Файл: Понятие и классификация юридических фактов (Роль юридических фактов в механизме правового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанных признака.

Первый - «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия – поступки человека, акты государственных органов и т. д. События – явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека.

По второму признаку действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное поведение. Неправомерные – противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства. Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны – договоры, сделки, административные акты, связанные с «нормальными» правовыми отношениями, с другой – проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь достижения абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификацией юридические факты с противоположным социальным знаком.

Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Значительная часть правомерных поступков порождается материально-предметной деятельностью людей. Юридические акты – действия, прямо направленные на достижение правового результата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов

1. События – факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения. Таковы, например, рождение и смерть человека, истечение времени, явления стихийного характера.

Юридические события могут быть подразделены на две группы:

а) абсолютные события – обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее;

б) относительные события – обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин (рождение ребенка, производственная авария и т.д.).

Юридические события самостоятельно и в сочетании с другими юридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекут за собой изменение прав и обязанностей, прекращают правовые отношения.


Юридически значимое событие имеет место лишь в тех случаях, когда «пересекаются» независимые причинно-обусловленные процессы.

Рассмотрим в качестве примера такой юридический факт, как наводнение. Само по себе наводнение – закономерный результат цепи природных процессов. В этом заключается одна из независимых «линий причинности» в рассматриваемом явлении. Но наводнение никогда не станет юридическим фактом, если не будет пересечения линии причинности с процессом человеческой деятельности. В том случае, если наводнение помешало, например, обвиняемому явиться по вызову следователя в суд, оно приобретает значение юридического факта. Таким образом, событие выступает как сложный по структуре юридический факт. В составе этого факта можно выделить признаки, относящиеся к одной причинной цепи (наводнению) и к другой. Вывод о том , что событие представляет собой пересечение независимых причинных цепей, позволяет понять структуру факта-события, что важно для нормативного закрепления фактов-событий и для их установления в правоприменительном процессе.

Юридические факты – события можно классифицировать по различным основания:

- по происхождению – природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека;

- в зависимости от повторяемости события – уникальные и повторяющиеся (периодические)

- по протяженности во времени – моментальные (происшествия) и протяженные во времени (явления, процессы);

- по количеству участников – персональные, коллективные, массовые; с определенным и неопределенным количеством участников;

- по характеру наступивших последствий – обратимые и необратимые и др.

2. Деяния (действия) – определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Отличительная черта данного вида юридических фактов состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу волевого характера юридических последствий.

Юридические действия весьма разнообразны и играют далеко не одинаковую роль в процессе правового регулирования.

Среди них можно выделить правомерные деяния и неправомерные. Среди правомерных деяний следует выделить юридические акты, т.е. те действия людей, которые совершаются ими со специальными намерением вызвать юридические последствия. Это акты применения права, сделки и соглашения; а также заявления и жалобы. В отличие от юридических актов другой вид правомерных деяний – юридические поступки – не направлены специально на возникновение правоотношений, но влекут согласно закону те или иные правовые последствия.


Неправомерные деяния (правонарушения) также делятся на несколько видов. Это преступления и проступки , а также принятие незаконных актов.

3. Юридические состояния – длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.).

Часто для возникновения правоотношений требуется не один юридический факт, а целая их совокупность (юридический состав). Так, для вступления в брак необходимы достижение определенного возраста, заявление будущих супругов о регистрации брака и акт его регистрации в органах ЗАГСа.

Кроме данной классификации юридических фактов выделяют иные по разным основаниям.

Позитивные и негативные, правопорождающие и правопрепятствующие, главные и подчиненные юридические факты. В основе первого деления лежит способ связи с явлением действительности. Правовые последствия могут быть связаны как с существованием некоторого явления, так и с его отсутствием. В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае – отрицательным, негативным, например, отсутствие у лица служебной подчиненности, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу – негативные юридические факты, так как правовое последствие связано именно с отсутствием некоторого явления.

Классификацию фактов на позитивные и негативные не следует смешивать с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это деление раскрывает функции юридических фактов в фактическом составе. Правопорождающие факты – такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовых последствий. Между правопорождающими и правопрепятствующими фактами нет непроходимой границы. Отсутствие правопорождающего факта имеет правопрепятствующее значение. Напротив, отсутствие правопрепятствующего факта – необходимое условие для наступления правовых последствий.

Рассматриваемые классификации юридических фактов следует отграничить также от деления их на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. В основе этих классификаций лежат разные критерии. Юридические факты делятся на правопорождающие и правопрепятствующие по их функции внутри фактического состава. Факты и составы могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости от правовых последствий, которые они порождают как целое. Таким образом, первая классификация не заменяет и не подменяет вторую.


Глава 2. Установление и доказывание юридических фактов

2.1. Дефектность юридических фактов

Факт, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки.

Юридические факты не могут существовать в неоформленном виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законодательством.

Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками. Например, в области семейного права удостоверением пенсионных отношений занимаются органы ВТЭК, органы ЗАГС, военкоматы, архивы.

В науке еще недостаточно разработан вопрос о системе фиксации и удостоверения фактов. Эта система включает в себя, во-первых, органы и организации, уполномоченные фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, внесение записей в личное дело); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельства, копии, выписки).

В фактофиксирующей деятельности необходимо различать деятельность общего и специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их дальнейшего использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа, возраста, образования, семейного положения). Результаты этого вида деятельности могут использоваться в самых различных правоотношениях.

Специальная деятельность по фиксации фактов ведется компетентными органами по конкретному делу и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно этого дела. Ее результаты, выраженные в специальном акте (приговор, решение, постановление), приобретают общее юридическое значение и могут использоваться для разрешения иных юридических дел.

В качестве субъектов фактофиксирующей деятельности выделяют судебные органы и органы государственного арбитража, специальные государственные органы (ВТЭК, нотариальные конторы, архивы) и иные органы государства, которые занимаются фиксацией фактов наряду с управленческой деятельностью в пределах своей компетенции (домоуправления, главные врачи больниц).


Установление и доказывание фактов — одна из традиционных проблем юридической науки и относительно новый вопрос в теории государства и права. Не требуется доказывать очевидные факты, например, что пешеход движется медленнее самолета, однако многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание — это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу, с тем, чтобы закон был применен правильно.

Юридические факты устанавливаются посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

Юридическими фактами, как известно, могут быть и явления прошлого (совершенные правонарушения), и обстоятельства настоящего (возраст, стаж), поэтому в правоприменительном процессе о юридических фактах судят на основании других социальных обстоятельств, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юридических фактов.

Завершающим этапом процесса доказывания фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: производится оценка фактов, документов, версий. Причем наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств. Ключевым моментом этого вида преобразований является юридическая оценка фактических обстоятельств и их квалификация. Она имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Содержание квалификации— сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения. Поэтому дальнейшее изучение этой темы, необходимо не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения. Кроме того, многие презумпции выступают в роли принципов права, ведущих, руководящих начал правового регулирования, установленных государством. Они показывают на отношение государства к человеку (например, презумпция добропорядочности граждан).

В обыденной жизни мы формулируем фактические презумпции, которые могут быть классифицированы по двум основаниям: по одному из них — на поисковые и оценочные, а по другому — на высоковероятные, средневероятные и маловероятные. Формулируя поисковую презумпцию, мы говорим себе: «Возможно, что этот предмет (или этот человек) будут для нас источником необходимой информации». Формулируя оценочную презумпцию, мы говорим: «Возможно, что информация, полученная в процессе общения с данным лицом или в процессе исследования определенного предмета, достоверна (недостоверна) и позволяет (не позволяет) сделать вывод о наличии (или отсутствии) определенных фактов». Примером формулирования высоковероятных фактических презумпций будет ситуация, когда достоверно известно, что определенное следствие всегда или почти всегда порождается только одной из небольшого числа причин, однако при этом мы точно не знаем, какая именно из этих возможных причин явилась действительной причиной того самого следствия, причину которого мы пытаемся обнаружить.