Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Оценка экономической и социальной эффективности предложенных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент организации – это не только навыки эффективного руководства бизнес-процессами. Одна из функций, о которой не должно забывать руководство компании – лидерство в управлении и менеджменте. Быть выдающимся руководителем значит быть лидером, принимать на себя персональную ответственность за то, чтобы будущее стало заметно лучше настоящего. Поэтому эффективное лидерство в организации можно считать одним из компонентов ее долгосрочного успеха. Естественно, что любой руководитель «один в поле не воин», в каждом предприятии имеется команда квалифицированных работников из различных отделов и служб. Консолидация всех этих подразделений в единое русло, грамотное распоряжение вверенными активами – важная составляющая в управлении предприятием.

Однако лидерство и руководство – это не одно и то же. В каком-то смысле эта два понятия даже представляют собой противоположности. Да и качества, необходимые лидеру или менеджеру, не всегда сочетаются в одном человеке. Многие выдающиеся лидеры из-за недостатка менеджерских способностей терпят неудачу, взяв в руки руководство компанией. И наоборот: бывает так, что превосходные менеджеры, обеспечивающие эффективное администрирование, не могут поддерживать лидерство в организации из-за недостатка необходимых лидеру качеств. Некоторые компании ставят развитие этих качеств у своих менеджеров на первый план. Но в этом деле, как и во всем остальном, важно не перестараться. Поэтому актуальным вопросом на сегодняшний день становится оценка личных и деловых качеств руководителя.

Объект исследования – «Филиал АО «Сегежский целюлозно-бумажный комбинат».

Предмет исследования – авторитет и лидерство в системе менеджмента.

Цель исследования – рассмотреть применение методов развития лидерства для повышения эффективности деятельности предприятия на примере филиала АО «Сегежский целюлозно-бумажный комбинат».

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и основные концепции лидерства в трудах отечественных и зарубежных исследователей;
  • исследовать теоретические подходы к лидерству, как типу управленческого воздействия;
  • провести анализ деятельности Филиала компании Сегежа АО «Сегежский целюлозно-бумажный комбинат»;
  • провести анализ эффективности методов развития лидерства управленческих команд «Филиал АО «Сегежский целюлозно-бумажный комбинат»;
  • разработать рекомендации по оптимизации системы лидерства.

Методы исследования - анализ, синтез, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение документов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, описаны методы исследования.

1. Теоретико-методологические подходы к изучению феномена авторитета и лидерства

1.1. Понятие лидерства

В наше время теме лидерства уделяется повышенное внимание со стороны специалистов гуманитарного направления: социологов, психологов, философов, педагогов и других специалистов. Лидерство присуще всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей с момента их объединения в группы.

Авторитет - (нем. Autorilat — власть, влияние) — термин, употребляемый в культурологии для обозначения влияния отдельных личностей или организаций на определенное решение проблем, основанное на доверии и уважении к ним членов общества[1].

Авторитет – признание обществам, социальной группой, коллективом, государством, общественно-политической организацией личных и общественных качеств определенной личности или группы людей, отражающее их реальное более или менее серьезное влияние на положение дел в обществе и государстве, соответствующей социальной группе или партии, организации, коллективе и т.д. [2]

Авторитет - (от лат. auctoritas - власть - влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти[3].

Различные подходы к пониманию природы лидерства наблюдаются впервые в античной философии. Сократ, анализируя проблемы общества, делает вывод о преимуществе разума в личной и общественной жизни. Успех и благополучие общества Сократ видел в мудром, умелом и честном правителе. Не менее известный философ Платон считал, что люди рождаются от природы разными и должны заниматься каждый своим делом, к которому есть талант.


Античный философ Аристотель в своих трудах описывает лучшие черты правителя. Такими качествами ученый считает ум, доброжелательность, способность к решению и предвидению, мужество, гуманность, неподкупность, справедливость, опыт управления и рассудительность. Философ впервые отмечает, что помимо этих черт, нужна гармония характера, а также правильные поступки[4]. Аристотель определяет три качества лидера - это практическая мудрость, добродетельность и благожелательность. Можно сделать вывод о том, что Аристотель впервые различает сущность лидерства мастерства и поступков.

Описания лидера-правителя встречаются и восточной философии. Например, Конфуций рассуждает о благородном правителе так: «в доброте не расточителен; принуждая к труду не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток»[5]. Как пишет А.Е.Клейменова: «наиболее перспективная типология лидерства была выдвинута Лао-Цзы, по мнению которого, лучший вождь - тот, которого «народ не замечает», на втором месте - тот, которого «народ обожает», на третьем месте - тот, которого «народ боится» и на последнем - тот, кого «ненавидят»[6].

Таким образом, проанализировав рассуждения античных ученых и философов Востока о природе лидерства можно сделать вывод о том, что лидерство фактически отождествлялось с управлением государством, и хороший правитель обладал рядом превосходств в качествах характера и способностях.

Средневековые ученые-философы рассматривают природу лидерства под призмой влияния церкви. На первый план выходят понятие о всеобщем благе. Как пишет В.Ф.Асмус: « Августин определяет три заповеди лидера, идущего к всеобщему благу: «Святая правда», «мир», «всеобщее единство»[7].

Фома Аквинский в своих работах отмечал, что лучшей формой правления является монархия, идеальным лидером он считал Августина, который был тверд, последователен, мудр, следовал заповедям Бога, направлял людей к общему благу».

Новые подходы к лидерству можно встретить в философских трудах мыслителей эпохи Возрождения. Так, в труде «Государь» Н.Макиавелли обозначена новая концепция правителя. По мнению мыслителя, у лидера общегосударственные интересы должны преобладать над личными, стратегия над тактикой, основатель республики должен любыми путями овладеть властью сам[8]. Н.Макиавелли так описывает портрет идеального правителя: «сочувствующий, обаятельный, искренний, великодушный, благочестивый»[9].


Несколько отличной является эволюция идей лидерства в русской философской мысли. Как пишет С.А.Сергеева: «Владимир Мономах (XI в.) считал, что человека необходимо принимать по его труду, по правильности и нравственности его поступков. В «поучении Владимира Мономаха» пишется о необходимости соблюдения князьями взятых на себя обязательств, на примере личного служения князя своему народу»[10].

Сергеева С.А также делает выводы о том, что философские размышления декабристов были связаны с проблемами развития общества, а источниками этого развития декабристы видели в совершенствовании законодательства, просвещенности и общественного мнения. Лидеры, олицетворяющие государственную власть должны заботиться о «благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности»[11].

Основные концепции лидерства сформировались лишь в XX веке. Особое место среди них занимает теория М.Вебера. В ней впервые представлена классификация типов лидерства: традиционное лидерство, харизматическое, рационально-легальное, бюрократическое. Данная концепция стала основной для формирования и развития современных представлений о понятии лидерства. Большинство современных концепций формировались параллельно, некоторые образовались из раннее представленных, поэтому рассматривать эти теории лидерства можно не хронологическом порядке, а в форме изучения основных подходов к исследованию лидерства: структурный, поведенческий, ситуационный[12].

Таблица 1

Основные понятия лидерства

Автор/ Источник

Год

Понятие

Н.И.Ильин, И.Г.Лукманова, А.Н. Немчин

1996

Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей[13]

Философский

словарь

2001

Лидерство - понятие для обозначения существенного параметра процесса структурации социальной группы или общественного класса. Лидерство выступает как один из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное) или определенной частью группы (групповое) по отношению к остальным членам группы (класса)[14]

Большой

психологический

словарь

2004

Лидерство - феномен межличностного общения, проявляющийся в сильном влиянии одних людей (лидеров) на других[15]

АЛ.

Свенцицкий

2004

Лидерство - это успешное воздействие одного человека на других в направлении к заданной цели[16]


Продолжение таблицы 1

Автор/ Источник

Год

Понятие

Р.Л. Дафт

2006

Лидерство:

Это функции, выполняемые лидерами в группе: планирующая, координирующая и контролирующая деятельность вышестоящих членов группы.

Социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние»[17]

А.А. Спивак

2015

Лидерство - это форма проявления влияния на поведение людей, основанная преимущественно на социально-психологических контактах и социально-психологических методах управления в достижении цели организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта[18]

Структурный подход также называют теорией лидерских черт или теорией харизматического лидерства. Как пишет М.В. Романова, «это самая ранняя теория лидерства, возникшая и получившая свое развитие в первой половине ХХ столетия, когда особое внимание уделяли исследованию лидерских черт, особенностей и характера»[19]. Структурный подход к исследованию лидерства начал свое развитие с исследования С.Бёрда, который в 1940 году, проанализировав исследования многих ученых, в книге «Социальная психология» впервые предпринял попытку составить научно обоснованный список лидерских качеств. Однако было обнаружено, что из полученного списка лидерских качеств, состоящего из 79 пунктов, ни одна черт не занимала устойчивой позиции даже в нескольких перечнях[20].

1.2. Основные концепции лидерства в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Среди наиболее поздних зарубежных теорий структурного подхода к исследованию лидерства можно отметить теории Дж.Коттера (1977), М.Гантера (1979), С.Коссена (1983), Р.Чапмэна (1984), У.Бенниса (1984), А.Лоутона и Э,Роуз (1993).

Дж. Коттер в своих работах сделал выводы о том, что люди чаще всего подвержены влиянию тех, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать[21].

В совместной работе А.Лоутона и Э.Роуза харизма также особо выделяется как необходимое лидеру качество. Помимо этого ученые выделяют следующие качества: дальновидность, умение расставлять приоритеты, стимулирование последователей признанием или вознаграждением, владение искусством межличностных отношений, политическое чутье, способность идти на риск, гибкость, решительность[22].