Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликтология как наука и феномен «конфликтная ситуация»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Семантика и генезис конфликтных ситуаций
1.1. Конфликтология как наука и феномен «конфликтная ситуация»
1.2. Факторы и динамика развития конфликтной ситуации
1.3. Классификация причин конфликтных ситуаций
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
2.1 Ретроспективный обзор исследований моделей поведения в конфликтной ситуации
2.2. Диагностика стиля поведения в конфликтной ситуации
2.3. Современное состояние: методы и технологии управления поведением в конфликтных ситуациях
ВВЕДЕНИЕ
Устройство современного общества и жизни в целом создает с одной стороны безграничные возможности для реализации делового и творческого потенциалов личности (беспрепятственный доступ к информации, появление новых видов предпринимательской деятельности, развитие социальных структур и отношений и т.п.), но с другой стороны повышает ответственность личности за управление собственным поведением. Ведь именно современные социальные трансформации разных областей жизни (политические, экономические, социокультурные) актуализировали проблему управления социальными конфликтами.
Сложность феномена конфликтной ситуации состоит в том, что ее последствия могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер, то есть, выступать как средством развития и выработки новых способностей и компетенций сотрудника или организации, так и средством разрушения и деградации, ломая функционирующие рабочие алгоритмы.
Поэтому для психологии управления поведением в конфликтной ситуации очень важно выработать механизмы и технологии, снижающие негативное воздействие конфликта, но при этом использовать способствующий развитию потенциал конфликтной ситуации. Конфликт может быть использован как индикатор проблемной зоны фирмы, как средство для снятия напряжения и установки новых форм и способов взаимодействия, как инструмент внедрения инновационных технологий и определение перспектив развития, а также предпосылкой оптимизации внутриорганизационной структуры.
Большое многообразие форм конфликтов формирует обширное конфликтное пространство. И именно понимание специфики конфликтной ситуации (вовлечены отдельные индивиды или группы, скрытые или явные и т.п.) поможет направить посыл и энергию ситуации в конструктивное русло. Таким образом, актуальность исследования поведения в конфликтных ситуациях не вызывает сомнения. Таким образом, можно заключить, что объектом исследования в нашей курсовой работе выступают феномены конфликта и конфликтной ситуации. Предметом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации.
Цель курсовой работы ‒ выявить стратегий поведения в конфликтных ситуациях, позволяющие использовать конфликты как стимулирующие развитие личности или организации явления.
В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования, последовательное разрешение которых приведет к желаемому результату:
1. Изучить психологическую литературу для определения и конкретизации понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация».
2. Исследовать факторы, способствующие формированию и развитию конфликтных ситуаций.
3. Исследовать этапы развития конфликтных ситуаций.
4. Теоретически обозначить виды конфликтных ситуаций.
5. Провести обзор исследований моделей поведения в конфликтной ситуации.
6. Провести обзор диагностических методик, направленных на выявления предпочитаемого стиля поведения в конфликтных ситуациях.
7. Предложить и аргументировать оптимальный стиль поведения в конфликтных ситуациях.
В соответствии с поставленными задачами исследования в работе можно выделить несколько этапов:
‒ теоретический, который направлен на ознакомление с понятийным аппаратом конфликтологии, изучение факторов и этапов развития конфликтных ситуаций;
‒ практический, который направлен на знакомство с моделями поведения в конфликтных ситуациях и диагностику выбранного стиля;
‒ обобщающий, который направлен на систематизацию полученных знаний и сформированных компетенций.
1. Семантика и генезис конфликтных ситуаций
1.1. Конфликтология как наука и феномен «конфликтная ситуация»
Очевидно, что конфликты появились с первыми сообществами, соответственно, отдельные гениальные мысли о них зафиксированы еще в древних источниках. Однако конфликтология как самостоятельная наука, соединившая в себе идеи таких наук как социология, психология и философия, возникла лишь в середине XX века [11].
Причиной того, что конфликтология смогла стать самостоятельной отраслью научного знания стало выделение объекта, предмета исследования и появление специфического категориального аппарата. К основным категориям конфликтологии как науки были отнесены: противоречие, конфликт, консенсус, противоборство, конфликтная ситуация, инцидент, интрига, конфликтогены и др (Табл. 1 «Категории конфликтологии») [4].
Таблица 1.
Категории конфликтологии
Конфликтология |
Наука о природе, причинах и динамике развития конфликта, методах и средствах его предупреждения, регулирования и разрешения. |
Объект конфликтологии |
Конфликт как социально-психологическое явление. |
Предмет конфликтологии |
Социальная природа, типы, динамика развития конфликта, пути, методы и средства его предупреждения и разрешения. |
Методы конфликтологии |
Методы сбора информации (наблюдение; контент-анализ; изучение документов; опрос; анкетирование и др.). Методы анализа данных (статистический анализ; системный анализ; исторический анализ; корпоративный анализ; социометрический анализ и др.). Методы управления конфликтами (методы влияния и воздействия; методы нормативной регуляции; методы психологической защиты; методы ведения переговоров и др.). |
Противоречие |
Положение при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним, противоположность интересов. |
Конфликт |
Эмоциональное столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. |
Консенсус |
Согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате дискуссии. |
Противоборство |
Борьба против кого-либо, чего-либо; сопротивление кому-либо, чему-либо. |
Конфликтная ситуация |
Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. |
Инцидент |
Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. |
Интрига |
Скрытные действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой-нибудь цели. |
Конфликтоген |
Слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. |
Конфликтная компетентность |
Способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации [Кашапов]. |
Обучение умениям достигать соглашения в условиях совместной деятельности является чрезвычайно значимой областью современного образования. Наиболее востребованными становятся профессионалы, обладающие высоким уровнем развития коммуникативной компетентности [1, стр. 21].
По мнению В. Г. Зазыкина конфликтологическая компетентность есть когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимых сторон личности и деятельности, позволяющая предвосхищать конфликты, эффективно управлять ими, разрешать на объективной основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативного влияния и последствий конфликтов, она включает соот- ветствующие специальные знания и умения [8, стр. 11].
Н. И. Леонов считает, что конфликтологическая компетентность является совокупностью черт характера, позволяющей вести себя правильно в конфликтных ситуациях, а также видом коммуникативной компетентности, так как обладает ее существенными качественными признаками.
Структура конфликтной компетентности предложена М.М. Кашаповым и включает в себя три компонента: когнитивный; мотивационный; регулятивный [6]. Причем, по мнению многих психологов приоритетное значение отводится регулятивному компоненту, который отвечает за способность личности контролировать свои эмоциональные реакции и поведенческие проявления.
Изучение объективной и субъективной природы конфликта, причин их возникновения, динамики развития, путей и способов разрешения является задачей теоретического направления конфликтологии; практическая же направленность обусловлена тем, что она вырабатывает конкретные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению конкретных конфликтов.
Также в рамках конфликтологической науки была выделена совокупность соответствующих методов, направленных на изучение, профилактику конфликтов и нейтрализацию их пагубного воздействия [11].
1.2. Факторы и динамика развития конфликтной ситуации
Очевидно, что постоянно пребывать в состоянии гармонии с миром и самим собой невозможно (обязательно появятся противоречия между желаниями, способностями и возможностями личности). Важно определить момент, когда логическое противоречие еще оценивается личностью без влияния негативных эмоций, то есть индивид способен к принятию здравого и осознанного решения для устранения противоречия. Для того, чтобы решение подобной задачи стало возможным, необходимо разбираться в структуре конфликта (Таблица 2. «Структура конфликта»).
Таблица 2.
Структура конфликта
Субъекты конфликта |
Субъекты взаимодействия, находящиеся в состоянии противоборства или же явно или не явно поддерживающие тех, кто находится в состоянии противоборства [11]. |
Предмет конфликта |
Предмет или явление, из-за которых возникает конфликт [4]. |
Образ конфликтной ситуации |
Видение предмета или явления, из-за которых возникает конфликт, в сознании субъектов взаимодействия [4]. |
Мотивы конфликта |
Внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов взаимодействия к противоборству [11]. |
Позиции конфликтующих сторон |
Заявления субъектов взаимодействия, находящихся в противоборстве [6]. |
Вопрос определения причины конфликтов требует их классификации, ведь конфликты весьма многообразны. Ориентирование в специфических проявлениях конфликтов помогает оценить возможные пути их разрешения.
Общая классификация конфликтов:
1. Признаком для классификации выступает сфера проявления конфликта (экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые конфликты и т.п.). Ведь ни для кого не секрет, что конфликтная ситуация может развиться в любой области, будь то несогласие оппонентов по какому-либо философскому или политическому вопросу или явное противоборство в рабочей обстановке [1, 4].
2. Признаком для классификации выступает длительность конфликта (быстротекущие, длительные конфликты и т.п.). Конечно, не маловажными здесь являются личностные и характерологические особенности участников конфликта: есть люди, склонные к бурному выражению собственных чувств и эмоций, а есть, наоборот, предпочитающие затаиться и выжидать момента для нанесения болевого удара противнику [4, 11].
3. Признаком для классификации выступает напряженность конфликта (острые, слабовыраженные, вялотекущие конфликты и т.п.). Здесь в первую очередь проявляется темперамент конфликтующих сторон. Например, слабовыраженные конфликтные ситуации реализуют флегматики, спокойно и уверенно излагая свои несогласия, а вот холерики не способны проконтролировать свои эмоциональные реакции, поэтому конфликтные ситуации, где привлечены представители сильной и неуравновешенной нервной системы обычно проявляются остро и напряженно [11].
4. Признаком для классификации выступает круг лиц, вовлеченных в конфликт (внутриличностные, межличностные, межгрупповые конфликты). Особенно интересными и сложными для современной психологической науки являются внутриличностные конфликты, особенно когда человек не может выявить и устранить самостоятельно противоречия, а вынужден прибегать к помощи психотерапевтов [1].
5. Признаком для классификации выступают социальные последствия (конструктивные, деструктивные конфликты). Конфликты, ведущие к разрушению и деградации личности или организации принято называть деструктивными. Именно на ликвидацию их последствий направлены все усилия науки конфликтологии. Но поскольку, полностью избежать конфликтных ситуаций не возможно, необходимо учиться извлекать положительный моменты и переводить конфликтные ситуации в конструктивные [4].
6. Признаком для классификации выступает предмет конфликта (реалистичные, нереалистичные конфликты). К сожалению, очень часто предмет конфликта не является важным для практики. В таких случаях необходимо вовремя сделать акцент на незначительности повода для развития конфликтной ситуации [11, 6].
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликтной ситуации являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, состояние противоборства между ними.
Из определения конфликтной ситуации как следствия вовремя не устраненного противоречия следует, что конфликты неизбежны в любом взаимодействии.
Другое дело, что своевременная диагностика и предотвращение конфликтной ситуации способны не просто снизить деструктивное влияние конфликта, а направить действие ситуации в конструктивное русло.
Необходимо отметить, что для возникновения конфликтной ситуации необходим повод. В терминологии конфликтологии есть специальное обозначение:
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтных ситуаций и их разрешением, большое значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения [1, 6]. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Интересно заметить, что конфликтная ситуации формируется в том случае, когда к логической оценке существующего противоречия присоединяются эмоциональные реакции негативной окраски (возникновение обиды, гнева и т.п.).