Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскную деятельность в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторым основанием проведения оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного следствия, дознания, суда и органов исполнения назначенных судом уголовных наказаний. Это связано с тем, что в большинстве случаев в последнее время лица, скрывающиеся от процессуальных органов, активно противодействуют розыску и личному сыску, поэтому для их местонахождения необходимо применение оперативно-розыскных мероприятий.

Третьим основанием применения ОРД согласно законодательству нашей страны является добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Это обусловлено тем, что лица планирующие, организующие и совершающие преступления против вышеперечисленных сфер жизни государства использую хорошо-развитые способы конспирации, а также сами в прошлом могут иметь опыт оперативной работы.

Четвертым основанием, согласно поставленных задач перед ОРД, считается установление имущества, подлежащего конфискации. В современной экономической ситуации это очень важно, так как за счет доходов, полученных преступных путем, что является преступлением, предусмотренным статьей 174.1 УК [6] РФ, появляется возможность возмещения причиненного ущерба перед государством и отдельными потерпевшими лицами. Также нужно отметить конституционное основание ОРД [16, с. 90].

Оперативно-розыскная деятельность посредством применения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий ограничивает конституционные права граждан. Конституция это подтверждает тем, что на проведение оперативно-розыскной деятельности в некоторых случаях необходимо разрешение суда.

1.2. Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскную деятельность в РФ

Данный правовой инструмент оперативно-розыскной деятельности имеет название оперативно-розыскных мероприятий, о которых уже отмечалось мною раннее в предыдущем параграфе курсовой работы, когда речь шла обосновании ОРД в Российской Федерации. Вообще, говоря, языком философии и теории государства и права, оперативно-розыскные мероприятия являются своего рода материальным воплощением оперативно-розыскной деятельности в жизнь, то есть это что делается физически при осуществлении данного вида правоохранительной деятельности.


Для более полного понимания этого правового инструмента оперативно-розыскной деятельности необходимо обратиться к его общему определению.

Оперативно-розыскные мероприятия – это мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, подлежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства.

На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий:

1) Опрос.

2) Наведение справок.

3) Сбор образцов для сравнительного исследования.

4) Проверочная закупка.

5) Исследование предметов и документов.

6) Наблюдение.

7) Отождествление личности.

8) Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9) Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10) Прослушивание телефонных переговоров.

11) Снятие информации с технических каналов связи.

12) Оперативное внедрение.

13) Контролируемая поставка.

14) Оперативный эксперимент.

15) Получение компьютерной информации [14, с. 101].

Представленный действующим законодательством перечень оперативно-розыскных мероприятий делится на два вида: гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.

Исходя из того, что по своему понятию ОРД это вид правоохранительной деятельности, она также имеет еще одно основное юридическое определение, к которому нам также необходимо обратиться, с целью дальнейшего понимания нормативного регламентирования данного вида деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными службами и подразделениями государственных органов исполнительной ветви власти, уполномоченных на то законом, в пределах на то своих полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [9, с. 97].

В данном определении наука дает нам понять, что оперативно-розыскная деятельность своей работой защищает конституционные нормы, а также с целью их защиты их же и нарушает, проводя негласные оперативно-розыскные мероприятия. Сама Конституция [1] РФ предполагает это нарушение посредством судебной ветви власти. Иными словами конституция дает регламент оперативным службам и подразделениям правоохранительных органов Российской Федерации на проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан РФ.


На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция является одним из основных правовых регуляторов оперативно-розыскной деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.

Итак, на данном этапе исследования объекта дипломной работы мы можем утверждать, что нормативное регламентирование оперативно-розыскной деятельности является ее правовой основой. Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты и их виды:

1) Конституция [1] РФ, а именно статьи 76, 90, 104,105, 115;

2) ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ [2];

3) УК РФ [6];

4) УПК [7] РФ;

5) ФЗ [3] "О полиции";

6) ФЗ [4] "О безопасности";

7) ФЗ [5] "О прокуратуре";

8) ФЗ [8] "О государственной тайне";

9) Указы президента и постановления правительства РФ;

10) Внутриведомственные инструкции.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскную деятельность. Нами были выделены ФЗ "О полиции" и ФЗ "О безопасности", потому что МВД и ФСБ России являются федеральными государственными органами исполнительной власти, которые в свою очередь больше остальных осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскная деятельность во взаимодействии со своими правовыми регуляторами имеет ряд следующих, присущих ей признаков:

1) ОРД – это самостоятельный вид деятельности;

2) ОРД реализуется свойственной только ей имеющийся организационно-упорядоченной формой;

3) ОРД направлена на борьбу с преступностью и осуществляется на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, организацию профилактики, проверки и разработку;

4) ОРД имеет четкую оперативно-поисковую направленность и выражается в поиске информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес;

5) ОРД проводят должностные лица от имени государства и на правовой основе [13, с. 79].

Вышеперечисленные признаки подтверждают собой правовую основу, регламентирующую оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.


2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в РФ

2.1. Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Так как оперативно-розыскная деятельность относится к разновидностям юридической деятельности, она не смогла бы функционировать без определенных норм. В данном случае в качестве норм используются принципы орд. В переводе с латинского дословно «принцип» (principium) означает основу чего-то.

Принципы должны вписываться в реальные условия и выступать в роли основы для организации и руководства где-либо, в частности – в сферах практической работы.

Под понятием «принцип» имеется в виду внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения. В оперативно-розыскной работе под внутренним убеждением понимают объективные и существенные закономерности, предопределенные общественными отношениями в данной сфере.

Принципы оперативно-розыскной деятельности не могут быть обособлены от окружающей действительности, которая наполняет их конкретным организационным и тактическим смыслом, они представляют собой связующее звено в любой системе.

Одновременно с этим они вносят целостность в объяснение знания и служат выражением в нем основных справедливых закономерностей какой-либо деятельности. Визуальное несоответствие принципам непременно приводит к изменениям ее сути, а при большом числе расхождений – к превращению в другой вид деятельности.

Принципы ОРД были изложены теорией на базе подытоживания и исследования практической деятельности оперативных отделений, как следствие, – изучения данных закономерностей.

Эти принципы зафиксированы в положениях Закона об ОРД и ведомственных подзаконных юридических документах, которые должны не нарушаться оперативными служащими. Они тоже считаются отражением узконаправленных закономерностей в сфере борьбы с криминалом, ведущейся при помощи оперативно-розыскных сил, способов и средств.


Принципы ОРД – это закрепленные в правоприменительных и других юридических документах, и созданные оперативно-розыскной деятельностью центральные начала, а также моральные представления людей относительно основы, смысла и задачи учреждении и тактики использования оперативно-розыскных сил, способов и средств [11, с. 83].

По своему содержанию принципы ОРД носят нравственный, требовательный характер и включают необходимые предписания, выполнение которых осуществляется всем арсеналом оперативно-розыскных способов.

Изначально научное разделение принципов получило наибольшее распространение в определенной литературе 1970-х гг. Несмотря на то, что в ней имеется разное объяснение понятия, смысла и положения принципов, специалисты единогласно признают их существование в области ОРД и обозначают их конкретную специфику.

Все принципы отображают различные закономерности социальной жизни, включают в себя группы однородных качеств и признаков, комплекс которых, отличаясь автономным направлением, приобретает образ того или иного начального положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД непременно должен влиять на структуру ее главенствующих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, общественную и правовую природу ОРД.

Под системой следует понимать совокупность некоторого многообразия в единое и при этом четко разграниченное целое. В системе должно иметься такое число принципов, которое в цельном объеме содействует выполнению функций и решению проблем, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по смыслу должен быть относительно свободным. Однако, это не значит, что несоблюдение одного принципа не повлечет за собой нарушения следующего. Они создают условия к развитию идеи каждого положения либо всей их системы в целом, гарантируя тем самым улучшение различных течений оперативно-розыскной деятельности.

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

Традиционно принципы оперативно-розыскной деятельности в научной литературе делят на две группы:

- конституционные принципы – это принципы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации;

- иные принципы (к ним относят отраслевые и межотраслевые принципы) [14, с. 109].

Правовые принципы – это главные положения для всей правоохранительной системы.

Они включают:

- законность;

- почтение и соблюдение прав и свобод человека при проведении ОРД.