Файл: Теоретические основы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации

1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления

1.2. Классификация управленческих решений

Таблица 1 – Классификация управленческих решений

1.3. Информационное обеспечение управленческих решений, методы принятия решений

Таблица 2 – Классификация потребностей информации при стадиях управления [3, С. 77]

Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия решений в организации (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)

2.1. Характеристика ООО НТС «РЕАЛ»

2.2. Анализ процесса принятия решений в подразделении ООО НТС «РЕАЛ»

2.3. Построение действующих процедур принятия решений и их характеристика

Содержание

Глава 3. Совершенствование процесса принятия решений (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)

3.1. Разработка проектного варианта процедур принятия решений

3.2. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В ООО НТС «РЕАЛ» эти методы представлены не так ярко. Преобладающее количество социальных методов управления обусловлено государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). В ООО НТС «РЕАЛ» социальные методы представлены в следующих формах:

  • социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);
  • социально-политические (равенство всех независимо от принадлежности к партии, политических пристрастий);
  • социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
  • социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);
  • социально-культурные (организация отдыха людей в домах отдыха, профилакториях, в спортивных комплексах).

Таблица 5 анализ процессов принятия решений в ООО НТС «РЕАЛ»

Содержание

Этапы процедуры

Участвующие подразделения и исполнители

Способы волнения работ

Постановка проблемы

Введение в ассортимент компании новых групп товаров и услуг

Генеральный директор

Коммерческий директор

Начальники отдела продаж и маркетинга

Начальники отдела техобслуживания и техподдержки

Совещание, обсуждение первоначальных общих вопросов

Анализ и обработка исходной информации

Ассортимент на рынке, предложения поставщиков, рентабельность данных групп товаров, необходимость введения.

Анализ предложений у конкурентов.

Генеральный директор

Коммерческий директор

Начальники отдела продаж и маркетинга

Начальники отдела техобслуживания и техподдержки

Совещание, обсуждение первоначальных сведений.

Предоставление первичной информации друг другу по данному вопросу

Разработка вариантов решения

1.Выявление по ключевым партнерам компании необходимого ассортимента из всех существующих на рынке.

2.Определение ценовых категорий через лояльных клиентов компании

3.Количественное определение потребностей клиентов компании в новых товарах.

4.Определение нюансов по работе с новым ассортиментом.

5.Переговоры с поставщиками-основными игрокам на рынке интересующих нас продуктов.

6.Проработка технической составляющей
7. Проработка складских возможностей компании под выделение складских площадей для новых групп товаров.

8. Проработка финансовых составляющих.

Ведущие менеджеры по продажам

Начальники отдела продаж и маркетинга

Начальники отдела техобслуживания и техподдержки

Бухгалтерия

Коммерческий директор

Сбор и обработка информации (путем личного общения, телефонных звонков)

Ведение переговоров.

Обмен полученной информацией.

Составление промежуточных отчетов для предоставления руководству.

Выбор окончательного варианта

Итоговый анализ полученной информации от разных отделов компании. Выбор окончательного ассортиментного перечня (номенклатуры).

Генеральный директор

Коммерческий директор

Начальники отдела продаж и маркетинга

Начальники отдела техобслуживания и техподдержки

Бухгалтерия

Обмен полученной информацией

Обсуждение и итоговое принятие решения

Организация выполнения решения

Подписание контрактов с поставщиками.

Логистика с завода до склада компании.

Подготовка складских помещений под новые группы товаров. Введение в базу (программа 1С) новой номенклатуры.

Оповещение сотрудников компании об окончательном внедрении новых групп товаров.

Генеральный директор

Коммерческий директор

Начальники отдела продаж и маркетинга

Начальники отдела техобслуживания и техподдержки

Бухгалтерия

Менеджеры отдела продаж

Сотрудники склада

Отдел маркетинга

Ведение переговоров.

Составление обобщающей справочной информации для сотрудников и партнеров.

Обучение сотрудников компании.

Контроль выполнения решения

Подготовка рабочего плана реализации,
его реализация.
Внесение изменений в решение в ходе реализации
Оценка эффективности принятого и реализованного решения

Генеральный директор

Коммерческий директор

Начальники отдела продаж и маркетинга

Проведение общих собраний(планерок) с целью анализ и обработка обратной информации.


К психологическим методам, применяемым в ООО НТС «РЕАЛ», относятся выступления генерального директора перед персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу (методы психологической мотивации).

На предприятии также применяются методы для создания условий гуманизации труда (кондиционеры, безопасные компьютерные мониторы, удобство рабочего места). При приеме на работу на некоторые должности проверяют также психологическую пригодность (кадровые методы профессионального отбора).

Глава 3. Совершенствование процесса принятия решений (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)

3.1. Разработка проектного варианта процедур принятия решений

Организационная структура – это один из основных элементов процедуры принятия решений предприятием, характеризующаяся распределением труда, целей и задач управления между сотрудниками организации. Структура управления – это способ разделения труда по реализации управленческих решений [12, С. 156].

Организационная структура управления представляет из себя совокупность управленческих звеньев, расположенных в иерархической последовательности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним проявлением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.

ООО НТС «РЕАЛ» имеет линейно-функциональную систему управления.

При данной структуре управления власть принадлежит линейному руководителю, возглавляющему определенное подразделение орагнизации. При постановке определенных вопросов и определению соответствующих решений, планов руководителю помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

В этом случае функциональные структуры подразделения подчиняются главному линейному руководителю.

В нашем примере выбрана такая структура управления, так как основные ее преимуществами следующие: способствование основательной подготовке решений и планов, связанных со специализацией сотрудников; возможность привлечения консультантов и экспертов – делегирование обязаностей.


Также наравне с преимуществами существует ряд недостатков: отсутствие тесных взаимосвязей между отделами; недостаточная степень ответственности, т. к. тот, кто формулирует решение проблемы, напрямую не участвует в его реализации; акцент на системе взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, что способствует чрезмерной централизации власти.

Рассмотрим проектный вариант процессов принятия решений в ООО НТС «РЕАЛ».

Высшее звено предприятия – генеральный директор, который осуществляет руководство деятельностью предприятия, организует исполнение решений собрания учредителей общества. Директор решает все вопросы деятельности ООО НТС «РЕАЛ», заключает договора, издает приказы и распоряжения. Также он несет в пределах своей должности полную ответственность за процессы функционироания ООО НТС «РЕАЛ», обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия.

Ниже по должностной иерархии от генерального директора находятся заместитель директора по общим вопросам, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, маркетинговый отдел, начальник технического отдела, начальник отдела техподдержки, начальники отделов по работе с физ. и юр.лицами.

Должностные инструкции.

Должностные инструкции – обязанности, закрепленные документально за должностным лицом.

В обязанности зам. директора по общим вопросам входит рассмотрение вопросов, связанных с хранением готовых изделий, ремонту оборудования и другим вопросам, входящих в его обязанности.

Начальник отдела кадров отвечает за обязанности по обеспечению предприятия кадрами требуемых специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки.

Главный бухгалтер обеспечивает бухгалтерский учет хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, также организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Главному бухгалтеру подчиняется бухгалтера (расчетный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, финансовый бухгалтер и др.), которые выполняют учет основных средств, затрат на производство, расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы.

Начальник технического отдела руководит отрядами монтажников. Отдел в свою очередь организует проведение работ по контролю качества выпускаемой продукции, выполнение работ в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, технической документацией, условиями поставок и договоров.
Начальник отдела техподдержки руководит операторами.


Маркетинговый отдел представляют начальник планово-экономического отдела, SMM-менеджеры и режиссер монтажа.

Начальник планово-экономического отдела отвечает за работу по технико-экономическому планированию предприятия, по экономическому анализу деятельности предприятия, участвует в разработке мер по повышению эффективности и производительности труда.

Начальники отделов по работе с физ. и юр.лицами отвечают за поддержание лояльности клиентов компании и за привлечение новых клиентов.


 

Возникновение ситуации

Появление проблемы, ее определение

Описание проблемной ситуации

Определение необходимых ресурсов

Модификация

1. Постановка проблемы

Получение

Сбор

Анализ

Оценка

Сбор и обработка информации

Формирование критериев решения

Обратная связь

2. Формирование решений

Получение

Получение

3.Выбор и реализация решения проблемы

Выработка курса действий

Получение

Получение

Результаты контроля хода реализации

Выполнение принятого решения

План действий по реализации решения

Возможные последствия принятого решения

Рисунок 5 – Схема процесса принятия управленческих решений

На ООО НТС «РЕАЛ» преимущественно используется командный метод управления, который основывается на приказах и распоряжениях, исходящих от генерального директора. В своей деятельности отделы придерживаются заранее оговоренных в приказах и согласованных с начальством сроков. При нарушении условий выполнения поставленных перед сотрудником задач, по отношению к нему вступает в силу система ответственности.

3.2. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений

Результаты исследований, проводимых в США, свидетельствуют о том, что даже преуспевающие предприниматели принимают осмысленные решения только в 50% из 100%. Повышение же качества и осмысленности принимаемых руководством решений повлияет на увеличение эффективности и конкурентоспособности всего производства.


Неудовлетворительные результаты работы предприятия обусловлены небрежным отношением к теории принятия решений в менеджменте. Многие менеджеры считают принятие управленческого решения как нечто само собой разумеющееся. Принятие наиболее эффективного варианта решения проблемы в управлении организацией – это, по своей сути, ответственный, обдуманный и осознанный выбор, влияющий на многие аспекты работы предприятия. Варианты принимаемых решений могут быть рассмотрены в оценке реальных перспектив, оптимистических и пессимистических. Признаком грамотной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор самого эффективного варианта решений из нескольких возможных. Полноценное решение проблемы наступает после рассмотрения различных вариантов, группировки их по значимости и приоритетам, отклонения заведомо нереальных.

Следует также избавиться от стремления ускорить процесс принятия решений, что может повлечь за собой искажения в принимаемых решениях. При выборе окончательного варианта решения необходимо учитывать множество различных факторов и возможностей просчёта, объясняемого субъективными данными самого сотрудника и некоторыми объективными данными самого механизма расчётов. Руководитель должен учитывать, что в действительности вероятность осуществления лишь одного варианта решения проблемы, который имеет явное и значительное преимущество перед другими, очень мала.

Принимая итоговое решение, необходимо предвидеть на основе реалистичных прогнозов возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения. Исходя из этого рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Процессы принятия управленческих решений является ключевым фактором в деятельности и процветании любой современной организации. Без грамотного принятия управленческих решений, эффективного руководства невозможен рост экономического благополучия фирмы.

2. Способы правильного принятия решения можно подчерпнуть из соответствующей литературы и опыта ведущих менеджеров и фирм. Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Также способность и умение делать это развиваются с накоплением собственного опыта, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность данных аспектов, знания и умения составляют компетентность любого топ-менеджера и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, свидетельствуют об эффективности работы менеджера.