Файл: Понятие и виды трудового стажа (Пенсионная система России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации. В ст. 39 п. 1 говорится, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»[1].

Наша страна пережила тяжелый этап с развалом экономики, инфляция, нищета, безработица, поток беженцев с других стран, с ростом бездомных граждан все это повлияло на решение важнейшей проблемы – социальной защиты граждан страны. А так как зависимость решения данного вопроса относится не к одному виду отрасли, то решение необходимо принимать по многим отраслям среди них и трудовое право.

Трудовое право включает в себя регулирование трудовых отношений, занятость и трудоустройство лиц, нуждающихся в стабильных трудовых отношениях, гарантированной оплаты труда, охраны труда и здоровья, право на совмещение труда и учебы, решение трудовых споров.

Если рассматривать данный вопрос в мировом масштабе, то можно убедиться в том, что такая проблема, как обеспечить достойную старость гражданина своего государства, волнует все мировое сообщество.

В российском государстве сложилась такая тенденция, что пенсионное обеспечение затрагивает лишь людей пожилого возраста. Лиц других возрастов о пенсиях в будущем беспокоиться пока рано, так как Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину, достигшему пенсионного возраста, социальное обеспечение, а также социальные пособия по инвалидности и в случаях потери кормильца.

Существуют ли различия в пенсионной системе различных государств? К примеру: во Франции, в Германии, в Великобритании пенсионное обеспечение имеет значительное отличие. Здесь можно рассматривать экономическую, демографическую, культурную особенность каждого государства. Едва ли появившись на свет, гражданин начинает проявлять свою озабоченность по поводу старости.

Новая российская модель пенсионных выплат позволяет обеспечение граждан старших поколений гарантированных выплат, а также гарантии для более молодого поколения граждан. При этом часть ответственности возлагается на страховые отчисления работодателя. Законопроект был принят осенью 2013 г. за № 400, вступивший в силу с начала 2015 г. Следовательно, поставленная перед пенсионной реформой задача повысить уровень социального обеспечения граждан и сформировать стабилизацию дополнительного дохода в систему социального обеспечения, выполняется на государственном уровне. Хочется добавить, что не все ученые согласны с внедрением в жизнь данного закона в последние годы.


В мире не существует практики накопительной системы финансирования для выплат пенсий. В нашей стране такая система существует и в негосударственных пенсионных фондах и компаниях. Другие страны не смешивают государственные и частные пенсионные фонды. В тех странах, где развита экономика, накопительная пенсионная система имеет другую форму построения. Граждане самостоятельно вкладывают свои сбережения в частные пенсионные фонды. В большинстве случаев этим занимаются работодатели с целью удержания работника высокого уровня. Государством гарантирован высокий процент дохода и сохранность средств, а также такие фонды освобождены от зависимости платить налоги с данных сумм.

Российская Федерация является одним из правовых государств мира, которое также как мировые страны заботится о благосостоянии своих граждан, что закреплено в Конституции Российской Федерации от 1993 года.

Раньше назначение трудовых пенсий завесило от трудового стажа, который включал в себя трудовую и иную деятельность, то с принятием нового Закона, важным критерием начисления пенсий становится уплата страховых взносов в пенсионные фонды застрахованного лица.

В своем выступлении В.В.Путин подчеркнул, что новая пенсионная система гарантирует базовый уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка. Базовый уровень будет обеспечен государством.

Актуальность темы. Сегодня каждого человека, которому предстоит в будущем выход на пенсию, волнует размер своей пенсии. В связи с этим перед теорией и практикой законодательства в области пенсионного обеспечения стоят задачи, направленные на решение этих проблем.

Многих ученых на протяжении столетий занимает вопрос пенсионного обеспечения. Так, данная проблема была предметом исследования следующих ученых: Н.Г. Александров, И.С. Войтинский, Е.В. Чупрова и др.[2]

С момента написания большинства работ названных авторов прошел большой период времени, в течение которого были изданы труды таких авторов, как П.П. Гончаров, Е.А. Исайчева, Р.А. Соколов и др.[3]

Ввиду того, что данная тема получила большой резонанс и имеет огромное количество научных работ, она все же недостаточно исследована, что обусловлено обширностью предмета исследования.

Цель курсовой работы – исследовать проблематику трудовых видов стажа, закрепленных Российским законодательством. В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи:


– изучить понятие трудового стажа как юридического факта;

– рассмотреть все виды трудового стажа;

– дано определение организационной структуре Пенсионного фонда РФ.

Теоретической основой данного исследования послужили труды видных ученых Т.Н. Беликовой, Л.Н. Минаевой, М.О. Буяновой… и др.

Структура курсовой работы из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Пенсионная система России

Предыстория пенсионной системы

Первые упоминания о пенсионной системе как о социальном институте, зародились еще в древности. Римская империя выделяла средства своим воинам, чтобы обеспечить их благополучную старость, из завоеванных земель. Каждому легионеру выделялся свой надел.

В российских летописях также есть упоминания о заботе воевод и князей своих дружин. Они обеспечивали их старость и выделялись какие-то пособия в случае ранения. Забота о раненых и престарелых дружинников, воинов становится постоянной.

При царе Алексее Михайловиче раненым выплачивались пособия на лечение, размер которых зависел от полученных ранений. Основными поощрительными льготами было выделение поместий или наделялся новый участок земли к уже имевшемуся наделу.

При Петре I в России были заложены основы пенсионной системы. Так как велись воины, было много раненых и покалеченных. Реформы Петра I касались и социальных пособий. Изданные им законодательные акты предусматривали оказание помощи раненым и получившим увечья средства из бюджета государства.

Екатерина II продолжила традиции оказания помощи. Размеры пособий были значительно увеличены. Пенсионное пособие выдавалось большей частью государственным служащим и военным. Начиная со второй половины XIX в. пенсии стали получать частные предприниматели. Был подписан закон, по которому владельцев обязывали создавать кассы, в обязанность которых входило выплата пособий по болезни и инвалидности. Пособия выплачивались из отчислений заработной платы работника, накапливаемые на его личном счете. Из средств, накопленных на счете, в случае профессионального заболевания или полученного увечья, работник получал пособие. Такая система получила название страховой, исходя из того, что работник сам вносил средства на личный счет, они и являлись его страховкой в случае его нетрудоспособности.


Радикально изменилась пенсионная система после 1917 года. В это время выходит ряд постановлений, направленных на защиту граждан. 1917 год – Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». 1918 год – Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

Было упразднено понятие пенсионного обеспечения, на смену введено понятие социального страхования. Суть заключалось в том, что государству отчислялись налоги, который составлял бюджет страны. Средства из бюджета выделялись на нужды государства: строились новые дороги, вводились в строй новые заводы, выплачивались гражданам пенсии и.т.д. При постоянном росте числа плательщиков, а значит и увеличивался их совокупный доход, государство могло позволить относительно высокие социальные выплаты. Данная система просуществовала до 1991 года.

До 1991 года выплата пенсий в стране осуществлялась из госбюджета, так как самостоятельного бюджетного фонда в Российской Федерации того не было. В 1990 году был принят Закон о государственных пенсия[4], в котором было указано, что выделение средств на выплату пенсий, установленных законом, будет выплачивать Пенсионный фонд РФ, куда будут поступать страховые взносы от работодателя, граждан и из федерального бюджета. Кризисная ситуация 90-х годов показала, что дальнейшие социальные выплаты станут обременительны. Из-за снижения рождаемости, роста цен появилась опасность нехватки денежных средств на выплату пенсий, так как возрастет число людей, выходящих на пенсию с работающими.

В связи с этим Правительством РФ было принято решение о проведении пенсионной реформы, направленной на улучшения пенсионного обеспечения граждан. Была создана многоуровневая ступень формирования пенсионной системы. Современная пенсионная система трехуровневая: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение – Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 2524-Р[5].

К первой категории относятся лица, которые не имели возможность трудиться – это инвалиды всех трех групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, мужчины 65 лет и женщины 60 лет, не имеющие страхового стажа, лица, получившие вред здоровью, по потере кормильца и в иных случаях. Средства на государственное пенсионное обеспечение выделяются из Федерального бюджета РФ, которые получают 3000000 млн. человек.

Выплата и размер трудовых пенсий зависит от пенсионного страхования. Трудовая пенсия выплачивается ежемесячно, что компенсирует утрату заработанной платы или иной выплаты, вследствие наступления старости или инвалидности. В случае смерти застрахованного лица трудовая пенсия выплачивается нетрудоспособным членам его семьи, данная норма закреплена законодательством.


Граждане вправе получать повышенную пенсию в том случае, если у он вносил страховые взносы в негосударственные пенсионные фонды. Для получения такой пенсии, гражданином заключается соглашение с негосударственным фондом, куда он должен вносить собственные взносы, а также взносы может делать и работодатель данного лица. В программе негосударственного пенсионного обеспечения участвуют 6700000 человек.

За тот период, который прошла пенсионная система в результате различных реформ, сформировалась законодательная база в пенсионном обеспечении. В течение данного периода были приняты федеральные законы, содержание которых направлено на дальнейшее улучшение в пенсионном обеспечении. На основе данных законов были созданы негосударственные пенсионные фонды, которые руководствуясь законодательством, обязуются выполнять функции, которые закреплены в законе. Было принято обязательное пенсионное страхование, которое является одним из главных компонентов при расчете пенсии по старости.

В декабре 2013 года был принят федеральный закон[6], который внес изменения в федеральный закон 1998 года и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Вместе с тем, помимо, федеральных законов, были приняты подзаконные акты. Также было принято система контроля над Управляющими Компаниями, для обеспечения сохранности трудовых сбережений граждан.

Как уже упоминалось современная пенсионная модель пенсионной системы трехуровневая, которая была утверждена по распоряжению Правительства РФ. Эта модель разбита по уровням:

– 1 уровень – частная пенсия;

–2 уровень – корпоративная пенсия;

– 3 уровень государственная пенсия.

Каждый уровень дает свою характеристику из чего складывается та или иная пенсия. К 1 уровню относят государственную пенсию, как уже говорилось ранее, состоящую из страховых взносов, вносимых работодателем в пенсионный фонд и трансфертов из госбюджета. В данном случае, коэффициент замещения составляет 40 %.