подчеркнул, что принцип законности оперативно-розыскной деятельности состоит прежде всего в неуклонном и точном соблюдении в процессе оперативно-розыскной деятельности положений Конституции, а так же Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряда других законов, постановлений правительства, прочих подзаконных нормативных актов, приказов, инструкций, указаний, постановлений, распоряжений, которые регламентируют оперативно-розыскную деятельность [17, с. 75].
Для увеличения значимости соблюдения законности при проведении оперативно-розыскной деятельности этот принцип был так же закреплен и в ст. 3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Следующий принцип оперативно-розыскной деятельности – это принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он нашел свое отражение в ст. 2 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [13, с. 103].
Этот принцип реализуется через гарантии законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также через механизм защиты граждан от незаконных действий органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Весьма верно подчеркнули В.Г. Маматов и С.П. Петров, что уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина можно считать нормой-принципом, которая свидетельствует о том, что органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность, обязаны строго соблюдать конституционные положения, гарантирующие гражданам права, свободы, а также защиту их законных интересов [18, с. 82].
Как нам представляется, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и принцип законности достаточно тесно переплетены друг с другом.
Из статьи 21 Конституции [1] Российской Федерации вытекает принцип гуманизма. Он означает, что оперативно-розыскная деятельность должна быть человечной. Применение насилия и пыток при проведении оперативно-розыскных мероприятий не допустимо.
Как отмечает В.И. Зажицкий, оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены на профилактику преступлений, нацелены на ограждение лиц от совершения общественно опасного деяния. В.И. Зажицкий, считает, что, тем самым может быть исключено причинение вреда потенциальным жертвам, а носители общественно-опасных установок могут быть ограждены от скатывания на преступный путь [18, с. 149].
Так же можно отметить, что гуманизм как принцип проявляется и в запрете на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые приводят к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни, а так же сведений, ставящих под угрозу жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих нравственное или физическое страдание гражданам.
Еще один принцип оперативно-розыскной деятельности – это принцип обжалования действий органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Указанный принцип основывается на ст. 46 Конституции Российской Федерации и устанавливает две категории лиц, которые имеют право оспаривать действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в судебном порядке. К первой группе относят лиц, которые считают, что оперативно-розыскные мероприятия нарушили их права и законные интересы. Ко второй группе относятся лица, которые привлекались к уголовной ответственности, но их виновность не была доказана.
Действия органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обжалуются в суд. Если суд придет к заключению, что права и свободы указанных выше категорий лиц были неправомерно нарушены, то выносится решение об их восстановлении и о возмещении причиненного вреда.
Таким образом, значение принципов оперативно-розыскной деятельности, по нашему мнению, заключается в следующих положениях:
1. Принципы оперативно-розыскной деятельности отражают ее сущность и характерные черты.
2. Принципы оперативно-розыскной деятельности можно определить как систему юридических норм, которые одинаковы для всей оперативно-розыскной деятельности.
3. Нарушение принципов оперативно-розыскной деятельности приводит к незаконности процедур проведения оперативно-розыскных мероприятий [10, с. 45].
В заключение хотелось бы отметить, что в законодательстве должны быть четко прописаны конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности, которые в целом должны соответствовать нормам международного права, а так же в свете этого должны быть пересмотрены вопросы оснований и условий проведения оперативно-розыскной деятельности.
2.2. Отраслевые принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Специальные (отраслевые) принципы – это принципы, присущие конкретной отрасли права, деятельности.
Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) закреплены в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], и определяются как принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
Отраслевые принципы работают только в границах одной сферы права – ОРД. Они вытекают из правомерностей данного рода деятельности, в связи с чем имеют ограниченный характер и применяются только в области ОРД.
Отраслевыми принципами считаются:
- маскировка;
- совокупность гласных и негласных способов и средств [16, с. 106].
В зависимости от текстуального закрепления принципы группируются:
- на нормы-положения, находящие закрепление в статьях законодательной базы и подзаконных юридических документах;
- принципы-нормы, созданные теорией ОРД в качестве организационно управленческой базы работы оперативных отделений.
Все положения ОРД свободные, среди них нет первостепенных и дополнительных, и внутри их структуры не может быть противопоставления принципов друг другу.
Вместе с тем ОРД как форма практической работы оперативных отделений представляет собой узконаправленную систему со своим определенным механизмом и организацией работы, которые соответствуют принятым в государстве требованиям. На основании этого выделяют организационные положения.
Организационные принципы. Организационные принципы – это центральные идеи, правила и распоряжения, прописанные оперативно-розыскной концепцией и практикой.
Эта категория принципов отражает центральные начала, важные мысли, определяющие наиболее главные черты и определения разнообразной деятельности оперативно-розыскных органов, а также начальные моменты их образования и деятельности.
Главные принципы теории ОРД считаются:
- справедливость;
- точность;
- переплетение теории с практикой [16, с. 107].
Принципами практики ОРД считаются главные положения, которые должны не нарушаться оперативными служащими в их ежедневной профессиональной работе. Большая часть из них были изложены в 1960-х гг. профессором А.Г. Лекарем и приобрели дальнейшее распространение в работах других специалистов (И. А. Климов, В.А. Лукашов, Г. К. Синилов, К. В. Сурков и др.) [18, с. 94].
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств, обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
Предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.
Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.
Данный принцип содержит основополагающие идеи, закрепленные в юридических нормах, регулирующих отношения по предоставлению результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствию, прокурору и в суд. Правовую основу названного принципа составляют ст. 11 Федерального закона «Об ОРД» и Инструкция «О предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствия, прокурору и в суд».
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств нашел отражение в п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об ОРД», закрепившем право оперативных подразделений проводить ОРМ как гласно, так и негласно.
На мой взгляд, негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям. Негласные меры интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.
Принципы практики ОРД группируются на 3 части:
- общие принципы – научность, регламентированность, связь с обществом;
- принципы регулирования оперативными структурами – доступный централизм, коллективность, единоначалие и др.;
- принципы проведение ОРД – справедливость, предсказывание оперативной ситуации, мгновенная готовность, наступательность, вовлечение конфидентов и др [19, с. 80].
Морально-этические принципы. Морально-этические принципы считаются базой, на которой основывается правовое управление ОРД для ее успешного выполнения в рамках морали.
Если обдумать смысл оперативно-розыскной деятельности с позиции морали, то мы обязательно столкнемся с нравственным оценками этой деятельности и мнениями об этической дозволенности или недопустимости тех, или других конкретных методов решения индивидуальных задач в области ОРД. Так как в ходе выполнения возникают такие нравственные взаимоотношения, то в исследуемой структуре, соответственно, обозначается группа морально-этических положений.
Не обращение внимания в ходе выполнения ОРД на одно положение или несколько принципов нарушает целостность восприятия этого типа деятельности, снижает коэффициент продуктивности всей оперативно-розыскной деятельности.
В качестве самого важного основания для всей классификации положений ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.
Исходя из этого, положения ОРД должны в своем комплексе:
- показывать ее общественное и юридическое направление;
- помогать изучению ее сущности;
- гарантировать улучшение ее правового управления;
- находить закрепление и отражение в существующих правовых документах;
- подчеркивать специфическое и независимое направление данной деятельности;
- отражать ее место и соотношение с другими формами правоохранительной деятельности;
- обеспечить не нарушение прав и свобод личности при ведении ОРД;
- служить основой при выявлении главных течений улучшения теории и практики ОРД [19, с. 94].
Помимо этого, при отсутствии юридического контролирования последовательности решения определенных оперативно-тактических задач положения могут быть своего рода регулятором выбора методов и границ их правильного исполнения, вынесения обдуманных и законных решений.
Органы, производящие ОРД, и их уполномоченные представители выстраивают свою работу на базе рассмотренной структуры принципов и несут ответственность за их несоблюдение. Наряду с такими положениями могут руководствоваться некоторые правительственные органы, служащие суда при изучении ходатайств оперативно-розыскных органов о совершении ОРМ, касающихся конституционных прав граждан, а также лиц, вовлекаемых в область оперативно-розыскных отношений.
Таким образом, принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона, как нормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.