Файл: Теоретические аспекты изучения феномена эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась.

- 37 – 60баллов – фаза в стадии формирования.

- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объёмную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют.

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение».

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами.

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности.

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение.

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Интерпретация и анализ результатов

Тестирование испытуемых проводилось в группе. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение№1). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы№1 и таблица№2.

Результаты распределения сложившихся симптомов.

Сложившиеся симптомы фазы «Напряжение»:

- переживание психотравмирующих обстоятельств. Мужчины -0%, женщины – 19%. (таблица№3 и рисунок№2).

- неудовлетворённость собой. Мужчины -4,7%, женщины – 4,7%

(таблица№3.1 и рисунок№3.1).

- загнанность в клетку. Мужчины -0%, женщины – 9,5%( таблица№3.2 и рисунок№3.2).

- тревога и депрессия. Мужчины -0%, женщины – 4,7% (таблица№3.3 и рисунок№3.3).

Сложившиеся симптомы фазы «Резистенция» :

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Мужчины -14,2%, женщины – 66%( таблица№4 и рисунок№4).

- эмоционально – нравственная дезориентация. Мужчины -4,7%, женщины – 33,3%( таблица№4.1 и рисунок№4.1).

-расширение сферы экономии эмоций. Мужчины – 0%, женщины – 28,7%( таблица№4.2 и рисунок№4.2).

- редукция профессиональных обязанностей. Мужчины –9,5%, женщины – 52,3%( таблица№4.3 и рисунок№4.3).

Сложившиеся симптомы фазы «Истощение» :

- эмоциональный дефицит .Мужчины – 0%, женщины – 23,8%( таблица№5 и рисунок№5).

- эмоциональная отстранённость. Мужчины –4,7%, женщины – 9,5%( таблица№5.1 и рисунок№5.1).

- личностная отстранённость (деперсонализация). Мужчины –4,7%, женщины – 9,5%( таблица№5.2 и рисунок№5.2).


- психосоматические и психовегетативные нарушения. Мужчины –0%, женщины – 23,8%( таблица№5.3 и рисунок№5.3).

Результаты распределения процентного соотношения формирования фаз, фазы в стадии формирования представлены в таблица№1.2 и рисунке№ 2. Данные показатели свидетельствуют о том, что у 9,5% мужчин и 73,3% женщин фазы «Напряжение», «Резистенция», « Истощение», в стадии формирования.

Результаты распределения процентного соотношения сформированных фаз эмоционального выгорания медицинских работников: представлен на рисунке№2, таблице№2.1.Данные показатели свидетельствуют о том, что у 4,7% мужчин и 28,5% женщин сформировались фазы «Напряжение», «Резистенция», « Истощение».

Вывод по главе 2

Таким образом на основании проведённого сравнительного анализа результатов особенностей проявления эмоционального выгорания можно судить о том, что у медицинских работников женщин доминируют такие симптомы:

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,

-эмоционально – нравственная дезориентация,

-редукция профессиональных обязанностей,

-эмоциональный дефицит.

У мужчин:

-неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,

-эмоционально – нравственная дезориентация,

- редукция профессиональных обязанностей,

- эмоциональная отстранённость,

ГЛАВА 3 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения достоверности особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников используем Критерий φ* - угловое преобразование Фишера[13, с158 ].

Ограничения критерия φ*: Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. Формально нет препятствий для применения метода φ в случаях, когда доля наблюдений в одной из выборок равна нулю. Однако в этих случаях результат может оказаться неоправданно завышенным (Гублер Е.В., 1978, с. 86).[13, C160]

Проведем математический анализ сформировавшихся фаз эмоционального выгорания «Напряжение», «Резистенция», « Истощение».

Сформулируем гипотезы

Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

Теперь построим четырехклеточную или четырёхпольную таблицу которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям признака: «есть эффект» - «нет эффекта»


В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов распределения процентного соотношения сформировавшихся фаз «Напряжение», «Резистенция», « Истощение»(Таблица№6).

По таблице XII Приложения 1 [13, с332 ] определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.

φı(28,5%)=1,126

φ2(4,7%)=0,437

Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле

φ*эмп=(φı-φ2) где:

φı – угол, соответствующий большей % доле

φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле

n1 – количество наблюдений в выборке 1

n2 – количество наблюдений в выборке 2

В данном случае:

φ*эмп=(1,126 – 0,437)

Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:

φ*кр

φ*эмп=2,23

φ*эмп< φ*кр

Hₒ- Принимается. Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Проведем математический анализ доминирующих симптомов в сложившихся фазах эмоционального выгорания.

1)Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

Сформулируем гипотезы

Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Таблица№7).

Далее действуем по алгоритму.

φı(66%)=1,897

φ2(14,2%)=0,773

φ*эмп=(1,897 – 0,773)

φ*кр

φ*эмп=3,64

φ*эмп> φ*кр

Hₒ - отклоняется. Принимается Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

2) Эмоционально – нравственная дезориентация.

Сформулируем гипотезы

Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: Эмоционально- нравственная дезориентация (Таблица№8).

Далее действуем по алгоритму.

φı(33,3%)=1,230

φ2(4,7%)=0,437

φ*эмп=(1,230 – 0,437)

φ*кр

φ*эмп=2,56

φ*эмп> φ*кр

Hₒ - отклоняется. Принимается Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

3) Редукция профессиональных обязанностей.

Сформулируем гипотезы

Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.


В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: редукция профессиональных обязанностей.

(Таблица№9).

Далее действуем по алгоритму.

φı(52,3%)=1,617

φ2(9,5%)=0,627

φ*эмп=(1,617 – 0,627)

φ*кр

φ*эмп=3,20

φ*эмп> φ*кр

Hₒ - отклоняется. Принимается Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

4) Эмоциональная отстранённость.

Сформулируем гипотезы

Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.

В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: эмоциональная отстранённость. (Таблица№10).

Далее действуем по алгоритму.

φı(9,5%)=0,627

φ2(9,5%)=0,437

φ*эмп=(0,627 – 0,437)

φ*кр

φ*эмп=0,61

φ*эмп<φ*кр

Hₒ - Принимается. Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.

Вывод по главе 3

Таким образом проведенный статистический анализ результатов исследования показал, что эмоциональное выгорание проявляется как у медицинских работников мужчин, так и женщин, у женщин он выражен в большей степени.

Основные рекомендации:

Во-первых, вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно. Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учебой, исследованием, писанием.

Оценивать свою жизнь вообще — живется ли так, как хочется. Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби, несвязанное с работой.

Изменить социальную жизнь.

Уделить внимание своему здоровью: необходимо спать достаточное количество времени, уметь лечить себя без лекарств, хотя бы от невротических, психосоматических проблем, уметь медитировать.

Научиться достигать того, чего хочешь. Знать цену себе и своей работе. Полноценно отдыхать.

Участвовать в семинарах, конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами. Важно проходить постоянно квалифицированную профессиональную подготовку, которая включает в себя: повышение квалификации, участие в тренингах личностного роста (динамические группы в качестве клиентов для решения собственных проблем большего понимания себя, своей жизни).

И все это для того, чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность.

Важно знать свои возможности и ограничения.

Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав эмоциональное выгорание медицинских работников мы пришли к цели и доказали гипотезу о том, что медицинские работники женщины и мужчины подвержены эмоциональному выгоранию. Но особенности эмоционального выгорания у медицинских работников женщин проявляется в большей степени чем у медицинских работников мужчин.

Это обусловлено рядом причин:

Развитие синдрома эмоционального выгорания связано как с внешними факторами окружающей среды и организацией деятельности, так и с особенностями личности человека, подверженного воздействию внешних факторов.

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей. К необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки.

Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;

К факторам вызывающим эмоциональное выгорание относятся особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов, и содержательные аспекты деятельности.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо - эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В связи с этим профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ.

Изучаемая в работе проблема, на мой взгляд, представляется очень важной и востребованной для дальнейшего исследования, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на медицинских работников, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, коллеги, а также дети, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на мой взгляд, продолжить начатую работу в качестве выпускной квалификационной работы.