Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Характеристики органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Оперативно-розыскная деятельность
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
2 глава Характеристики органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Глава 3 Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности
Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ).
Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:
· задержание лица на стадии подготовки преступления;
· изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;
· проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.
Глава 3 Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности
Система законодательства, регулирующая ОРД на современном этапе представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных правовых актов, принятых полномочными органами законодательной власти, а также правовых актов органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, направленных на регулирование оперативно - розыскной деятельности[47].
Настоящая система законодательства основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих оперативно - розыскную деятельность.
Правоотношения, охватывающие сферу оперативно-розыскной деятельности, складываются не только из отношений, которые непосредственно касаются самого процесса осуществления оперативно-розыскной деятельности, они еще тесно взаимодействуют с отношениями, возникающими в ходе взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и следователей, прокуратуры и суда, а также и других правоотношений.
Специфика ОРД заключается в том, что ее осуществление таким или иным образом является вмешательством в частную жизнь граждан и часто тайным, негласным способом[48].
Ст. 2 Конституции РФ[49] устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Конституция РФ определяет основные права граждан, является гарантом защиты этих прав и определяет основное направление политики государства по охране прав граждан от посягательств.
Все остальные нормы права, регулирующие оперативно - розыскную деятельность должны неукоснительно следовать этим Конституционным принципам государственной политики.
Основным федеральным законом, регулирующим оперативно-розыскную деятельность является выше названный Федеральный Закон № 144 - ФЗ от 12 августа 1995 года Об оперативно - розыскной деятельности.
Данный Федеральный закон определяет содержание оперативно - розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ.
Кроме того, в других законах и нормативно-правовых актах содержаться положения, касающиеся осуществления оперативно - розыскной деятельности. Перечислим важнейшие из них:
Федеральный закон Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации[50] - п. 3 ст. 8 определяет, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката, а также порядок использования полученных в ходе таких оперативно-розыскных мероприятий сведений, предметов и документов в качестве доказательств обвинения.
Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ О связи закрепляет порядок взаимодействия предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД.
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725 Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи, п. 144 которого закрепляет порядок производства оперативно-розыскных мероприятий осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений и документации оператора почтовой связи.
Приказ МВД РФ от 13 августа 1996 г. N 441 О создании оперативно-розыскных подразделений на транспорте.
Приказ МВД РФ от 11 сентября 1993 г. N 423 Об утверждении Инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций).
Таким образом, сегодня законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, представляет собой целую систему нормативных актов. Во главе такой системы стоит Конституция РФ[51].
Заключение
Содержание оперативно-розыскной деятельности раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.
Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер «конфликта», несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.
Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (см. ст.13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.
Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны как первым, так и вторым. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.
Подводя итог по данной курсовой работе, можно сделать вывод, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность являются неотьемлемой частью содержания оперативно-розыскной деятельности.
Содержание оперативно-розыскной деятельности раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов оперативно-розыскной деятельности и др.
Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта оперативно-розыскной деятельности и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам оперативно-розыскной деятельности. Цель органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, заключается прежде всего в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших.
Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (ст.13 ФЗ № 144), а также предусмотрел их деятельность, направленную на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Деятельность субъектов регламентирована как самим ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.
Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскной деятельности. Субъектам предписывается действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а объектам либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвольных действий со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность имеет в качестве объекта изучения - преступную деятельность различных видов и деятельность по ее раскрытию.
Теория ОРД изучает причинно-следственные связи механизма образования оперативно и криминалистически значимой информации, правила и процедуры ее поиска, фиксации, оценки и использования в качестве фактических данных для принятия процессуальных и оперативных решений по фактам подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений и в отношении лиц, причастных к ним.
Положения теории оперативно-розыскной деятельности об оперативно-розыскной информации, об оперативно-розыскных версиях, об оперативных комбинациях и тактических операциях не только содержат криминалистическую информацию, но и во многом опираются на ее исходные теоретические предпосылки.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».
4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)
6. Федеральный закон «О связи» от 16.02.1995 N 15-ФЗ (действующая редакция, 2016)
7. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 N 130-ФЗ (действующая редакция, 2016).
8. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О Федеральной службе безопасности».
9. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной охране».
10. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
11. Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О внешней разведке».
Учебная литература:
12. Атмажитов В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. - М, 2013.
13. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-методическое пособие. - М.: БЕК, 2013г.
14. Брусшцын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование). - М: Юрлитин-форм, 2011.
15. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. «Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности«: постатейный » - М.: 2014 г.
16. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М.. 1997. С. 138.
17. Голубовский В.Ю. Теоретические и правовые аспекты информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015.
18. Гриб В.Г., Ильин И.С. «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» - М.: «Маркет », 2014 г.
19. Диканова Г.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег: Методическое пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012